ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА МАШИНОСТРОЕНИИ
Промышленная клеть
Промышленная клеть прокатного стана «Кварто-200» была изготовлена после окончания испытаний опытной
Клети. В ее конструкцию были внесены некоторые изменения (увеличена толщина шайб, установлены диафрагмы в стойках и др.).
Материалы, из которых был приготовлен бетон для промышленной клети, следующие: цемент Брянского завода активностью
Фиг. 14. Схема установки пульсирующих домкратов и расположения точек измерения деформаций: |
2fi[12] 403
00 со |
•01-81 |
Ts з - 3 £ г |
•01 И |
582 кГ/см2-, предел прочности при растяжении восьмерок 33,1 кГ/см2\ песок горный мелкий, щебень гранитный крупностью 5—20 мм.
На основании анализа результатов испытания на прочность и деформативность кубов и призм из бетона пробных замесов для бетонирования промышленной клети был принят бетон следующего состава в расчете на 1 ms:
TOC \o "1-3" \h \z цемента в кг......................................................................... 600
Песка сухого в кг................................................................ 415
Щебня сухого в кг. .'........................................................... 1200
Воды в кг............................................................................. 207
Водоцементное отношение............................................... 0,345
Консистенция смеси в сек..................... '............................ 25
Сначала до сборки всей клети были забетонированы внутренние полости направляющих всех стоек (см. фиг. 3, б), чтобы в процессе обработки направляющих, выполняемой до сборки каркаса, они не деформировались. Бетонирование промышленной клети производилось точно так же, как и опытной клети — в два приема: сначала бетонировался нижний ригель, а затем стойки и верхний ригель. Для контроля качества бетона были изготовлены одновременно призмы размером 10 X 10 X 31 см и кубы размером
Таблица 10
Результаты испытания контрольных кубов и призм
|
10 х 10 X 10 см и 20 х 20 х 20 см. Результаты испытаний кубов и призм приведены в табл. 10.
Для предварительного обжатия промышленной клети, как и в опытной клети, применена стержневая горячекатаная арматура х периодического профиля диаметром 36 мм из стали марки 35ГС, упрочненная вытяжкой до 5500 кГ/см2 при удлинении на 6%.
Фиг. 15. Стан «Кварто-200» с железобетонной клетью. |
Стержни не обтачивались, как в опытной клети. Контролируемое усилие натяжения каждого стержня — 35 т, установившееся по расчету — 30 т. Натяжение производилось в два приема: сначала все стержни были натянуты на 17,5 т, а затем на 35 т. В обоих случаях натяжение начиналось с вертикальных стержней. Общий вид стана «Кварто-200» с железобетонной клетью показан на фиг. 15.
1. Экспериментальные величины деформаций клети практически совпадают с расчетными. Отклонения находятся в преде -
406 лах 5—16%. Упругая деформация между опорными подушками станин при эксплуатационной нагрузке 50 т составляет 70—80 мк\ по расчету она равна 88 мк.
2. После 18-Ю6 циклов повторения нагрузок упругая деформация между опорными подушками станин совсем не изменилась, а остаточная составила 0,078 мм.
3. Под действием горизонтальных эксплуатационных нагрузок упругая деформация между опорными подушками станин изменяется всего лишь на 1—2 мк. Поэтому можно считать, что горизонтальные нагрузки практически не влияют на деформации клети и в расчетах их можно не учитывать.
4. Направляющие клети могут окончательно обрабатываться до бетонирования, так как процесс бетонирования и усадка бетона в процессе его твердения практически никакого влияния на деформации клети с трубобетонными стойками не оказывают. Изменения же расстояний между направляющими, возникающие от предварительного обжатия клети, могут быть учтены расчетом. Полости направляющих должны быть забетонированы до их обработки.
5. Потери напряжений в стержнях напрягаемой арматуры периодического профиля длиной 0,85—2,0 м, диаметром 36 мм из стали марки 35ГС составили 14—18%. Через 4 месяца потери составили в среднем 19% (от 14 до 24%).
6. Экспериментальные напряжения бетона очень близки к расчетным. Отклонения не превышают 16%. В ригелях экспериментальные напряжения бетона несколько выше расчетных, а в стойках — ниже. Напряжения в стальном каркасе стоек на 4596 выше расчетных по упругой стадии, что объясняется перераспределением напряжений вследствие усадки и ползучести бетона.
7. Расчет ригелей станин на кручение можно не производить, так как напряжения от кручения при эксплуатационных нагрузках малы — в стальной обшивке 10 кГ/см2, в бетоне около 2 кГ/см2.
8. Установившиеся усилия в напрягаемой арматуре должны быть такими, чтобы во всех сечениях элементов клети в эксплуатационной стадии были только сжимающие напряжения; при этом минимальные в данном сечении напряжения бетона должны находиться в пределах 20—30 кГ/см2.
9. Статический расчет клети можно производить приближенно по правилам строительной механики стержневых систем, расчленяя пространственную конструкцию клети на замкнутые плоские рамы в двух взаимно перпендикулярных плоскостях; при этом в плоскости прокатки рамами являются станины клети.
Ю. Расчеты сечений железобетонных элементов (стоек и ригелей) следует производить в соответствии с действующими нормативными документами по проектированию предварительно напряженных железобетонных конструкций.