Процессы управления
Управление проектом
Использование знаний, опыта, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта.
Системная модель управления проектом состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1. Субъекты управления:
О ключевые участники проекта; о команда управления проектом;
2. Объекты управления:
О системы (социально-экономические, отраслевые, региональные и др.);
О проектно-ориентированные организации;
О программы; о проекты;
О фазы жизненного цикла проекта;
3. Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления и содержит:
О стадии процесса управления, включающие группы процессов:
■ инициация;
■ планирование проекта;
■ организация и контроль выполнения работ проекта;
■ анализ и регулирование хода работ;
■ закрытие проекта;
О функции управления, включающие:
■ управление предметной областью проекта;
■ управление проектом по временным параметрам;
■ управление стоимостью и финансами в проекте;
■ управление качеством в проекте;
■ управление рисками;
■ управление персоналом;
■ управление коммуникациями;
■ управление поставками и контрактами;
■ управление изменениями.
Проектно-ориентированное управление
Управленческий подход, при котором отдельно взятые заказы и задачи рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами.
Система — целостное образование, состоящее из множества элементов, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом для достижения единой цели.
Управление системами использует основные элементы современной системотехники, включая: Системный анализ, Системное проектирование и инжиниринг. Развитие систем.
Применение управления проектами
Использование методов и средств управления проектами в деятельности организации с целью повышения эффективности осуществления ее проектов.
При принятии решения о применении Управления проектами в компании необходимо ответить на несколько ключевых вопросов:
1. зачем нужно управление проектами в компании;
2. где нужно, и где можно применять управление проектами;
3. что даст применение управления проектами;
4. что нужно сделать для применения управления проектами в компании.
(Комментарий). Следующий фрагмент приведен дословно в силу его принципиальной важности. По мнению автора данной книги, приведенный фрагмент чрезвычайно важен для практики. К сожалению, важность этой рекомендации практически никак не подчеркнута в тексте НТК.
Управление каждым проектом должно осуществляться с учетом конкретных условий. Под этим подразумевается непрерывное планирование и оптимизация работ проекта, в соответствии с общей целью проекта, установленными на них ограничениями по времени и затратам, а также поиск подходящего персонала. На протяжении жизненного цикла проекта должны планироваться, контролироваться и совершенствоваться не только процессы осуществления проекта, но и процессы управления проектом. При этом управление проектом рассматривается как подпроект или часть проекта.
Руководитель проекта применяет принципы, процессы и инструментарий управления проектами, включая управление качеством, и к работе самой команды управления проектом.
Стадия управления проектом, результатом которой является санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла.
Инициация проекта включает в себя следующие задачи и процедуры:
1. Разработка концепции проекта:
О анализ проблемы и потребности в проекте; о сбор исходных данных; о определение целей и задач проекта;
О разработка концепций по отдельным функциям управления проектами;
2. Рассмотрение и утверждение концепции.
3. Собственно инициирование:
О принятие решения о начале проекта; о назначение управляющего проектом;
О принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта. Инициирование проекта часто ассоциируется с начальной фазой проекта, которой наиболее характерны следующие задачи:
• формирование команды проекта;
• определение целей и масштабов проекта;
• определение необходимого оборудования и материалов;
• прояснение и разработка основных условий;
• определение и создание организации проекта;
• определение процедур сотрудничества;
• первоначальное планирование проекта;
• разработка резюме (декларации, паспорта) проекта.
Планирование проекта - непрерывный процесе определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки.
Процессы планирования осуществляются на протяжении всего жизненного цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта, и оканчиваются детальным планом работ завершающей стадии проекта. При этом происходит уточнение и детализация планов по мере прогресса работ.
Основным результатом стадии планирования является Сводный план осуществления проекта, объединяющий результаты планирования по всем функциям управления.
Организация и контроль выполнения проекта
Организация выполнения включенных в план проекта работ и контроль их выполнения.
Организация и контроль работ повторяет план работ в разрезе деятельности по всем функциям управления проектом.
Анализ и регулирование выполнения проекта
Процесс сравнения фактического выполнения с запланированным, анализ отклонения, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, корректирующих действий для ликвидации нежелательных отклонений от базового уровня показателей.
Анализ и регулирование производятся в разрезе функций управления проектом.
Завершение и закрытие проекта, включая разрешение спорных ситуаций.
Закрытие проекта включает в себя:
• ввод в эксплуатацию и принятие проекта заказчиком;
• документирование и анализ опыта выполнения данного проекта;
• завершение функций управления проектом.