Основные атрибуты управления
Цикл Деминга, являясь идеально простым по форме, оказался чрезвычайно плодотворным для всего западного менеджмента 20-го века, причем здесь в термин "Запад" включаются и восточные страны, прежде всего, Япония.
Эдвард Деминг — всемирно известный ученый, автор многочисленных работ в области управления качеством, в том числе знаменитой книги "Выход из кризиса", глава независимой консультативной фирмы, основанной в 1946г. Получил высшее образование в университете штата Вайоминг, в 28 лет стал доктором физико-математических наук, окончил аспирантуру в Йельском университете. Впоследствии он прослушал курс лекций по теории математической статистики в Лондонском университете.
В 30-е годы, работая в научно-исследовательской лаборатории министерства сельского хозяйства США, Э. Деминг стал активным разработчиком методов статистического контроля качества. Развивая подход, предложенный известным американским статистиком У. Шухартом для регулирования процессов производства, Деминг распространил применение этих методов на сферу обслуживания, деятельность административных органов. При непосредственном содействии доктора Э. Деминга в годы второй мировой войны министерство образования США организовало во многих университетах США 8-дневные курсы интенсивного обучения методам статистического контроля сотрудников компаний-подрядчиков министерства обороны США.
Доктора Э. Деминга заслуженно считают одним из создателей японского "чуда", основоположником процесса возрождения японской экономики в послевоенные годы, с его именем связано явление, которое другой известный американский ученый, также немало способствовавший этому процессу, доктор Дж. Джуран назвал "революцией в качестве". Влияние Деминга на японскую экономику началось после первого посещения страны в 1946 году по заданию научно-экономического отдела министерства обороны США. Благодарность Японии вылилась в ряд наград, присужденных доктору Э. Демингу.
Первоначально цикличность была предложена Шухартом при анализе простой трех-шаговой цепочки производства, см. рис. 10. Шухарт замкнул линейную цепочку в круг, с тем, чтобы показать, как проверка влияет на последующую корректировку спецификации, в частности, новая спецификация может появиться уже после первого круга.
Э. Деминг превратил производственный круг Шухарта в цикл любой управленческой деятельности, рис. 11. На рисунке жирным шрифтом показаны краткие названия этапов, а в пунктирных рамках комментарии Деминга к этим кратким названиям.
1. Линейная схема производства Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3
2. Круговая схема производства
Спецификация
Контроль
Производство |
Рисунок 10. Линейная и круговая схема Шухарта
[Действуйте (усвойте I изменения или отбросьте ;их, или повторите при [других усло_вия_х)_ 4. Act - Действуй |
3. Study - Изучи |
! Планируй изменения или ; испытания, направленные [на улучшения |
1. Plan - Планируй |
2. Do - Сделай |
Рисунок 11. Цикл Деминга Иногда цикл Деминга кратко называют PDSA - цикл (Plan - Do - Study - Act) или PDCA - цикл (Plan - Do - Check - Act). Сам Деминг больше использует вариант с этапом Study. Простота и изящество круга Деминга позволяют применять его в различных ситуациях: в анализе процессов контроля, в маркетинговых циклах: (Разработай товар - Произведи и испытай - Выйди на рынок - Изучи использование продукта) и т. д. Впоследствии на базе круга Деминга появились более изощренные модели. В чем-то они были более эффективными, чем круг Деминга, но ни одна новая модель не обладает простотой круга Деминга. |
' Пробуй осуществить [(предпочтительно в малом ; масштабе) |
І Изучи результаты (чему ; мы научились) |
Современный менеджмент настоятельно требует документировать все аспекты, связанные с выполнением бизнеса.
Идея тотального документирования впервые родилась в морском деле много сотен лет назад. Бортовой журнал является основным документом для управления кораблем. В журнале ведутся записи, документирующие все выполняемые на корабле действия: выдача команд, прокладка курса, измерения скорости и т. д. Наличие журнала позволяет четко и быстро определять ответственных за возникновение кризисных ситуаций.
Ведение аналогичного журнала давно принято в строительстве. В России этот журнал называется Журналом производства работ. Действуют жесткие правила ведения журнала: каждый день записи в Журнале должны подтверждаться подписями уполномоченных представителей заказчика и подрядчика, указываются все выполняемые на объекте работы, температура, наличие дождей, количество рабочих. Кстати, этот журнал идеально подходит для контроля заказчиком хода строительных работ.
Документирование подразумевает выполнение иерархических записей, описывающих все управленческие компоненты:
• стандарты, регламенты, инструкции уровня компании;
• фиксация всех распорядительных действий: приказы, совещания, мозговые штурмы и т. д.;
• планирование сверху донизу;
• документирование всех измерительных процедур, например, оценка работы персонала, входной, промежуточный и выходной контроль продукции;
• система отчетности снизу доверху;
• аналитические процедуры, служебные записки и т. п.
• контроль инициатив, управленческих и производственных предложений;
О при наличии в компании исследовательских подразделений
Должны сохраняться все рабочие журналы; о процедуры выбора альтернативных решений, например, оценка
Поставщиков; о проведение контрольных процедур. Подчеркнем, термин "документирование", в первую очередь, подразумевает фиксацию именно управленческих компонент. Прочие типичные операции, такие, как оформление бухгалтерских документов, документов кадрового учета и так достаточно регламентированы.
Понятие измеримости вытекает из простого допущения:
Управляемо то, что измеряемо
Первоначально принцип измеримости возник для анализа проблемы качества выходящей продукции. Были предложены знаменитые контрольные карты. Например, при выпуске транзисторов контролируются (измеряются) переходные коэффициенты. Строится график (контрольная карта), по горизонтальной оси — номер транзистора, по вертикальной оси - значение переходного коэффициента, рис. 12.
Ключевым понятием при измерениях становится термин "допустимые отклонения". Существуют различные методики установления значений для допустимых отклонений. Все эти методики используют аппарат математической статистики и теории вероятностей. Наиболее часто применяется так называемое гауссово распределение вероятностей, для которого среднеквадратичное отклонение обозначается греческой буквой сигма — а. Соответственно, модели бизнес - контроля часто называются Зо, 6ст.
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 Рисунок 12. Пример контрольной карты |
В современном понимании принцип измеримости означает не только измерение очевидных технических параметров. Упор теперь делается на измерение управленческих параметров. Отсюда возникли Ключевые Показатели Эффективности. Для измерения управленческих параметров используются экспертные оценки и сравнение с эталоном. Например, можно измерить качество плана. То есть речь идет непосредственно о самом плане, а не о результатах его выполнения. Одна из методик такого измерения заключается в следующем:
1. сначала план разбивается на компоненты;
2. каждой компоненте присваивается вес (т. е. степень влияния на оценку всего плана);
3. производится присваивание оценки, оценка производится на экспертной основе из сравнения с эталонным планом;
4. каждая оценка умножается на весовой коэффициент;
5. полученные значения суммируются и делятся на максимальный балл - получается качество плана, выраженное в процентах.
Таблица 10, Оценка качества плана проекта
|
Полученное числовое выражение будет гораздо эффективнее, чем
Утверждения "хороший план", "плохой план" и т. д. В таблице 10 показан пример измерения эффективности некоего плана проекта (разбиение на компоненты произведено в соответствии со стандартом РМІ).
Для численного анализа качественных величин также используется метод опросов, анкетирования или интервью. При анализе необходимо не только подсчитывать среднее значение, но и учитывать распределение ответов (иногда, говорят о типе статистики).
Влияние типа распределения рассмотрим на примере анонимного опроса среди персонала компании, с целью выяснения отношения персонала к руководителю компании. Опрашиваемым предлагалось высказать их личное отношение по 5-ти бальной системе, в соответствии с методикой, приведенной в таблице 11.
Таблица 11. Перевод качественных оценок в количественные
|
Варианты распределений ответов приведены на рисунках 13 и 14. В первом варианте, распределение ответов имеет "горбатый" вид и явно выраженный пик. В этом случае целесообразно использовать среднее значение ответа, которое для этого варианта составляет 3,6. Во втором варианте говорить о среднем значении (типовом отношении к руководству) нельзя. Анализ распределения говорит о том, что персонал разделился в своем отношении к руководству на две полярные части: одна часть (40%) имеет отношение, близкое к крайне негативному, другая часть (60%) относится почти высоко позитивно.
Статистика, представленная вариантом 1, иногда называется "хорошей" статистикой, а статистика варианта 2 — "плохой" статистикой. При хорошей статистике можно спокойно вычислять средние значения. При плохой статистике необходимо анализировать вид распределения и принимать специальные решения.
Другой пример использования измерений дает знаменитый Магический Квадрант компании Gartner, Www.Gartner.Com, рис. 15. (впервые матрицы 2x2 применила компания Boston Consulting Group) Компания периодически обновляет аналитические исследования продуктов ИТ - рынка по различным сегментам. Результаты представляются в удобной форме квадрата. Рейтинг Gartner стал наиболее популярным в мире для оценки ИТ-продуктов. Компания распространяет свои квадранты за немалые деньги. Таким образом, Gartner зарабатывает деньги на получение знаний, содержащие измеримые данные. Представленный здесь квадрант скопирован с демо-примера на сайте компании.
50% It 40% 30% 20% 10% 0% |
42% |
15" |
21% |
18% |
4% |
Рисунок 13. Распределение ответов, тип 1 |
41% |
11' |
11% |
3% |
Рисунок 14. Распределение ответов, тип 2
DRAM Vendor Magic Quadrant
-V'»->4 ЙЙЖІІ5ЄЕЙЙ tiSESbKttB W"~
Rteee* і рчі-«гз!
Л tewftMft* p»/tfS «У) S h Єї beiWWS'
Їгл СЛШ
'Л. і1.**).* Г^/!>,->
Рисунок 15. Диаграмма компании Gartner |
Recommended R TasM>«&«aia 'jnjKld.'jIi |
• " '.ЄН Р.» |