Процессы и аппараты упаковочного производства
Краткие исторические сведения о процессах и аппаратах хими-н-ской технологии
Еще в древности человек широко использовал
1я решения многих насущных задач такие процессы, как сушка,
•регонка, фильтрование, отстаивание, выпаривание и т. п. В начале XIX в. в связи с развитием ряда химических и пищевых
;юизводств (серной кислоты, этилового спирта, сахара и др.) чшаратура заметно совершенствуется, а технологические процессы
<, с чаще организуются по непрерывному принципу. Поскольку омическая промышленность становится одной из ведущих отрасли индустрии наиболее развитых стран, возникает необходимость ч инженерной науке, которая смогла бы обобщить закономерности кповных химико-технологических процессов, создав тем самым возможности расчета аппаратов для вд проведения и эксплуатации я их аппаратов в оптимальных условиях. И такая наука появилась-юд различными названиями: "Unit operations", "Principles of Chemical Engineering" - в США и Англии; «Процессы и аппараты химической технологии» - в России (в различных модификациях).
Идея об общности основных процессов и аппаратов химических производств была высказана в России еще в 1828 г. профессором I» А. Денисовым. Однако принципы построения науки о процессах! аппаратах были сформулированы Д. И.Менделеевым в книге Основы фабрично-заводской промышленности», изданной в I S97 г. В этой книге Д. И. Менделеев дал перечень элементов, из которых слагается химическая технология, и предложил классификацию ее приемов (методов, способов):
^•' ни Тип процессов Вид процессов
1 Механические Смешение, измельчение, давление, стругание, просеивание, сжатие, передвижение жидких, твердых и газообразных тел, пульверизация жидкостей
2 Физические Нагрев, плавление, перегонка, сжижение, сушение, выпаривание, действие тока
3 Химические Образование и распадение растворов, диссоциация, кристаллизация, сплавообразование, сухая перегонка, соединение, горение, химический анализ и синтез
4 Физиологические Брожение, гниение, питание
5 Торговые Укупорка, подвоз, вывоз, способ сбыта
6 Эстетические Отделка, вид, гармония форм, красок
7 Экономические Участие рабочих и техников, отчетность, оценка цеховая и валовая, отношение к потребителям, капитал основной и оборотный, акционерные и артельные начала
S Общественные и госу - Санитарно-гигиенические, финансовые, юри-дарственные дические
Нетрудно заметить, что первые три типа процессов по классификации Д. И. Менделеева практически полностью отражают овременное содержание курса «Процессы и аппараты химической г схнологии».
С развитием химических производств встал вопрос о подготовке кадров для этой отрасли промышленности. Термин «инженер» * начали употреблять в Италии еще в XII в. Термин «инженер-химик» впервые был введен в технический словарь в Англии в 1839 г., но целевая подготовка инженеров-химиков началась только в конце XIX в. Совершенствуя подготовку инженеров-химиков, ученые разных стран создали важнейший в системе химико-технологического образования курс «Процессы и аппараты химической технологии».
В России этот курс начал читать проф. И. А. Тищенко в 1911 г. на химическом факультете Московского высшего технического училища. И. А. Тищенко воплотил в жизнь идею создания курса, высказанную проф. И. К. Коссовым и проф. М. Я. Китары на съезде естествоиспытателей и врачей еще в 1868 г. Несколько ранее подобный курс был введен проф. А. К. Крупским в Петербургском технологическом институте. Поэтому А. К. Крупский и И. А. Тищенко по праву считаются основоположниками курса «Процессы и аппараты химической технологии» в нашей стране. Позже аналогичный курс был введен в США и других странах.
В 1923 г. проф. Л. Ф. Фокиным была написана книга по этому курсу под названием «Методы и орудия химической техники».
8 том же году в США профессорами В. Уокером, В. Льюисом и В. Мак-Адамсом был издан трехтомный учебник "Principles of Chemical Engineering", который в 1935 г. был переведен на русский язык и издан в СССР под редакцией проф. К. Ф. Павлова. В предисловии к переводу указанной книги (в русском издании она называлась «Типовая химическая аппаратура»), написанном К. Ф. Павловым, было сказано: «Идеи авторов не новы для высшей технической школы Советского Союза. Уже давно по инициативе проф. А. К. Крупского и его школы введены во многих наших институтах элементы общеобразовательного аппаратурного курса».
В 1935г. вышел учебник проф. А. Г.Касаткина «Основные процессы и аппараты химической технологии», который выдержал
9 изданий (последние два издания-8-е в 1971 г. и 9-е в 1873 г.-после смерти автора), переведен и издан во многих странах мира. Многие десятилетия этот труд А. Г. Касаткина был настольной книгой инженеров-химиков и основным учебником студентов химико-технологических вузов. Он сыграл большую роль в подготовке многих поколений отечественных инженеров-химиков. В развитие и совершенствование курса процессов и аппаратов большой вклад внесли профессора Н. И. Гельперин, С. 3. Каган, В. В. Кафаров, В. Б. Коган, Н. Н. Липатов, П. И. Николаев, А. Н. Плановский, В. М. Рамм, П. Г. Романков, А. И. Скобло, В. Н. Стабников и др.
Благодаря усилиям многих ученых-как российских, так и зарубежных - курс «Процессы и аппараты химической технологии» к середине нынешнего столетия из описания отдельных процессов оформился в научную дисциплину и является основным при подготовке инженеров-химиков в химико-технологических институтах.
* ingenieur (франц.)- от ingenium (лат.)-способность, изобретательность. 16