Различные административные и налоговые нормы
Российские и западные правовые, административные и налоговые нормы задают разные схемы выполнения проектов. Примеры показаны на рис. 05.
В России общепринятым в строительных проектах является выполнение ТЭО. Обыкновенно, западным аналогом ТЭО признается feasibility study. Иногда эти термины считаются лингвистическим переводом одного в другое. На самом деле, между этими документами есть различие по существу. В ТЭО упор делается на наличие чертежей, эскизов и аналогичной документации. В feasibility study упор делается на анализ инвестиционных преимуществ и недостатков проекта. Конечно, российская компания без проблем может подготовить документ под названием feasibility study. Проблемы у нее начнутся тогда, когда этот документ будет отправлен на экспертизу в Госархстройнадзор. По нашим правилам Госархстройнадзор просто не знает, что такое feasibility study, как бы отлично ни был выполнен feasibility study. Зато
Госархстройнадзор прекрасно знает, что такое ТЭО. В лучшем случае российской компании придется изменить название документа, в худшем - придется нанимать российскую проектную организацию для трансформации feasibility study в ТЭО.
Госархстройнадзор РФ |
І |
Другой пример из области научно-исследовательских, опытно-конс- трукторских и технологических работ—НИОКР. Российский Гражданский Кодекс РФ предусматривает ограниченный перечень творческих, инженерных работ: НИР, ОКР, технологические работы. Соответственно, положения о бухгалтерском учете ПБУ 17/02, ПБУ 14/2000 предусматривают специальные условия отнесения работ к НИР, ОКР или к технологическим работам. Законом предусмотрены способы бухгалтерского учета таких работ и нематериальных активов, получения ряда льгот. На Западе вместо НИР, ОКР применяется деление на research, development, engineering, technology. Также, как и в примере со строительством, российская компания может выполнить работы под модным названием "инжиниринг", но бухгалтер и налоговый инспектор окажутся в больших сомнениях, как произвести бухгалтерский учет таких работ. Если компания посчитает необходимым применить налоговые нюансы, все равно придется переводить "инжиниринг" в привычные российские термины.
Налоговые органы России, ПБУ 17/02, ПБУ 14/2000 Рисунок 05. Различное действие административных и налоговых Норм |
Реальное количество документов западной системы управления проектами
Проблемы копирования западных систем управления проектами следует дополнить еще и чисто технической проблемой. Тотальное копирование требует внедрения в практику российской компании всех предусмотренных западными стандартами документов (графики, планы, бюджеты и т. д.). Для неподготовленного российского читателя здесь возникает удивительный факт: согласно популярным стандартам ІРМА, РМІ общее количество проектных документов составляет примерно 200 единиц. Только описание этих документов, создание образцов и форм потребует значительных человеческих и временных ресурсов.
Неизбежно, для российской компании при тотальном копировании возникает проблема уменьшения количества стандартных, типовых документов, а это уже и есть адаптация западной схемы управления проектами.