ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА МАШИНОСТРОЕНИИ
Усилия в анкерах длиномерной закладной детали
В практике проектирования железобетонных базовых деталей бывают случаи, когда действующая на закладную деталь эксплуатационная нагрузка приложена на небольшом участке ее длины. При определении расчетных напряжений в анкерах закладной детали следует учитывать, что в работу будет вовлечен участок детали, больший того, к которому непосредственно приложена нагрузка, и, следовательно, на анкеры, находящиеся в зоне приложения усилия, придется толькочасть полной нагрузки.
В данном разделе статьи рассматривается приближенный способ определения усилий в анкерах таких деталей при действии выдергивающей силы (это имеет место, например, в растянутой зоне направляющей).
Для решения поставленной задачи проводились теоретические и экспериментальные исследования на образце упрощенной конструкции.
Конструкция образца. Для исследования была принята металлическая закладная деталь длиной 2200 мм, сечением 200 х X 20 мм, с двумя рядами анкеров периодического профиля диаметром 20 мм и длиной 200 мм. Расстояние между анкерами по длине пластины было принято 250 мм, расстояние между рядами — 160 мм.
Закладная деталь крепится к блоку из бетона марки «500». Внешняя выдергивающая сила принята приложенной к середине закладной детали на участке длиной 200 мм.
Расчет системы. Для решения задачи пользовались известным в строительной механике способом расчета многопролетной неразрезной балки на упруго смещающихся опорах. При этом металлическая закладная деталь рассматривалась как неразрезная балка с пролетом, равным расстоянию между опорами, а стержни из арматуры периодического профиля, заделанные в бетон, — как опоры.
Поскольку рассматриваемая закладная деталь фактически крепится к бетону двумя рядами анкеров, вся система является пространственной. Для упрощения решения задачи систему рассматривали как плоскую, для чего в расчет ввели следующие допущения:
Расчетную ширину балки уменьшили в 2 раза по сравнению с фактической;
Приняли один ряд анкеров с сохранением их фактического диаметра и шага;
Анкеры расположили посередине расчетной ширины балки;
Расчетную величину нагрузки считали в 2 раза меньше фактической, сохранив интенсивность ее действия;
Сцеплением пластинки закладной детали с бетоном пренебрегали.
Расчетная схема приведена на фиг. 5. Способ расчета балки с упруго смещающимися опорами в данной статье не приводится, так как он подробно изложен в «Курсе строительной механики стержневых систем» Рабиновича М. М. Специфичным в данном расчете является лишь определение коэффициента податливости опор.
Поскольку коэффициент податливости опоры С есть изменение ее длины, вызванное единичной продольной силой, то можно считать, что он равен смещению в бетоне загруженного сечения анкера go на длине заделки I при напряжении в нем о0, вызванном действием единичной произвольной силы Р. Тогда с =
Q=Wm/M
ЛІ_______ ШІІ1ІІ___________ ZL
П+2 |
П-2 |
_ЖЙШ_
S^p ^f
Фиг. 5. Расчетная схема.
Для подсчета этого коэффициента пользовались формулой, предложенной Т. И. Астровой для определения удлинения стержня в бетоне на упругой стадии работы:
А о0 (Ue~u 4-е~и - 1 \ m
Во = ТгМ------------- ^xrz^----------- )' 0)
Где Еа — модуль упругости стали;
I — длина заделки анкера в бетон;
К—параметр сцепления, определяемый практически.
Формула (1) применима при эксплуатационном напряжении в анкере не более 1000 кГ/см2. Удлинение стержня в бетоне 60 может принято равным смещению g0.
Если в рассматриваемой балке конструкция анкеров одинаковая, то значения g0 для всех стержней равны.
Удлинение опор равно усилию в анкере, умноженному на соответствующий коэффициент податливости.
Составив и решив систему канонических уравнений и определив неизвестные моменты в опорах, можно определить в них опорные реакции. Эти реакции и являются искомыми усилиями 4J4
в стержнях, вызванными внешней нагрузкой, приложенной к закладной детали.
На фиг. 10 приведена теоретическая кривая распределения усилий между анкерами при нагрузке 16 т. Для проверки справедливости решения аналогичный образец был исследован экспериментально.
Экспериментальные исследования. Смещения верхней пластины закладной детали относительно бетонного блока под действием нагрузки измерялись при помощи индикаторов, установленных над всеми анкерами и в средней части балки (фиг. 6 и 7). Для
Определения усилия в анкерах при действии нагрузки использовались усредненные показания тензодатчиков, поставленных у загруженного сечения анкеров.
Исследование напряженного состояния бетона между анкерами проводилось с помощью глубинных тензодатчиков.
Первоначальное нарушение сцепления верхней пластины с бетоном произошло в зоне III приложения нагрузки (0,5—1,0 т). При нагрузке 16 т эта зона составляла 500 мм, распространившись до стержней 4; 6 и 13; 15.
Измерение индикаторами показало, что при первом цикле загружения от Одо 16mдеформация пластины развивалась в обоих направлениях симметрично относительно осей образца. Однако пластина имела изгиб в двух направлениях.
Смещение стержня 5 в середине пролета при данной нагрузке составляло 153 мк. При 40 циклах загружения (16 т) наблюдалось некоторое перераспределение усилий между анкерами, вследствие чего смещение стержня 5 уменьшилось до 133 мк.
При повышении нагрузки на образец прогиб пластины увеличился с проявлением некоторой несимметричности относительно середины образца. При нагрузке 30 m зона нарушения сцепления между пластиной и бетоном увеличилась до 790 мм, т. е. до анкеров 4; 13; 7 и 16.
28* 435
Разрушение образца произошло при нагрузке 31 т в результате отрыва анкеров 5 и 14 от пластины, что сопровождалось смещением загруженных сечений остальных анкеров.
Показания индикаторов при этом свидетельствовали о полном нарушении сцепления пластины с бетоном по всей длине образца.
Продольные ряды анкеров были загружены в разной степени (фиг. 8). Так, при первом цикле загружения 16 т стержень 5
Фиг. 7. Испытание образца. |
В загруженном сечении имел деформацию растяжения є0 = = 1432-16"6, а стержень 14 деформацию е0 = 902-1СГ6. В анкерах 4\ 6; 13 и 15 деформации растяжения колебались в пределах от 157-10-6 до 215-10-6. Во всех остальных стержнях под действием нагрузки деформаций не наблюдалось.
Сравнив эти данные с показаниями индикаторов, можно видеть, что при первом цикле загружения 16 т нагрузка воспринималась только шестью средними анкерами. После 40 циклов загружения той же нагрузкой усилие между анкерами несколько перераспределилось и воспрнималось тремя парами анкеров.
При увеличении нагрузки сверх 16 т в средних стержнях (5 и 14) появилась текучесть стали, что вновь привело к перераспределению усилий между всеми соседними анкерами. 436
Для проверки полученных значений относительных деформаций в загруженных сечениях стержней были построены экспериментальные кривые распределения деформаций по всей - длине их заделки в бетоне.
4 |
О |
6 |
13 |
14 |
IS |
|
Усилия в т |
|||||||
1 |
1,05 |
6,75 |
0,75 |
0,75 |
4,26 |
0,75 |
14,31 |
40 |
1,02 |
6,59 |
0,75 |
0,57 |
0,13 |
0,32 |
14,38 |
Что эта часть усилия воспринималась силами сцепления пластины с бетоном на участках между стержнями 4\ 6 и 14\ 16.
Глубинные датчики, установленные между анкерами, в среднем продольном сечении образца замеряли деформации бетона в вертикальном направлении
Расстояние от середины образца д) Фиг. 9. Напряженное состояние бетона между анкерами: |
А — схема расположения тензодатчиков; б — график относительных деформаций бетона при загружении; I — глубинные тензодатчики; II — относительные деформации бетона при нагрузке 16 т (шестой цикл загружения); III — то же, при нагрузке 16 m (38-й цикл загружения); IV — то же, при нагрузке 25 m (первый цикл загружения).
Датчиков на глубине до 130—220 мм от металлической пластины, зафиксировали деформации сжатия. Наибольшее значение сжатия было отмечено вблизи пластины при первом цикле загружения нагрузкой 16 т (еб = —32 • 10~6 ч - 36 • 10~6).
По мере удаления от пластины деформации сжатия уменьшались и затем перешли в деформации растяжения небольшого значения (г6= 10-10'6^15-10'6). 438
Деформации сжатия в бетоне можно объяснить сопротивлением бетонного массива действию выдергивающей силы, приложенной к стержню. Возникает оно за пределами растянутой зоны бетона, прилегающей к стержню, и свидетельствует о том, что деформация бетона вокруг одного анкера не оказала влияния на смещение соседнего анкера и податливость опоры в заделке зависела только от Последовательно, в данном случае было справедливо рассматривать анкера в расчете как самостоятельные опоры.
1І/ |
15,5 к 5,16 |
||||
0,06 0,2 |
',2 — |
І %,9 |
0,75' |
. |
T12.0,06 |
3 4 5 6 7 8 12 13 14 15 16 11 Номера анкеров |
Фиг. 10. Распределение усилий между анкерами:
1 — экспериментальные значения (усредненные); 2 — теоретические значения.
Сравнение экспериментальной кривой распредления усилий между анкерами с расчетной показало довольно близкое совпадение.
Разница усилий, подсчитанная для стержней 5 и 14, составляет всего лишь 6%, что вполне допустимо (фиг. 10).
Если работа одного анкера оказывает влияние на смещение другого анкера, то податливость опор будет несколько выше, чем та, которая может быть определена по формуле (1). В этом случае при сильном сближении анкеров будет правильнее закладную деталь рассчитывать как балку на упругом основании.
Усилия в анкерах длиномерной закладной детали, подверженной действию выдергивающей силы на небольшом участке ее длины, могут быть определены путем расчета этой детали как многопролетной неразрезной балки на упруго смещающихся опорах с учетом характеристики податливости анкеров в бетоне.
Расстояние между анкерами при этом должно быть не менее 6 диаметров стержня.
В расчете необходимо учитывать возможный эксцентрицитет приложения нагрузки.