Управление по функциям
Управление предметной областью проекта
Раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения того, что в проект включены все требуемые работы и только те работы, которые необходимы для успешного завершения проекта. Включает инициацию работ, планирование предметной области, определение предметной области, подтверждение предметной области и контроль изменений предметной области.
Предметная область проекта — совокупность продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в результате завершения осуществляемого проекта.
Управление предметной областью включает следующие основные этапы.
Инициация проекта или его очередной фазы. Процесс инициации проекта включает следующие задачи и процедуры:
• разработка концепции проекта;
• рассмотрение и утверждение концепции;
• собственно инициирование. Планирование предметной области включает:
• анализ текущего состояния и уточнение целей и результатов проекта;
• уточнение основных характеристик проекта;
• установление критериев успеха или неудачи проекта;
• построение структурной декомпозиции предметной области;
• план управления проектом по предметной области. Организация выполнения и контроль состояния предметной области
Проекта включает:
• распределение функциональных обязанностей и ответственности;
• установление системы отчетности по изменению состояния предметной области проекта для субъектов управления;
• контроль прогресса проекта;
• формирование отчетности о ходе выполнения работ по элементам структурной декомпозиции предметной области.
Анализ состояния и регулирование предметной области проекта:
• анализ текущего состояния проекта, отклонений относительно базовых показателей;
• анализ причин, вызывающих отклонения в предметной области;
• сбор и обработка запросов на изменение в предметной области;
• подготовка и анализ последствий рекомендуемых корректирующих воздействий;
• принятие решений о регулирующих воздействиях. Завершение управления предметной областью:
• проведение заключительного анализа результатов проекта и составление сводного отчета;
• разрешение спорных и конфликтных ситуаций;
• формирование архива проекта;
• извлеченные уроки.
Управление проектом по временным параметрам
Раздел управления проектами, включающий в себя процессы управления проектом, необходимые и достаточные для своевременного завершения проекта, в т. ч.: определения работ, определения последовательности работ, оценки продолжительности работ, разработки календарного плана и контроля календарного плана.
Управление проектом по временным параметрам заключается в составлении различных календарных планов, для различных уровней управления и участников проекта.
Процесс управления по по временным параметрам разбивается на этапы.
Концепция управления проекта по временным параметрам:
• выбор методов и определение процедур управления проектом по временным параметрам;
• выбор программного обеспечения;
• определение ограничений;
• разработка укрупненного плана;
• определение требований к системе управления проектом по временным параметрам;
• утверждение концепции. Кмещіщіюеплаїїщювание:
• уточнение ограничений, учитываемых при разработке календарных планов;
• определение WBS;
• определение последовательности работ и их взаимосвязей с помощью организационно-технологических моделей: линейные модели, сетевые модели типа "работа-вершина", "работа - дуга" и др.;
• определение потребности работ проекта в ресурсах;
• определение продолжительности работ;
• разработка расписаний работ;
• определение графиков потребности в ресурсах;
• оптимизация расписаний по временным, ресурсным и стоимостным критериям;
• план управления проектом по временным параметрам. Контроль вЫполнения проекта по времеНным параметрам:
• организация контроля выполнения работ;
• учет выполненных работ и расхода ресурсов;
• формирование отчетности о ходе выполнения работ.
Анализ и регулирование пРоцесса выполнения пРоекта по временНым параМетрам:
• выявление и анализ отклонений от базового расписания;
• определение негативных факторов, влияющих на выполнение работ;
• определение необходимых корректирующих воздействий;
• прогнозирование хода выполнения работ;
• согласование и получение разрешений на внесение необходимых изменений в расписание;
• анализ и документирование внесенных изменений. ЗакРытие управления работ по временным параметрам:
• анализ результатов и опыта управления проектом по временным параметрам;
• составление заключительного отчета;
• формирование архива;
• ретроспективный анализ и извлеченные уроки.
Управление стоимостью и финансированием проекта
Включает процессы, необходимые для формирования и контроля выполнения утвержденного бюджета проекта. Состоит из планирования ресурсов, формирования сметы, бюджета и контроля стоимости. Процессы:
Разработка концепции управления стоимостью и финансированием проекта:
• выработка стратегии управления стоимостью (определение целей, критериев, ограничений и допущений);
• проведение экономического анализа и обоснования проекта;
• общая экономическая оценка проекта;
• разработка укрупненного графика финансирования;
• утверждение концепции.
Планирование стоимости и финансирования в проекте:
• планирование ресурсов и их количества;
• оценка стоимости проекта (на основе смет или экспертных оценок);
• формирование бюджета проекта;
• разработка плана финансирования;
• разработка плана управления стоимостью и финансированием в проекте.
Организация и контроль выполнения проекта по стоимости;
• распределение функциональных обязанностей и ответственности;
• введение в действие системы управления стоимостью;
• учет фактических затрат;
• формирование отчетности о состоянии стоимости;
Анализ состояния и регулирования стоимости создания проекта:
• текущий аудит состояния проекта по стоимости и финансам;
• определение степени выполнения проекта по стоимостным показателям;
• анализ отклонений;
• анализ факторов, влияющих на отклонения;
• подготовка и анализ корректирующих воздействий;
• прогнозирование стоимости проекта;
• принятие решений о регулирующих воздействиях. Завершение управления стоимостью и финансированием проекта:
• экономический анализ и оценка результатов;
• разрешение претензий и конфликтов;
• подготовка исполнительной сметы и финансового отчета;
• окончательные расчеты и финансирование;
• формирование архива.
Управление качеством
Включает процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Процессы:
Концепция управления качеством в проекте. Планирование управления качеством в проекте. Организация и осуществление контроля качества. Анализ состояния и обеспечение качества. Завершение управления качеством.
Включает процессы, связанные с определением, анализом и разработкой соответствующих мер реагирования на риски в проекте.
Риск рассматривается как возможность воздействия на проект непредвиденных событий, которые могут нанести определенный ущерб и препятствовать достижению целей проекта. Риски характеризуются тремя факторами риска:
• рисковое событие, которое может произойти в ущерб проекту;
• вероятность наступления такого события;
• размер потерь в результате наступления рискового события. Соответственно, выделяются следующие основные этапы управления риском: идентификация риска, оценка риска, реакция на риск.
Процессы управления риском в проекте: Разработка концепции управления рисками:
• определение целей управления риском;
• идентификация факторов риска;
• определение возможных источников риска;
• выбор стратегии управления риском;
• анализ альтернатив;
Планирование мер реагирования на рисковые события:
• оценка вероятности рисковых событий;
• оценка возможных ущербов;
• определение событий, требующих реагирования;
• распределение рисков между участниками проекта в соответствии с их долей участия;
® перенос рисков на других участников с помощью: о учета рисков в контрактах; о принятия дополнительных обязательств; о создание страховых резервов; о прочих мероприятий;
• страхование рисков, связанных с: о прямым ущербом;
О косвенными потерями;
О юридической ответственностью участников проекта; о страхование персонала, вовлеченного в проект;
• установление резервов для смягчения рисковых событий: о финансовые резервы;
О резервы времени в календарных планах; о резервы на случай форс-мажорных обстоятельств; Организация и контроль мер реагирования на рисковые события. Анализ состояния и регулирование мер по снижению рисков. Завершение управления риском в проекте.
Управление человеческими ресурсами в проекте
Включает процессы, требуемые для наиболее эффективного использования вовлеченного в проект персонала и других человеческих ресурсов проекта.
Человеческие ресурсы проекта - совокупность профессиональных, деловых, личностных качеств участников проекта и их возможностей: влияния, "веса", связей и т. п. Процессы.
Разработка концепции управления персоналом в Проекте:
• выработка стратегии управления персоналом;
• определение потребности в трудовых ресурсах;
• определение структуры и функций команды проекта;
• формирование жизненного цикла команды;
• анализ возможностей обеспечения проекта нужными специалистами;
Организационное планирование:
• выбор методов и средств организационного планирования;
• определение внешних участников проекта;
В определение графика потребности в персонале;
• определение численно-квалификационного состава команды проекта;
• формирование организационной структуры проекта; Подбор кадров и формирование команды проекта:
• поиск и отбор кандидатов; в обучение;
В организация и совершенствование работы команды;
Анализ деятельности и развитие команды проекта:
• анализ деятельности команды;
• формирование отчетов;
• регулирование оплаты, льгот и поощрений;
• регулирование конфликтов в команде; Завершение управления персоналом:
• анализ и оценка деятельности команды;
• формирование заключительного отчета;
• разрешение конфликтов;
• проведение окончательного расчета;
• извлеченные уроки;
• расформирование команды.
Управление коммуникациями в проекте
Процессы, необходимые для сбора и распределения достоверной информации, связанной с осуществлением проекта. Процессы:
Разработка концепции управления проектами:
• выработка стратегии управления коммуникациями;
• определение участников проекта;
• определение базовой документации проекта;
• обоснование и выбор коммуникационных технологий; Планирование коммуникаций:
• разработка семантической сети информационных потоков;
• определение коммуникационных потребностей;
• выбор методов и средств работы с информацией;
• определение технического и проіраммного обеспечения;
• разработка системы отчетности;
• предоставление запросов на изменения;
• распределение ответственности за подготовку информации;
• формализация процедур сбора, передачи, хранения и отображения информации;
Организация и контроль информационной поддержки в проекте. Анализ коммуникаций при выполнении проекта. Завершение управления коммуникациями.
Управление поставками и контрактами
Процессы, требуемые для поставки продуктов и услуг извне. Процессы.
Разработка концепции управления контрактами:
• проведение маркетинга продуктов и услуг;
• разработка стратегии управления контрактами;
• составление спецификации продуктов и услуг;
• определение возможных источников ресурсов;
Планирование поставок и контрактов:
• определение типа контрактов;
• формирование графика заключения контрактов; Организация и подготовка контрактов:
• подготовка документации, необходимой для проведения тендера;
• проведение торгов;
• заключение контрактов; Контроль и регулирование контрактов. Завершение управления контрактами.
Управление изменениями в проекте
Формальные процессы и процедуры для интеїрации управления изменениями в проекте, осуществляемыми на протяжении всего жизненного цикла.
Управление изменениями в проекте необходимо рассматривать как всеобъемлющий интеграционный процесс, имеющий отношение:
• ко всем внутренним и внешним факторам проекта;
• к прогнозированию возможных изменений в проекте;
• к определению уже случившихся изменений;
• к планированию действий, упреждающих отрицательные воздействия на проект;
• к управлению принятыми изменениями;
Процессы управления изменениями в проекте включают: Разработка концепции управления изменениями в проекте:
• выработка стратегии управления изменениями;
• анализ возможных изменений;
• определение принципов интеграции процессов управления изменениями;
Прогнозирование и планирование изменений:
• выбор методов и средств прогнозирования и планирования изменений;
• прогнозирование изменений;
• мониторинг внешней среды;
• планирование возможных предупреждающих действий; Организация и контроль изменений:
• распределение ролей и ответственности персонала;
• утверждение процедур внесения изменений;
• сбор и анализ запросов на изменения;
• ведение базы данных изменений; Анализ и регулирование изменений:
• текущая оценка изменений и достигнутых в связи с этим результатов;
• корректирующие действия; Завершение управления изменениями:
• постироекгный анализ, оценка изменений и их результатов;
• заключительный отчет;
• формирование архива изменений;
• извлеченные уроки и корректировка стратегии на будущее.