НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕРТЕЖА
На протяжении десятков столетий содержание чертежей ограничивалось одним лишь планом, иначе говоря, изображением, в котором предмет передаётся таким, каким он кажется нам при рассматривании сверху. История развития отечественной техники, начиная с Киевской Руси, даёт немало примеров подобною рода изображений. Своему совершенствованию эта разновидность чертежа многим обязана гению русских «размыслов», как в старину называли инженеров. Интересно отметить, что в «Пушкарском приказе», основанном Иваном IV для заведывания артиллерийскими и инженерными делами, имелись уже особые лица, выполнявшие чертежи. По тогдашнему они носили название «чертёжщиков». Само же черчение называлось в ту пору «знаменованием».
С течением времени плану стал сопутствовать фасад, или вид предмета спереди, часто называемый главным видом. Образцами такого соединения в одной изобразительной плоскости двух видов являются, например, чертежи боярских угодий, встречающиеся в древнерусских грамотах на право владения землёй, а также изображения дворцов на некоторых папирусах Древнего Египта.
О русской графической культуре свидетельствуют многие сохранившиеся памятники старины. Достаточно напомнить о плане г. Пскова, о «Годуновой» чертеже Москвы 1619 года и о таком замечательном труде, выполненном по указу Петра I Семёном Ремезовым, как «Чертёжная книга городов и земель Сибири» (1701 год).
Некоторые сведения о состоянии технической графики в начале семнадцатого столетия можно почерпнуть из «Устава ратных, пушечных и других дел», составленного Онисимом Михайловым в 1607 году. В этом «Уставе» имеется, например, особая глава о чертёжных инструментах: циркуле, или кружале, наугольнике и разных угломерных «снастях».
В 1725 году появилась книга (автор её неизвестен) под названием «Приёмы циркуля и линейки или избранней - шее начало в математических искусствах, или же возможно лёгким и новым способом доступити землемерия и иных из оного происходящих искусств». В ней не только указывается как следует обращаться с чертёжными инструментами и принадлежностями, но излагаются и приёмы графического решения некоторых практических задач.
К середине восемнадцатого века графические изображения уже мало чем отличались от современных.
Кроме «машиностроительных» чертежей (фиг. 6), часто преходится встречаться с «архитектурно-строительными». Так называются чертежи, относящиеся к строительству жилых и промышленных зданий. Общее представление об этих чертежах может дать проект, помеченный 1748 годом. Он интересен тем, что является проектом первой в России химической лаборатории, где великий
ТТЗТГзП’ |
Г~г 2 Э У£<*Ш. таен** ив*<$Г |
Фиг. 7, План и вертикальный разрез здания лаборатории Ломоносова, |
|
|
|
|
Ломоносов читал свои лекции. На фиг. 7 воспроизведена - только часть этого проекта, дающая профиль, т. е., как бы мы сказали теперь, вертикальный разрез, и план лабораторного здания. Вверху чертежа приведено краткое описание отдельных частей помещения. Осенью того же 1748 года под непосредственным наблюдением Ломоносова и в соответствии с проектом (фиг. 7) лаборатория была выстроена в тогдашнем Петербурге.
Несмотря на сравнительно высокое качество чертежей начала и в особенности середины восемнадцатою столетия, они всё же не являются ещё чертежами в нашем понимании, так как представляют собой лишь собрание разрозненных практических приёмов, лишённых единой теоретической основы.
Для истории развития способов построения графических изображений особое значение приобретают чертежи, принадлежащие нашему знаменитому соотечественнику, гениальному изобретателю И. П. Кулибину (1735—1818 годы). Путём самообразования он добился выдающихся успехов, должным образом не оценённых при его жизни царским правительством. Чертежи многочисленных изобретений Кулибина частично сохранились до наших дней. Они находятся в отделе рукописей Ленинградской библиотеки Академии наук и в других её учреждениях. Эти чертежи, отличаясь высоким совершенством, выполнены в полном соответствии с принятыми в настоящее время правилами их построения. Такими же достоинствами отличаются и чертежи пушки, принадлежащие военному инженеру Никите Муравьёву (1750 год), а также строительные чертежи (лестницы) зодчего Еропкина (1757 год). Заметим, что все эти чертежи были выполнены за несколько десятилетий до обнародования теоретических основ науки о графических изображениях французским инженером и учёным Гаспаром Монжем.
Крайне любопытен способ черчения, применённый Кулибиным. Он выполнял свои чертежи на плотной бумаге, подобной той, которая употребляется для изготовления игральных карт. Линии чертежа наносились им с помощью особого инструмента, имеющего форму иглы с затупленным остриём. При обыкновенном освещении эти изображения невозможно было прочесть, но стоило только осветить их пучком направленных на них лучей, как они становились видимыми. Для этой цели Кулибин изобрёл даже особую лампу, напоминающую современный прожектор. В некоторых же случаях линии таких чертежей он обводил чернилами.
Геометрические основания чертежа достаточно просты. Они заключаются в проектировании предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости, которые в дальнейшем разворачиваются около линии их пересечения или, как говорят, совмещаются в одну плоскость. Этот приём впервые был опубликован Монжем в 1799 году и первоначально составлял всё содержание новой области знания, получившей название «начертательной геометрии», т. е. науки о графических изображениях. Лишь впоследствии сюда вошли и другие практически применявшиеся способы построения изображений.
Выросшая из потребностей развивающейся промышленности и техники, начертательная геометрия приобрела чрезвычайно большое значение. Только с возникновением этой науки графические изображения получили те широкие и многообразные применения, которые присущи современному чертежу.
В нашей стране начертательная геометрия в первые годы своего развития была тесно связана с Институтом корпуса инженеров путей сообщения, основанном в 1809 году в Петербурге, и обязана своим распространением профессору этого института — Я. А. Севастьянову.
Из трудов Севастьянова особый интерес представляют для нас его «Основания начертательной геометрии», появившиеся в 1821 году. Эта работа была первой по времени выхода из печати русской книгой по данному предмету. После неё появляется целый ряд курсов этой науки, которая становится обязательной для студентов всех высших технических учебных заведений. Среди этих курсов следует отметить работы проф. В. И. Курдюмова (1853—1904 годы). Его «Курс начертательной геометрии» до сих пор служит образцом подобного рода руководств.
Особенно большое развитие начертательная геометрия получила в Советском Союзе. В этой области известны работы А. К. Власова, Н. А. Глаголева, М. А. Дешевого, А. И. Добрякова, Д. И. Каргина, Н. А. Рынина, Е. С. Фёдорова, Н. Ф. Четверухина и др.