ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА МАШИНОСТРОЕНИИ
ЖЕЛЕЗОБЕТОН В АВТОКЛАВОСТРОЕНИИ
В течение нескольких лет в НИИЖБ при участии Экспериментально-конструкторского бюро Госстроя СССР и Проектно-кон - структорской конторы Проектстроймеханизация Госмонтажспец - строя СССР проводились экспериментально-теоретические и про- ектно-конструкторские работы по созданию железобетонных предварительно напряженных автоклавов для запарки под давлением 8 и 12 Amu крупноразмерных строительных деталей из силикатной массы и ячеистого бетона.
Параллельно с разработкой конструктивной формы железобетонных автоклавов и методики их расчета проводились исследования физико-механических свойств бетона высоких марок и высокопрочной арматуры, подвергавшихся воздействию повышенных температур (180—200° С), и исследование работы железобетонных элементов сборного корпуса автоклава, изготовленных в натуральную величину.
Выполненная работа позволила установить необходимые параметры для статического расчета железобетонных корпусов автоклавов и разработать рабочие проекты двух головных образцов.
В настоящее время в г. Новосибирске приступили к возведению производственно-технологической линии, включающей железобетонный автоклав на 8 Amu.
Работа над проектами железобетонных автоклавов была обусловлена тем, что быстро развивающаяся промышленность строительных материалов испытывает недостаток в поставке машиностроительными заводами стальных автоклавов больших диаметров (3,6 м). Такие автоклавы необходимы для запарки крупноразмерных деталей для строительства.
При разработке проектов автоклава было установлено [11, что для запарки плитных конструкций наиболее целесообразной формой поперечного сечения является не круглая, а прямоугольная, так как коэффициент заполнения объема автоклава может быть повышен с 0,18—0,30 до 0,5. При прямоугольной форме корпуса автоклава железобетон находится в менее выгодных условиях работы под нагрузкой, чем металл в цилиндрическом автоклаве. Однако повышение коэффициента заполнения объема при прямоугольной форме автоклава позволяет добиться существенной экономии стали в 1,35—2 раза, сократить общее количество потребных автоклавов, а следовательно, и производственных площадей автоклавных отделений, где они устанавливаются.
Переход от цилиндрической к прямоугольной форме железобетонных автоклавов не отражается на технологии их заводского изготовления и монтажа.