СЛОВЕСНЫЙ «ПОРТРЕТ» И ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЇТредположим, от нас требуют дать описание какого-
* * либо хорошо известного предмета. Нам придётся, очевидно, ответить при этом на целый ряд вопросов, а именно: что представляет собой этот предмет? каковы его
Фиг. 9. Технический рисунок. В отличие от художественного он даёт упрощённое изображение. Короткие рёбра спичечной коробки изображены здесь прямыми, параллельными между собой. |
Форма, размеры, материал? и т. д. Сообщить все эти сведения на словах, т. е. дать словесный «портрет» предмета, как мы уже знаем, нелегко.
Можно было бы прибегнуть к фотоаппарату и просто сфотографировать предмет. Фотоснимок даёт наглядное и привычное для нас представление о предмете. Не менее наглядным является и грамотно выполненный рисунок. Но при этом истинная форма и действительные размеры предмета окажутся невыясненными, точнее говоря, мы можем их выявить лишь после того, когда будут выполнены дополнительные построения на самом изображении.
Фиг. 10. Чертёж. На чертеже даются отдельные виды спичечной коробки. Имея чертёж, надо по этим различным видам составить себе целостное представление о предмете. |
В этом — существенный недостаток как фотографии, так и рисунка.
Поясним сказанное на предмете, который всегда имеется под рукой. Пусть этим предметом будет спичечная коробка.
На фиг. 9 и 10 даны так называемый «технический рисунок» коробки и её чертёж. Внимательно разберитесь в них и сопоставьте первое изображение со вторым. Из этого сравнения мы можем вывести чрезвычайно важное заключение. В то время как технический рисунок воспроизводит
Нам форму предмета в целом, чертёж даёт разрозненные изображения отдельных его сторон.
Так, на чертеже спичечной коробки (фиг. 10) показаны её виды: спереди, сверху и с левой стороны.
Чем обусловлена эта особенность чертежей? В чём сходство чертежа с рисунком и в чём их огличие друг от друга?