ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА МАШИНОСТРОЕНИИ
Действие на железобетон многократно повторяющихся нагрузок
При воздействии повторной нагрузки в бетоне происходит накопление остаточных деформаций, которые развиваются примерно так же, как и деформации от длительного приложения нагрузки, но со значительно большей скоростью. Эти свойства бетона имеют существенное влияние на работу конструкций под нагрузкой и учитываются при проектировании железобетонных конструкций и особенно предварительно напряженных.
Бетон, как и другие материалы, под действием многократно повторяющейся нагрузки разрушается при величине напряжений, меньшей чем предел прочности материала при однократном статическом его нагружении. В связи с этим при расчетах на выносливость условные расчетные сопротивления бетона при характеристике амплитуды цикла нагрузки 0,1 < Q < 0,6 (е = ),
"max /
Где crmin и crmax — (наименьшие и наибольшие значения сжимающих напряжений) принимаются меньшими, чем условные расчетные сопротивления бетона на прочность при однократном нагружении. Экспериментально установлено, что при q = 0 предел выносливости бетона может снизиться до V2 от условного расчетного сопротивления на прочность. 500
С увеличением коэффициента асимметрии цикла q увеличивается, и предел выносливости бетона. При величине q > 0,6, согласно нормам, расчет элементов на выносливость может не производиться. Если повторные нагрузки вызывают переменные напряжения, не превышающие абсолютных пределов выносливости бетона, т. е. границы трещинообразования Rfin, то прочностные свойства бетона не изменяются при сколь угодно большом числе повторений нагрузок, так как при этом никаких структурных изменений в бетоне не происходит.
При расчете железобетонных конструкций на выносливость Строительными нормами и правилами, в зависимости от характеристики цикла напряжений в бетоне е, предусматривается снижение расчетных сопротивлений бетона. При этом, однако, учитывается, что со временем прочность бетона возрастает, в зависимости от марки, до 40%, поэтому минимальное значение снижающих коэффициентов равно 0,75.
Выносливость железобетонных конструкций при обычных процентах армирования лимитируется растянутой арматурой, а не сжатым бетоном. Многочисленные исследования прочности обычных ненапряженных железобетонных балок под воздействием многократно повторяющихся изгибающих нагрузок показали, что:
Многократно повторные нагрузки, если они вызывают напряжения ниже предела выносливости, не снижают статическую прочность железобетонных балок. Опыты показали, что, например, разрушающая нагрузка балок, прошедших 2 млн. циклов повторной нагрузки, близко совпадает со статической разрушающей нагрузкой балок, не подвергающихся пульсации, и в некоторых случаях даже превышает ее.
Железобетонные балки, нагруженные повторными нагрузками, вызывающими напряжения ниже предела выносливости, выдержали при q = 0,2 без признаков разрушения более 5 млн. циклов нагружения, причем стабилизация деформаций (прогибов) в таких балках происходила примерно при 10 тыс. циклов нагружений.
Предел выносливости железобетонных балок в 1,5—2 раза ниже предела прочности при однократном статическом загружении при числе повторений нагрузок 2—5 млн. раз.
Изучение предела выносливости предварительно напряженных железобетонных балок показало следующее:
1. Нагрузка, вызывающая разрушение от усталости, всегда выше нагрузки, вызывающей появление трещин. Таким образом, из-за усталости арматуры [18] разрушаются как бы обыкновенные железобетонные балки, но имеющие (благодаря предварительному напряжению) более высокий коэффициент асимметрии цикла Q.
Если многократно повторяющаяся нагрузка меньше нагрузки, вызывающей раскрытие трещин, то сколько бы не было велико число нагружений, несущая способность не исчерпывается.
Балки, имеющие одинаковую несущую способность при статических нагрузках, имеют тем большую трещиностойкость и выносливость, чем выше величина натяжения арматуры. Отношение нагрузки, вызывающей разрушение от усталости, к статической разрушающей нагрузке в предварительно напряженных балках доходит до 0,8 на базе 2-Ю6 циклов при q = 0,15^-0,20.
[1] Под пределом упругой работы понимается граница, до которой напряжения и деформации материала можно считать связанными линейна
[2] Остаточные деформации не лимитируются. В клетях прокатных станов они компенсируются нажимными устройствами валков.
[3] Испытания на повторную нагрузку проводились в Секторе механических испытаний ЦНИИ строительных конструкций Госстроя СССР.
[4] — предварительно напряженные призмы; 2 — ненапряженные призмы; 5 — изменение упругих деформаций бетона (е^: г^); 4 — изменение остаточных деформаций ненапряженного бетона (eq : 8^,); 5 — изменение остаточных деформаций предварительно напряженного бетона (eg : е^); Zy — упругая деформация при N > 1; eg — остаточная деформация при Л' > 1; е — упругая деформация при N = 1,
[5] С орник 1835
[6] — кг к
[7] 2 — naoa аф2=—яф4; аф4 = — ф4 Лш^г~пФ«-
[8] — железобетонный цилиндр; 2— стальной цилиндр.
Нижние индексы «а» и «о» означают, что функции относятся соответственно к железобетонному и стальному цилиндрам.
Подставляя в граничные условия (188) выражения перемещений и напряжений через начальные функции и\, и\, и°6, получим систему из шести обыкновенных дифференциальных уравнений бесконечно высокого порядка с постоянными коэффициентами относительно шести неизвестных начальных функций
[9] JI е й б е н з о н JI. С. Вариационные методы решения задач теории упругости, Гостехиздат, 1943.
[10] В работе принимали участие инженеры Кулыгин Ю. С. и Волков Ю, С.
[11] Проект каркаса выполнен во ВНИИМЕТМАШ инженерами Романовым В. В. и Голяницкой Т. Н.
[12] 01-S
[13] вертикальная навивка.
[14] — 2 + ^ sin е 11 ~ 2 ' 1 - Lxsine
[15] \ iRu ' Rw / іРіа-г
[16] + - fi - sin 0 і Ь. a R — a 1 2qR l 4- Я sin 0 2q cos 0 ' agi '
Отсюда следует, что дифференциальное уравнение
+-1_8іпе)р1== p2cose
— ' + >> sin е apj К 14- sin 0 ' agx
[18] В предварительно наприженных железобетонных балках разрушение от усталости также в большинстве случаев происходит из-за разрыва арматуры.