ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Н |
А предыдущих страницах было рассказано, как в различные эпохи люди подходили к решению вопроса о происхождении Земли. Теперь нам остаётся ещё сделать несколько заключительных замечаний, необходимых для того, чтобы правильно оценить достигнутые результаты и вполне уяснить себе, чего мы можем ожидать от науки в будущем.
Прежде всего, надо отдать себе отчёт в том, какую небольшую часть своей жизни прожило человечество и как молода ещё наука. Это можно сделать при помощи следующего расчёта.
Примем возраст Земли, считая его от образования твёрдой коры, равным трём миллиардам, т. е. 3 ООО миллионов лет. Геологические изыскания самыми разнообразными путями убеждают нас в том, что жизнь на Земле зародилась около 300 миллионов лет тому назад. Переходя от самых древних пластов земной коры, где впервые 34 встречаются остатки простейших животных и растений, к более новым, мы видим, как развивалась жизнь, как появились сначала ракушки, потом исполинские раки, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Наконец, в слоях Земли, возраст которых оценивается примерно в 300000 лет, впервые встречаются следы существования человека. Понадобилось таким образом всего 300 000 лет, или, иначе говоря — смена примерно 10 000 поколений для того, чтобы первобытный обезьяноподобный человек превратился в современного.
С точки зрения нашей привычной мерки такой промежуток времени представляется очень большим — ведь вся историческая жизнь человечества охватывает лишь несколько тысяч лет. Но в жизни Земли, как прошедшей, так и будущей, время существования людей, время, в течение которого люди занимались наукой, представляет лишь короткое мгновение. Чтобы лучше представить себе положение дела, прибегнем к следующему приёму.
Три миллиарда лет, принятые нами за возраст Земли, назовём «большим годом». Разделим этот «большой год» подобно обычному году на дни, часы, минуты и секунды. В таком случае продолжительность существования жизни составит, как легко рассчитать, 36*/г «дней», а время существования человека — всего 52 «минуты» 36 «секунд».
Первые начатки науки мы находим примерно три тысячи лет тому назад. Это значит, что наука существует всего только 31 «секунду»!
Телескоп был впервые направлен на небо 7 января 1610 года и только с этого дня могло начаться действительно успешное изучение окружающего нас мира. Но с тех пор прошло... всего только три «секунды»!
Вот как молода наша наука, если её сравнивать с жизнью Земли!
Посмотрим теперь в другую сторону, в сторону будущего.
Мы имеем все основания думать, что те условия, в которых находится сейчас земной шар и которые делают возможным существование на нём жизни, не изменятся сколько-нибудь значительно в течение нескольких миллиардов лет. За это время не изменится заметно ни количество света и тепла, излучаемого Солнцем, ни расстояние от Земли до Солнца.
Таким образом, человечество, занимавшееся по-настоящему наукой в течение всего лишь нескольких «секунд»,
Имеет перед собой для дальнейшего развития науки целые «годы». Что такое все наши познания, все достижения современной науки по сравнению с тем, что люди узнают за столь огромный промежуток времени. Ведь один «год» заключает 31*/2 миллиона «секунд». А таких «годов» человечество имеет перед собой, надо думать, ещё очень много.
Прибавим ещё, что быстрота развития науки, так же как и быстрота развития неотделимой от неё техники, стремительно возрастает. Ведь успехи науки и техники, например, за XIX столетие несравненно превосходят все достижения каждого из предыдущих веков. А по мере того как социальный строй улучшается и всё больше и больше людей получают возможность заниматься наукой, её движение вперёд будет делаться всё более и более быстрым.
Итак, будем помнить, что наука ещё очень молода, что она делает только первые шаги в деле познания природы. Перед ней открывается необозримое, ослепительно блестящее будущее. Поэтому, если наука ещё не разрешила во всех подробностях такую сложную задачу, как вопрос о происхождении Земли, то этому не приходится удивляться. Напротив, мы должны гордиться тем, что уже сейчас наука настолько развилась, что смогла по-настоя- щему приступить к решению этой большой и сложной задачи.