СХЕМЫ НАКАЧКИ
Посмотрим теперь, каким образом в данной среде можно создать инверсию населенностей. На первый взгляд может показаться, что ее можно получить в результате облучения среды интенсивным электромагнитным излучением, например испускаемым достаточно мощной лампой, на частоте V = у0. Действительно, поскольку при тепловом равновесии N2 < N19 то поглощение будет преобладать над вынужденным излучением. В этом случае падающая волна будет вызывать больше переходов 1 -» 2, чем переходов 2 > 1, и можно надеяться получить в результате инверсию населенностей. Однако нетрудно заметить, что такой механизм не работает (по крайней мере, при стационарных условиях). Когда будет достигнуто условие N2 = Л^, процессы поглощения и вынужденного излучения будут компенсировать друг друга и, в соответствии с (1.2.1), среда станет прозрачной. Эту ситуацию обычно называют насыщением двухуровневой системы.
Таким образом, используя только два уровня, 1 и 2, невозможно создать инверсию населенностей.[1] Зададимся вопросом, возможно ли создать ее
Трехуровневая (а) и четырехуровневая {£)ххем£1 лазера |
С использованием более чем двух из неограниченного набора уровней данной атомарной системы. Как будет видно далее, в этом случае ответ будет положительным, и можно будет говорить соответственно о трех - или четырехуровневых лазерах, в зависимости от числа используемых уровней (рис. 1.4). В трехуровневом лазере (рис. 1.4а) атомы некоторым способом быстро переводят, или «накачивают», с уровня 1 (основного) на уровень 3. Если среда такова, что атом, возбужденный на уровень 3, быстро переходит на уровень 2 (возможно, в результате быстрого безызлучательного перехода), то в этой среде можно получить инверсию населенностей уровней 2 и 1. В четырехуровневом лазере (рис. 1.46) атомы также переводят с основного уровня (для удобства будем называть его нулевым) на уровень 3. Если после этого атом быстро переходит на уровень 2 (например, опять в процессе быстрой безызлучатель - ной дезактивации), то можно и в этом случае получить инверсию населенностей уровней 2 и 1. Когда в таком четырехуровневом лазере начинается генерация, атомы за счет вынужденного излучения переходят с уровня 2 на уровень 1. Поэтому для работы четырехуровневого лазера в непрерывном режиме необходимо, чтобы переходы 1 0 также происходили очень быстро (обыч
Но они обусловлены быстрыми безызлучательными переходами).
Итак, показано, каким образом можно использовать три или четыре энергетических уровня данной среды для создания инверсии населенностей. Можно задаться вопросом, зачем рассматривать использование четырехуровневой схемы, если уже и трехуровневая по-видимому весьма удобна для создания инверсии населенностей. Ответ состоит в том, что, вообще говоря, в четырехуровневой схеме гораздо проще получить инверсию населенностей, чем в трехуровневой. Чтобы убедиться в этом, прежде всего отметим, что разности энергий различных уровней, показанных на рис. 1.4, обычно гораздо больше кТ. В соответствии со статистикой Больцмана (см., например, выражение (1.2.2)) можно при этом утверждать, что большая часть атомов вначале (т. е. в условиях теплового равновесия) находится на основном уровне. Если обозначить через полную плотность числа атомов среды, то в случае трехуровневой схемы все эти атомы первоначально будут находиться на уровне 1. Начнем накачивать атомы с уровня 1 на уровень 3. Тогда с этого уровня они будут переходить на уровень 2, и если этот переход окажется достаточно быстрым, то уровень 3 останется практически незаселенным. Тогда, в соответствии с
(1.2.1) , потери на поглощение начнут компенсироваться усилением излучения при достижении условия Ы2 = А^1 = N,/2. Только начиная с этого момента каждый атом, переведенный на верхний уровень, будет давать вклад в инверсию населенностей. В то же время при четырехуровневой схеме, поскольку уровень 1 первоначально также не заселен, любой атом, оказавшийся на верхнем уровне, будет сразу же давать вклад в инверсию населенностей. Эти рассуждения показывают, что по возможности следует выбирать активные среды, работающие по четырех-, а не по трехуровневой схеме. Отметим, что будет ли среда работать по какой-либо из этих схем (и будет ли она работать вообще!), зависит от того, насколько выполняются различные перечисленные выше условия.
Следует также отметить, что название «четырехуровневый» применяют для любого лазера, чей нижний лазерный уровень практически не заселен, поскольку энергетически он находится выше основного уровня на величину, много большую кТ. Если при этом уровни 2 и 3 совпадают, то получаем схему, которую в указанном выше смысле следовало бы описывать как четырехуровневую, хотя реально в среде есть только три уровня. Среды, отвечающие четырехуровневым схемам такого типа, действительно встречаются.
Отметим, что недавно к особому типу стали относить так называемые ква- зипгрехуровневые лазеры. Их основной уровень состоит из большого числа подуровней, одним из которых является нижний лазерный уровень. Таким образом, для квазитрехуровневых лазеров можно по-прежнему использовать схему на рис. 1.46, подразумевая, что уровень 1 — это один из подуровней, а уровень 0 — самый нижний подуровень основного уровня. Если все подуровни основного уровня сильно связаны между собой — возможно, за счет некоторого механизма безызлучательного обмена, — то их населенности всегда находятся в тепловом равновесии. Предположим далее, что разность энергий уровней 1 и О (см. рис. 1.46) сравнима с кТ. Тогда, согласно соотношению (1.2.2), населенность нижнего лазерного уровня будет всегда существенно отличаться от нуля. Такая лазерная система будет обладать свойствами трехуровневого лазера, в котором заметная доля частиц находится на нижнем лазерном уровне.
Процесс, в результате которого атомы переводят с уровня 1 на уровень 3 (в трехуровневой схеме), с уровня 0 на уровень 3 (в четырехуровневой схеме) или с основного уровня на уровень 3 (в квазитрехуровневой схеме), называют накачкой. Имеется несколько способов, с помощью которых можно практически осуществить этот процесс, — например использование некоторых типов достаточно мощных ламп или электрического разряда в активной среде. Более подробно процессы накачки будут рассмотрены в главе 6. Здесь же заметим только, что если накачиваемый уровень 3 не заселен, то скорость, с которой будет происходить заселение верхнего лазерного уровня 2 за счет накачки, №2/сН)р, можно в общем случае выразить в виде (<1/У2/с^)р = Здесь
№'р — коэффициент, характеризующий скорость процесса накачки, а — населенность основного уровня для трех - и четырехуровневых лазеров, или населенность всех подуровней основного уровня — для квазитрехуровневых лазеров. В дальнейшем, однако, как правило, будут рассматриваться четырех - или квазитрехуровневые лазеры. Наиболее важный трехуровневый лазер — лазер на рубине — представляет прежде всего исторический интерес (это был первый когда-либо созданный лазер), поскольку он уже не имеет широкого распро-
Странения. В большинстве используемых в настоящее время четырех - или ква - зитрехуровневых лазеров уменьшением населенности основного уровня за счет процессов накачки можно пренебречь.[2] Тогда можно положить Ng = const и записать рассматриваемое соотношение для (dN2/dt)p в более простом виде:
(dN2/dt)p = Rpy (1.3.1)
Где Rp можно назвать скоростью накачки в единице объема, или, кратко, скоростью накачки. Для того чтобы обеспечивалось выполнение пороговых условий генерации, скорость накачки должна достигнуть пороговой, или кри - тическойу величины Rcr. Конкретные выражения для Rcr будут получены в главах 6 и 7.