Черный лак
Черный лак применялся для покрытия дерева, возможно, иногда для имитации черного дерева или потому, что черный цвет требовался для некоторых погребальных предметов. Мы находим его, например, на деревянных саркофагах, деревянных канопах и ящиках для съестных припасов в гробнице Юи и Туи; на ряде предметов из гробницы Тутанхамона (на двух больших деревянных статуях, на многочисленных ларцах в форме ковчегов, на подножиях трех больших лож, на рулевых веслах от лодок, на некоторых фигурах людей и животных и других предметах); на ряде сломанных предметов из гробницы Хоремхеба (на больших статуях, фигурах людей и животных и фрагментах лож) и на некоторых поздних (вероятно, персидской или Птолемеевской эпохи) гробах кошек и, возможно, других животных. Я исследовал лак с одного гроба кошки (имеющего форму кошки) в Каирском музее. Очень блестящий, он оказался сходным по составу с черным лаком XVIII династии.
Насколько можно судить, этот черный лак не употреблялся до конца XVIII династии. Тот черный лак, который мы находим на деревянных погребальных предметах более ранних эпох, например на трех саркофагах из Курна (Каирский музей), датируемых XIII-XIV династиями (это вещество не было подвергнуто анализу, но внешне оно выглядит не глянцевитым, а матовым), по всей вероятности, является не лаком, а черной краской. Я исследовал черное лакообразное вещество на некоторых медных погребальных вазах эпохи Среднего царства. Это оказалось клейкое азотистое вещество, по-видимому клей или [540] альбумин (яичный белок), окрашенный углеродом. Как уже упоминалось, этот черный лак был в употреблении приблизительно до эпохи Птолемеев.
Хотя этот лак часто называют битумом или варом, он не является ни тем ни другим и не содержит ни одного из этих веществ. Он состоит из какой-то смолы с относительно низкой температурой плавления; хорошо растворяется в спирте (от 51,6 до 90,5 процента в исследованных образцах) и в ацетоне; не растворяется или почти не растворяется в скипидаре, в петролейном эфире, в сероуглероде, эфире и бензоле; растворяется в пиридине и омыляется каустической содой. Все подвергнутые анализу образцы при нагревании с негашеной известью выделяли аммиачные пары, что указывает на присутствие органического азотистого вещества, но этим веществом мог быть и клей, использованный для грунтовки дерева перед лакированием.
Поскольку лакированным изделиям с самого начала намеренно придавали черную окраску, лак не мог почернеть от времени, как это иногда бывает со смолами. Это должна была быть какая-то естественная черная смола. Известно несколько таких смол. Существует, например, черная даммаровая смола дерева Canarium strictum, растущего в западной и южной Индии, которая могла бы служить подходящим материалом для изготовления черного лака. Известны также естественные черные лаки, не требующие никакой переработки, как, например, смола дерева Rhus vernicifera (Япония и Китай), смола Melanorrhoea usitata (Кохинхина и Камбоджа), смола разновидности дерева Melanorrhoea (Китай) и смола Melanorrhoea laccifera (Индокитай). Все эти смолы в свежем состоянии представляют собою серовато-белые вязкие жидкости; нанесенные же тонким слоем, от соприкосновения с воздухом они высыхают и приобретают твердую черную блестящую поверхность. Они применяются как лаки, и возможно, что какие-то лаки этого типа употреблялись и в Египте.