ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА
характеристики малого и среднего предпринимательства
Анализ обобщенной характеристики малого и среднего предпринимательства через ремесленничество и средний класс показал тесную взаимосвязь этих понятий, отражающих различные аспекты функционирования данного сектора экономики.
В этой связи имеет место теоретический вакуум в данной сфере, поскольку отсутствует единая (комплексная) трактовка этих понятий. Малое и среднее предпринимательство можно рассматривать как особый тип предпринимательской деятельности, вбирающий в себя основные признаки ремесла (нераздельность собственника и производителя, высокая доля творческого труда и др.) и образующий социальную основу общества (средний класс), поскольку оно оказывает влияние на формирование условий производства, занятости и распределения доходов.
Говоря о роли МСП, достаточно привести цитату из доклада Национального института системных исследований: «По меткому выражению известного российского экономиста Евгения Ясина, малый бизнес - это подлесок, без которого не бывает леса: “В России практически нет новых крупных предприятий. В Польше 30 % ВВП производится на новых предприятиях, а у нас этот показатель не дотягивает и до 8 %, наш бизнес по-прежнему вырастет на базе старых советских предприятий. У нас не поощряется развитие малого бизнеса, и он не сможет играть роль подлеска для леса крупных компаний и всей экономики.”. Малый бизнес - как вода, которая моментально устремляется туда, где возникает платежеспособный спрос со стороны либо населения, либо крупного производителя. А пока этот платежеспособный спрос, характеризующий состояние экономики в целом, не начал расти, не начнется сколько-нибудь серьезного роста и на внешние источники финансирования со стороны самого сектора малого и среднего предпринимательства.».
В работе не удалось провести полный статистический анализ данных секторов, поскольку из-за отсутствия единого подхода ведется статистическая оценка развития только малого и среднего предпринимательства, а ремесленная деятельность в статистике не отражается. Анализ развития МСП показал, что малые и средние предприятия действительно обладают высокой адаптационной способностью, и данный сектор, несмотря на экономический кризис 2008-2010 гг. хоть и медленно, но растет. Формирование новых критериев отнесения предприятий к малым и средним сделало более объективным сопоставление развития данного сектора в России и за рубежом. Но следует отметить, что средний бизнес оказался весьма малочисленным в российской экономике. Анализ сущности ремесленной деятельности свидетельствует, что в этом случае обязательно требуется ее включение в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) с целью получения адекватной статистической информации по данному сектору.
Сегодня развитие ремесленничества, малого и среднего предпринимательства, среднего класса находится на низком уровне. Причиной этому являются неэффективность государственного регулирования, отсутствие целостной политики, соединяющей воедино регулирование ремесленной деятельности, малого и среднего предпринимательства и среднего класса. Построение института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должно опираться на формирование деловой среды, обеспечивать информационную и операционную эффективность взаимодействия государства и малого и среднего предпринимательства.
Анализируя социально-экономическую литературу по проблеме исследования, мы можем выделить общие и специфические характеристики среднего класса.
В общем плане под средним классом понимается совокупность общественных групп, не относящихся ни к верхушке общества, ни к его низам. Средний класс любого общества состоит из многих мало похожих друг на друга групп. Его состав зависит от исторических особенностей формирования социальной структуры каждого общества. Специфическое понимание термина «средний класс» означает социальную общность, обладающую рядом характеристик, свойственных среднему классу современного западного общества. Это, во-первых, достойный уровень доходов; во-вторых, владение солидной недвижимостью, обеспечивающее относительную свободу и независимость, наличие собственного «дела»; в-третьих, высокое профессиональное образование и квалификация; в-четвертых, относительная удовлетворенность статусом, умеренный политический консерватизм, заинтересованность в поддержании социального порядка и устойчивости; это, наконец, субъективная идентификация со средним классом. По мере того как средний класс превращается в массивный и влиятельный элемент социальной структуры, он начинает выполнять функцию смягчения классовых конфликтов, поддержания социального консенсуса и устойчивости общества.
Анализируя многочисленные работы, посвященные проблеме формирования и развития среднего класса в России, мы пришли к выводу, что среди ученых нет единодушия по поводу того, какой методологии следует придерживаться при его идентификации в процессе трансформации общества. Тем не менее в научной литературе принято выделять два основных методологических подхода к изучению среднего класса: нормативистский и релятивистский. Нормативист - ский подход используют там, где необходимо показать, насколько страна отклоняется от общего эталона, или проанализировать законы рыночного общества и выяснить общие закономерности модернизации. Релятивистский подход позволяет описать отличительные, специфические черты среднего класса. Также возможно применение двух методологий одновременно.
Кроме этого, в зарубежной и отечественной социологии принято различать два метода исследования классов - объективный и субъективный. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида, субъективный - на принципе самоидентификации, т. е. самозачислении индивида в тот или иной класс.
Наша страна пытается выйти из глобального кризиса, найти траекторию развития, соответствующую моделям развития цивилизованных государств. Стратегическая политика выработана мировой цивилизацией. Суть ее заключается в следующем: необходимо перейти от экспоненциального экономического роста к состоянию глобального динамического равновесия, от количественного к органическому (качественному) росту и новому мировому экономическому порядку.
Таким образом, экономическая активность среднего класса, реализация им стратегий успешной экономической деятельности в трансформируемом обществе являются главным шагом на пути к устойчивому экономическому развитию.
Тл ^ ^
В научной социально-экономической теории выделяют два основных методологических подхода к определению понятия «развитие»: традиционный и новый. Традиционный подход отождествляет экономическое развитие с экономическим ростом, и тогда главным показателем выступает ВНП. Новый подход рассматривает развитие как многоплановый процесс, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, а также к ускорению экономического роста, сокращению неравенства и искоренению безработицы. Сущность устойчивого развития связывается с таким развитием, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Анализ концептуальных основ развития показал, что атрибутивные характеристики среднего класса являются показателями реализации этих основ в обществе.
Проведя аналогию между средним классом, малым и средним бизнесом и факторами экономического развития, мы обнаружили явную взаимосвязь. Во-первых, такой фактор интенсивного экономического роста, как производительность труда напрямую связан с одной из базовых характеристик среднего класса - высоким профессионально-квалификационным статусом. Во-вторых, в составе среднего класса выделяют малый и средний бизнес, который как раз и олицетворяет предпринимательство как особый фактор экономического роста. В-третьих, деятельность все тех же предпринимателей способствует экономическому прогрессу, который также является фактором экономического роста.
[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия: пер. с нем., пер. с англ. / под науч. ред. В. С. Автономова. М.: Эксмо, 2007. С. 147.
[2] Хучек М. Социально-экономическое содержание инновации на предприятии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1995. № 1. С. 62-71.
[3] Цит. по: Тодаро М. П. Экономическое развитие. С. 28.
[4] ООН и устойчивое развитие. URL:Http://www. un. org/ru/development/ sustainable/.
См.: Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: [утв. указом Президента РФ от 1.04.1996 г. № 440] // Рос. газ. 1996. 9 апр.
См.: Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. 275 с.
[7] Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. С. 252-253.
[8] Там же. С. 126.
Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [принята на Всемир. встрече на высш. уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 26 авг. - 4 сент. 2002 г.)]. URL:Http://www. un. org/russian/documen/declarat/decl_wssd. html.
[10] Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. С. 25.
[11] Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М.: Наука, 2004. С. 5.
[12] Буянов В. П. Малый бизнес, средний класс и большие ожидания // Специфика формирования системы малого предпринимательства в Российской Федерации: избр. ст. / Моск. акад. экономики и права. М., 2006. С. 74.
[13] СэйЖ.-Б. Трактат по политической экономии. Бастиа Ф. Экономические софизмы. Экономические гармонии. М.: Дело, 2000. С. 32.
[14] Цит. по: Коуз Р. Фирма, рынок и право: пер. с англ. М.: Новое изд-во, 2007. С. 51.
[15] Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ.: в 3 т. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. С. 377.
[16] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / пер. с англ. Е. Осиповой; под общ. ред. У. У. Бартли. М.: Новости, 1992. С. 173.
[17] См.: Буянов В. П. О понятии «предпринимательство» // Специфика формирования системы малого предпринимательства в Российской Федерации. С. 106.
[18] Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.
[19] Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Рус. яз., 1991. С. 168.
[20] Экономическая энциклопедия / под ред. Л. И. Абалкина; Ин-т экономики РАН. М.: Экономика, 1999. С. 678-679.
Ильин Г. Л. Существует ли «тайна ремесла»? (П. Дракер о Ф. Тейлоре) // Управление персоналом. 2002. № 4. С. 37.
[22] Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 52. С. 557.
[23] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 54.
[24] Ильин Г. Л. Существует ли «тайна ремесла»? (П. Дракер о Ф. Тейлоре). С. 38.
[25] Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 52. С. 558.
[26] Талмуд [Электронный ресурс]. URL:Http://www. geodties. com/katz_us_ilЛalmud/; URL:Http://www. ms-skyorg/Ыstory/Hbrary/talmud. htm. URL:Http://www. toldotru/ms_chavruta _оп1те. рИр.
[27] Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 366.
[28] Там же. С. 314.
[29] Моммзен Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993. С. 29.
Особенности устава и функционирования немецкого ремесленного цеха XVI в. в Северной Чехии. URL:Http://vostlitmfo/Texts/Dokumenty/Tschechien/XVI/ Remeslenn cechZtext. htm.
[31] Цит. по: Саламатова Т. А. Истоки: Памятники древнерусской литературы / под ред. Л. В. Узловой. Екатеринбург: Наука, Урал. отд-ние, 1993. С. 86.
[32] Там же. С. 140.
[33] Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. С. 56-83.
[34] Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 257.
[35] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ди - рект медиа Паблишинг, 2008. 656 с.
[36] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. С. 52.
[37] Там же.
[38] Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. С. 257.
[39] Там же. С. 21.
[40] Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. С. 47.
[41] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. С. 63.
[42] Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1993. С. 148.
[43] Предпринимательство: учеб. / под ред. М. Г. Лапусты. М.: Инфра-М, 2000. 448 с. С. 130.
[44] Буянов В. П. Понятие малых предприятий в российской экономике // Специфика формирования системы малого предпринимательства в Российской Федерации: избр. ст. М.: Изд-во Моск. акад. экономики и права, 2006. С. 112.
[45] Надель С. Н. Мелкая буржуазия // Большая советская энциклопедия. Т. 16. URL:Http://slovari. yandex. ru.
Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. С. 26.
[47] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000. С. 58.
[48] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. С. 228.
[49] Комарова О. В. Институт государственной поддержки малого предпринимательства и его развитие в России. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2007. С. 11.
[50] Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1979. С. 35.
[51] Долгорукова И. В. Малое предпринимательство в России: формирование нового социального института. М.: Науч. кн., 2007. С. 17.
[52] Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: учеб. пособие. М.: Косалтбанкир, 2002. С. 675.
Виленский А. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2007. С. 23.
[54] Там же. С. 29.
[55] Буянов В. П. Понятие малых предприятий в российской экономике. С. 113.
[56] Крылова Е. Б. Трансформация занятости в условиях развития малого предпринимательства: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009. С. 21.
[57] Буянов В. П. Формирование системы малого предпринимательства как условие становления среднего класса // Специфика формирования системы малого предпринимательства в Российской Федерации: избр. ст. / Моск. акад. экономики и права. М., 2006. С. 154-155.
[58] Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. С. 69.
Бок Зи Коу. Экономика Японии. Какая она? М.: Экономика, 2002. С. 238.
[60] См. об этом: Безгодов А. В. Очерки социологии предпринимательства / под ред. Д. П. Гавры. СПб.: Петрополис, 1999. 224 с.
[61] Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. С. 676.
[62] См. об этом: Предпринимательство: учеб. для вузов / под ред. В. Я. Гор - финкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 144 -145.
[63] Предпринимательство: учеб. для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. С. 144 -146.
[64] Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. С. 79.
56
[65] См.: Басарева В. Г. Малый бизнес: региональные аспекты механизмов государственного регулирования // Региональная экономика. 2010. № 11 (146). С. 55-62; Малый бизнес и государственная поддержка сектора: информационноаналитический доклад / НИСИП. М., 2010. 68 с.
[66] В 2005 г. действовали иные критерии малого бизнеса (подробнее см. п. 3.1), что существенно меняло оценку не только всего сектора МСП, но и отдельных видов экономической деятельности.
[67] Итоги мартовского мониторинга состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса // ОПОРа России. URL:Http://www. opora. ru/analysis/ research/#collapsed/600/.
[68] Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 508.
70
[69] Маркс К. Письмо рабочему парламенту // Соч. 2-е изд. Т. 10. С. 122.
71
[70] См.: Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС. 1994. № 5. С. 169-183.
[71] Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социол. исслед. 2007. № 5. С. 13 -22.
[72] Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: в 3 т. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 2. С. 176 -177.
[73] Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопр. экономики. 2001. № 1. С. 45, 47.
[74] Тодаро М. П. Экономическое развитие. С. 30.
[75] Тодаро М. П. Экономическое развитие. С. 31.
[76] Там же.
[77] Там же. С. 32.
[78] См.: Шипилова Е. Малое предпринимательство и класс реальных собственников // Рынок, деньги и кредит. 2000. № 11. С. 51.
[79] Чешков М. Гражданское общество и средний класс // Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998. С. 152.
[80] Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. 1998. № 4. С. 3.
[81] Авраамова Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки // Обществ. науки и современность. 2002. № 1. С. 23.
[82] Авраамова Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки. С. 19.
[83] Космарская Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России // Вопр. экономики. 2001. № 1. С. 82-83.
[84] Авраамова Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки. С. 21.
[85] Авраамова Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки. С. 21.
Андреев А. Л. Социальное ядро нации: средние слои в современном российском обществе // Обществ. науки и современность. 2000. № 3. С. 80.
[86] Беляева Л. А. В поисках среднего класса // СОЦИС: Социол. исслед. 1999. № 7. С. 76.
[87] Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // СОЦИС: Социол. исслед. 1993. № 10. С. 19-20.
См. об этом: Тихонова Н. Е., Мареева С. В. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М, 2009. С. 71.
[89] Авраамова Е., Овчарова Л. Количественные оценки среднего класса методом концентрации признаков // Вопр. экономики. 2001. № 1. С. 63, 68.
[90] Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества. С. 17.
[91] Урнов М. Стимулирование развития среднего класса в России как управленческая и политическая задача // Средний класс в России: проблемы и перспективы. М.: ИЭППП, 1998. С. 45.
[92] Заславская Т. И., Громова Р. Г. Несколько соображений о среднем слое России // Средний класс в России: проблемы и перспективы. М.: ИЭППП, 1998. С. 49.
[93] Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика: промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. М., 2011. URL: Http://www. kommersant. ru/Docs/2011/2011d153-doklad. pdf.
[94] Авраамова Е., Овчарова Л. Финансовый кризис августа 1998 г.: выдержал ли удар средний класс России? // Вопр. экономики. 2000. № 2. С. 63.
[95] Там же. С. 142-143.
[96] Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества. С. 11.
[97] Там же. С. 20.
[98] Сисмонди С. Ж. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению: в 2 т.: пер. с фр. / под ред. А. Ф. Кона. М.: Соцэкгиз, 1937. Т. 1. С. 361-362.
[99] Маркс К. О Прудоне (письмо И. Б. Швейцеру) // Соч. 2-е изд. Т. 16. С. 116.
[100] Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 2. С. 465.
[101] О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ // Рос. газ. 2007. 31 июля.
[102] Беспамятных Н. Н., Ковалева Г. А., Филиппенков А. А. Малое предпринимательство Свердловской области: состояние, тенденции, перспективы развития. Екатеринбург, 2003. С. 44 - 45.
[103] Агурбаш Н. Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. М.: Анкил, 2000. С. 6.
[104] Структуры поддержки малого и среднего предпринимательства // Московский областной фонд развития. URL:Http://www. fpmo. ru.
Г осударственная поддержка // Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края: официальный сайт. URL:Http://mb. kubangov. ru.
[106] Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 гг. URL:Http://mbdon. ru.
[107] Малый и средний бизнес Самарской области. URL:Http://www. sme. samregion. ru.
[108] Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. С. 184.
[109] Буянов В. П. Формирование системы малого предпринимательства как условие становления среднего класса. С. 151-152.
[110] Миленбуш Х. Государство и предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 1. С. 65.
[111] Малое предпринимательство Свердловской области в 1998-1999 гг. / М-во экономики и труда Свердл. обл. Екатеринбург, 2000. С. 22.
[112] Кружкова Т. И., Комарова О. В. Деловой мир как специфическая социокультурная форма предпринимательской деятельности // Экономика и культура: Материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. / УрГЭУ. Екатеринбург, 2010. С. 198.
[113] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранное / вступ. ст. Н. А. Макашевой. М.: Эксмо, 2008. С. 338.
[114] Финансирование инновационного развития: сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования предприятий на ранних этапах развития. ООН. Нью-Йорк; Женева, 2007. С. 44.
[115] Блинов А. Государственная политика малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Ч. 1 // Маркетинг. 1995. № 2. С. 113-122.
[116] Предпринимательство: вопросы теории и практики: учеб. пособие. Барнаул: Азбука, 2007. 555 с.
[117] Финансовая поддержка малых и средних предприятий в Испании. URL:Http://www. busmesspress. ra/newspaper/artide_mId_3_aId_2617.html.
[118] Черкасов А. Развитие экономики Сингапура. URL:Http://www. lmi48.ru/index. php/component/content/article/51 .html.
[119] Г осударственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2006. С. 36.
[120] Предпринимательство: вопросы теории и практики: учеб. пособие.
[121] Г осударственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2006. С. 37-38.
[122] Предпринимательство: вопросы теории и практики: учеб. пособие.
[123] Там же.
Система государственной поддержки предпринимательства. М.: ИНИОН, 1993. С. 26; Песчанский В. Государственная помощь малому бизнесу в Великобритании // Предпринимательство в России. М., 1995. № 34. С. 36-38; Цыганов А. Государство и малый бизнес: опыт Испании. Ч. 2 // Человек и труд. 1994. № 9. С. 117 -118.
[124] Поддержка развития предпринимательства в Европе: приоритеты на будущее: послание Европейской комиссии. Брюссель: [Б. и.], 1998. С. 13.
[125] Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. С. 199.
[126] Яковлев А. А. Предоставление государственной поддержки предприятиям на разных уровнях власти: различия в приоритетах // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 13-14.
[127] Г осударственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. С. 47.
[128] Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках / В. А. Мау, С. Г. Жаворонков, О. В. Фомичев, А. Е. Шадрин, К. Э. Яновский // Науч. тр. / Ин-т экономики переходного периода. М., 2002. № 48. 100 с.
Малый бизнес и государственная поддержка сектора: информационноаналитический доклад. С. 12.
Интервью с президентом «ОПОРы России» С. Р. Борисовым. URL:http:// www. osspb. ru/osnews/5339/.
[131] Буев В., Шамрай А., Шестоперов А. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования: информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства. М.: НИСИПП, 2010.