Черная краска
Черным красителем почти всегда служила какая-то форма углерода, хотя возможно, что и не всегда одна и та же. Обычно углерод употреблялся в сильно измельченном виде и состоял из сажи (вероятно, соскобленной со дна кухонной посуды), хотя иногда имел довольно грубую структуру. Однако сажа, если ее собирать неаккуратно или с кирпичных, каменных или оштукатуренных поверхностей, может оказаться загрязненной частицами минерального вещества, придающими ей грубую структуру. [518]
Я исследовал двенадцать различных образцов черной краски: один — V династии, три
— VI династии, семь — XVIII династии и один — XXIII династии. Все они оказались углеродом, причем одиннадцать из них — тонкой сажей. Двенадцатый образец
XVIII династии обладал более грубой структурой, чем обычная сажа, но, к сожалению, именно в этом случае количество материала, которым я располагал, было слишком незначительно для сколько-нибудь детального анализа.
Лори обнаружил, что один образец черной краски эпохи XIX династии состоял из толченого древесного угля. Спаррел определил черную краску XII династии из Бени-Хасана как пиролюзит[1850] — черную марганцевую руду, в изобилии встречающуюся на Синае. Бек пишет о черном красителе из кости[1851], но этот вывод требует дополнительного подтверждения, так как, по его собственным словам, определение было произведено «без помощи химического анализа». Известен один синевато-черный краситель, природа которого еще не определена, сохранившийся до нас с додинастического периода. Все, что мы знаем о нем, это то, что он «не похож на толченый древесный уголь»[1852]. Черный краситель на одном предмете из джессо и полотна раннего додинастического периода, найденном Мейерсом в Арманте, оказался углеродом[1853].
Древнейший из известных синих красителей оказался, как и следовало ожидать, естественным минералом. Это не что иное, как азурит (шессилит) — синий карбонат меди, встречающийся в самородном состоянии на Синае и в восточной пустыне. Азурит был определен Спаррелом по пробе, взятой с раковины, служившей в качестве палетки и найденной в Медуме (IV династия)[1854]. По словам Спаррела, рот и брови на куске ткани, покрывавшем лицо одной мумии (V династия), были также нарисованы [519] азуритом[1855]; при этом он прибавляет: «Краска от времени и покрывающих ее пятен выглядит зеленой, но это лишь случайное явление». Однако Петри, описывая ту же самую мумию, говорит[1856]: «Глаза и брови на внешнем покрывале нарисованы зеленой краской»; Эллиот Смит также утверждает[1857], что «глаза нарисованы зеленой краской», и прибавляет, что «зрачки, края век и брови нанесены пастой из зеленого малахита».
Основной синей краской, применявшейся в Древнем Египте, была искусственная фритта, состоявшая из кристаллического соединения кремнезема, меди и кальция (кальциево-медный силикат). Она изготовляется путем прокаливания кремнезема, соединения меди (по всей вероятности, малахита), углекислого кальция и соды. Петри отмечает, что по крайней мере в одном случае роль кремнезема играла кварцевая галька[1858], применявшаяся потому, что она почти совершенно свободна от соединений железа, которые, если они присутствуют в заметном количестве, придают готовому продукту вместо синей зеленую окраску. В своем первоначальном описании мастерской, изготовлявшей фритту11, Петри употребляет общий термин «щелочь», не уточняя, применялась ли в этом случае сода или поташ, поскольку данных для определения щелочи не было, но в более позднем отчете он говорит уже о поташе[1859], хотя и не приводит никаких доказательств в пользу применения поташа. Мне кажется более вероятным, что в данном случае роль щелочи играла сода, так как она встречается в Египте в естественном состоянии лишь со следами поташа, присутствующего в ней в качестве примеси, тогда как поташ пришлось бы изготовлять искусственно из растительной золы; немногочисленные опубликованные анализы этой фритты во всех случаях показывают если не полное отсутствие, то весьма незначительное содержание поташа, а в одном случае сравнительно высокий процент соды. Витрувий пишет[1860], что [520] синяя египетская фритта, которую он называет caeruleum и которая, по его словам, была изобретена в Александрии (хотя на самом деле она была известна за 2000 лет до основания Александрии), изготовлялась путем сплавления песка, медных опилок и соды (nitri flore). Следует отметить, что Витрувий не упоминает о карбонате кальция, который являлся существенной составной частью при изготовлении фритты. Очевидно, роль карбоната кальция в этом случае, так же как в изготовлении стекла, недооценивалась потому, что, хотя его и приходилось добавлять при использовании кварцевой гальки, в этом не было необходимости при применении кварцевого песка, так как египетские пески в основном представляют собою смесь кварца и карбоната кальция. Феофраст говорит о материале, который он называет kyanos[1861], изобретенном, по его словам, в Египте и являющемся, по-видимому, синей фриттой, а Плиний упоминает египетский caeruleum[1862], который он определяет как род песка и который, по всей вероятности, был также фриттой. Однако все эти упоминания весьма туманны.
Многие химики, начиная с Гэмфри Дэви (1815 год)[1863], занимались исследованием состава этой фритты, однако наиболее серьезные исследования в этой области принадлежат д-ру У. Т. Расселу[1864], который сам изготовил образцы этого материала; позднее опыты Рассела были повторены и расширены Лори, Маклинтоком и Майлсом[1865].
Когда синяя фритта была впервые введена в употребление, не известно, но Спаррел[1866] и Лори[1867] обнаружили образцы этого вещества, относящиеся еще к IV династии. Спаррел исследовал образцы, сохранившиеся до нас от IV, XII и XVIII династий, а Лори — от IV и
XI династий. [521] Суль нашел фритту в гробнице Пернеба (V династия)[1868], а я исследовал тридцать образцов синей краски, оказавшейся фриттой[1869], причем четыре из них относились
23
К IV династии, два — к VI, два — к XIII, девятнадцать — к XVIII, два — к XIX и два — к XX-XXVI. Рейснер обнаружил в Верхнем храме Менкаура (IV династия) «массу из истолченного синего кристаллического красящего вещества», но, по-видимому, это вещество не было подвергнуто, анализу. О нем сказано только, что оно являлось «частью первоначального погребального инвентаря» и представляло собою «мелкозернистый синий порошок, который использовался для росписи стен в мастабе»[1870]. Вполне вероятно, что это была обычная искусственная синяя фритта.
Помимо применения в качестве краски, фритта шла на изготовление мелких
25
Предметов, примерами которых могут служить цилиндрическая печать VI династии, цилиндр, также VI династии[1871], маленький сфинкс XIX династии[1872] и бусы различных периодов. Ходжсон доказала, что, если очень тонко перемолотую фритту смешать с водой, она становится настолько пластичной, что из нее можно формовать различные предметы, которые в высушенном и обожженном виде сохраняют свою форму[1873].
Лори говорит, что такая фритта «употреблялась не только в Египте, но ив Риме в эпоху империи как универсальная синяя краска для фресковой живописи»[1874] и что она «исчезла с палитры художников в период приблизительно между II и VII веками н. э.»[1875] Образцы синей фритты, найденные в Италии, экспонированы в Неаполитанском музее. [522] Некоторые ученые утверждают, что в Древнем Египте использовали в качестве краски толченый лазурит и даже толченую бирюзу, но мы не имеем никаких данных, свидетельствующих о подобном применении этих минералов, и, по всей вероятности, они никогда не употреблялись для этой цели. Совершенно справедливо, что путем отмучивания мелкоистолченного лазурита из него может быть получена стойкая синяя краска — ультрамарин, но выход конечного продукта очень мал, всего около 2 %, и, кроме того, нет никаких доказательств, что этот метод был известен до начала XI века н. э. Значительная часть применяемого в наше время ультрамарина представляет собою искусственный продукт, технология получения которого была впервые разработана в начале XIX века. Мне удалось экспериментально доказать, что просто истолченный лазурит дает очень низкокачественную синевато-серую краску. Не могла также дать хорошей краски и бирюза, к тому же, даже если бы она и была доступна в большом количестве, она все равно была бы слишком дорога для применения ее в таких широких масштабах, в каких это требовалось для росписи стен гробниц.
Тох сообщает[1876], что в росписи гробницы Пернеба (V династия) была применена кобальтовая краска, но я уже много лет тому назад выразил сомнение в верности этого определения. Недавно Суль доказал, что обнаруженная в этой гробнице синяя краска является не кобальтом, а кальциево-медным силикатом[1877].
В некоторых случаях синие египетские краски, обычно отличающиеся устойчивостью, изменили свой цвет. Так, например, изображения трилистника на так называемом «коровьем ложе» из гробницы Тутанхамона, которые в настоящее время темнокоричневого, почти черного цвета[1878], несомненно, были некогда синими; до сих пор под черным проглядывает синий цвет, и, поскольку вещество зернисто и отвечает пробе на медь, возможно, что это — разложившаяся синяя фритта. Фон росписи цилиндрического алебастрового «туалетного сосуда» с фигурой лежащего льва на крышке (из той же гробницы) также был когда-то [523] синим и еще голубел местами, когда его впервые рассматривали[1879]. Было невозможно отделить часть краски, не повредив предмет; поэтому произвести анализ не удалось и характер краски остался неустановленным. В других гробницах, например в гробнице Аменхотепа II, синяя краска также в некоторых случаях потемнела и стала черной или почти черной, причем почернение, по-видимому, не является результатом воздействия дыма, как это обычно бывает в гробницах.