ПРИМЕНЕНИЕ ПЕНОПОЛИСТИРОЛА В ОГРАЖДАЮЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖДАХ
Для обеспечения требований норм СНиП [71] и снижения расхода тепловой энергии необходимо осуществлять дополнительную теплоизоляцию наружных стен реконструируемых зданий и применение многослойных ограждающих конструкций с использованием эффективных утеплителей для вновь строящихся.
В странах Европы очень много делают для энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Там эта проблема является одной из приоритетных, и решение её возведено в ранг государственной политики. Возникла даже специальная подотрасль, занимающаяся утеплением зданий. За последние 20 лет расходы на отопление за рубежом сократились на 40 ... 50% и составляют около 45 ... 50 кВт ч/м2 в год. В России этот показатель равен 80 ... 120 кВт ч/м2 в год. Из них теп - лопотери через стены составляют 42 ... 49%, через окна - 32 ... 35%, через подвальные и чердачные перекрытия - 11 ... 18%, через двери - 5 ... 8% [81, 89].
Крепление утеплителя возможно как с внутренней стороны стены, так и с наружной. Тепловые свойства стены в обоих случаях будут очень разными. При установке теплоизоляционного слоя с внутренней стороны наружная стена находится в зоне холодного воздуха, не прогревается и подвергается переменным циклам замораживания и оттаивания.
Утеплитель значительно легче камня и свободно пропускает пар, что приводит к скапливанию влаги в толще стены на границе с утеплителем, т. е. выпадает конденсат, который неблагоприятно воздействует на стену и на утеплитель. Это приводит к сокращению срока службы всей конструкции. Резко снижаются теплосберегающие свойства утеплителя [84] (рис 19, а).
А) б) Рис. 19. Распределение температуры при различном расположении утеплителя: А - изнутри; б - снаружи |
При расположении теплоизоляционного слоя снаружи стена имеет лучшие характеристики. Паропроницаемый утеплитель не даёт скапливаться влаге и обеспечивает естественную просушку стены, так как конденсат образуется внутри него. Несущая стена остаётся сухой и тёплой - утеплитель надёжно защищает её от переменных температурных циклов. Сам утеплитель не увлажняется (если защищён снаружи). Тёплая стена плюс естественная диффузия водяных паров существенно сказываются на долговечности всей конструкции.
Достоинства и недостатки обоих способов указаны в табл. 14 [82, 84, 88, 97]. В целом в строительной практике широко применяется наружный способ утепления стен.
14. Характеристики способов утепления
|
При соблюдении технологии производства работ и обеспечени необходимого качества система утепленного фасада будет служить в течение 25 - 30 лет.
При выборе утеплителя важно учесть показатель водопоглоще - ния. К сожалению, не все утеплители (особенно отечественные) имеют достаточную стойкость по этому важнейшему показателю. При увеличении влажности утеплителя на 3 ... 4% теплотехнические свойства всей стены уменьшаются до 50%, и они плохо удерживают тепло.
Система наружной теплоизоляции позволяет экономить расход энергоносителей на 25 . 50%, обеспечивает защиту фасада и дополни
Тельную звукоизоляцию. В России ежегодно утепляется 200 тыс. м2 поверхности. Для сравнения: в Г ермании эта цифра превышает 30 млн. м2 в год [93].
В целом технические решения теплозащиты можно классифицировать по трём основным признакам: по месту расположения теплоизоляции (снаружи, внутри или комбинированный метод), по виду материала утеплителя и по виду материала защитного слоя (мокрая отделка - штукатурные растворы или сухая - облицовочные плиты и панели).
Одинаково сохраняют тепло ~| Пенополистирол 40 мм |
Минеральная вата 45 мм |
Рис. 20. Соотношение толщин различных материалов при одинаковом термическом сопротивлении |
Кирпичная кладка 860 мм |
Расчёт толщины утеплителя в таких конструкциях производится согласно [69, 72]. При расчёте учитываются в первую очередь тепло - физичекие свойства утеплителя (его теплопроводность и термическое сопротивление), а уже затем его прочностные и деформационные свойства. Согласно [91] по теплофизическим качествам лидирующие позиции занимает пенополистирол: при одинаковом термическом сопротивлении он имеет наименьшую толщину (рис. 20).
Утепление наружных конструкций. Наиболее перспективным способом повышения теплозащиты как вновь строящихся, так и реконструируемых зданий является наружная теплоизоляция стен. Как было отмечено выше, этот вариант обладает существенными достоинствами: отсутствие "мостиков холода"; возможность защитить стыки крупнопанельных зданий от протечек; не требуется устройство пароизоляционного слоя; не уменьшается площадь помещений; отсутствует необходимость вскрытия полов; возможность создания нового архитектурно-художественного облика здания; защищает стену от переменного замерзания и оттаивания и других атмосферных воздействий.
Существуют два основных способа утепления стен с наружней стороны: "вентилируемый фасад" и "мокрая технология". Пример технологии производства работ и требования к материалам "мокрого" способа изложены в [73]. "Мокрый" способ означает облицовку фасада плитами утеплителя с последующим оштукатуриванием. Вначале стену подготавливают специальными очищающими и грунтовочными составами, потом приклеивают плиты утеплителя, укрывают армирующей сеткой и оштукатуривают в несколько слоёв. Стены одеваются в своеобразную "шубу". У такого типа утепления стен несколько названий (вариантов устройства): "HECK", "TexColor" (Германия), "Dryvit", "Senergy" (США), "Ceresit" (Польша), "Шубаплюс" (Россия) и т. д. В каждом из этих методов выполняется крепление на поверхности стены эффективного утеплителя и его защита от внешних воздействий. Применение "вентилируемого фасада" означает устройство особой конструкции, состоящей из материалов облицовки (панелей, плит или листовых материалов), утеплителя и несущей конструкции, которая, в свою очередь, крепится к стене таким образом, чтобы между защитно-декоративным покрытием и стеной оставался воздушный промежуток. В ряде случаев для дополнительного утепления наружных конструкций между стеной и облицовкой фасадной системы предусматривают установку теплоизоляционного слоя - в этом случае зазор оставляется между облицовкой и теплоизоляцией. Сама воздушная прослойка оказывается настолько эффективной в защите от скопления конденсата, приводящего к ухудшению теплоизоляции и грибковым заболеваниям стен, что долговечность ограждающей стены существенно возрастает. Кроме того, нет необходимости в периодическом обновлении и ремонте её поверхности. А частоту обслуживания фасада определяют фасадные панели, долговечность которых служит основой сроков эксплуатации всей конструкции, причём возможность замены облицовки делает вентфасад ещё более долговечным.
Закрепление утеплителя на стенах при устройстве дополнительной теплозащиты может осуществляться следующими способами: навешиванием (на установленные заранее анкеры или с креплением его
дюбелями по месту); закреплением на направляющих (установка теплоизоляционного материала между направляющими, прижатие к направляющим, постановкой на направляющие); клеевым креплением (полимерными клеями или растворами); клеевым креплением с навешиванием. При наклеивании плитного утеплителя клеевой состав должен обладать хорошей адгезионной способностью, как для поверхности утепляемой стены, так и для плитного утеплителя.
При устройстве дополнительной теплоизоляции с наружной стороны стены возможно применение в качестве защитного слоя по утеплителю облицовочных плит (рис. 21, а). В таких системах в качестве защитно-декоративного слоя используют различные листы и панели на основе гипса, дерева (ДВП, ДСП), пластика, магнезитовые плиты, ке- рамогранитиные плиты и т. д.
В) |
Рис. 21. Примеры теплозащиты стены комплексными системами фирмы ”Тиги - Knauf” [61]:
А - с помощью облицовочных плит; б - с помощью штукатурных растворов; в - промежуточная теплоизоляция наружных стен: 1 - утеплитель;
2 - клеящий состав; 3 - армирующая стеклосетка; 4 - дюбель винтовой;
5 - декоративная штукатурка; 6 - рассечка из минеральной ваты;
7 - профиль для защиты углов; 8 - опорный профиль; 9 - облицовочная кладка из кирпича; 10 - конструктивная наружная стена; 11 - проволочный анкер; 12 - прижимная шайба; 13 - влагозадерживающая прокладка
Крепление этого слоя осуществляется к кронштейнам или направляющим, между которыми укладывается теплоизоляция. Устройство системы утепления осуществляется с воздушным вентилируемым зазором между утеплителем и облицовочным слоем.
Наиболее дешёвым является вариант наружного утепления с оштукатуриванием фасадных поверхностей. Система дополнительного утепления в зависимости от толщины фасадных штукатурных слоёв бывает с жёсткими и гибкими крепёжными элементами, с помощью которых закрепляют плиты утеплителя к существующей стене. Систему утепления с жёсткими крепёжными элементами используют при малых толщинах штукатурных слоёв (8 ... 12 мм). Такая система предусматривает следующую технологию устройства: наклеивание плит утеплителя; механическое закрепление плит крепёжными элементами; нанесение базового слоя штукатурки, с втапливаемой в него армирующей полимерной сеткой или стеклосеткой из щёлочестойкого стекла; устройство промежуточного грунтовочного и отделочного слоёв. При значительных толщинах штукатурных слоёв (20 ... 30 мм - для обеспечения необходимой пожаробезопасности) применяют гибкие крепёжные элементы. Такая система включает следующую технологию устройства: плиты утеплителя с горизонтальным смещением швов закрепляются насухо к утепляемой стене, путём накалывания на гибкие кронштейны; фиксация с помощью армирующей металлической сетки с размером ячеек 20x20 мм (из стали с гальваническим оцинко - ванием поверхности) и шпилек (из коррозионностойкой стали); нанесение штукатурных слоёв за три раза. Пример показан на рис. 21, б. Как вариант может использоваться промежуточная изоляция наружных стен (рис. 21, в). При этом полистирольные плиты крепятся к внешней поверхности несущей стены с помощью металлических дюбелей. Облицовочным слоем служит кладка из пустотелого кирпича [9, 21, 35, 38, 60, 61, 83].
Фирма "Сармат" Республики Беларусь разработала технологию теплоизоляции наружных стен зданий - "Термошуба" (утеплитель наклеивается на наружную стену и закрепляется дюбелями) [9, 22, 23, 59]. В [13] проводилось комплексное натурное обследование шести жилых зданий, эксплуатировавшихся 1 - 4 года после теплоизоляции фасадов по данной системе. По результатам обследования делается вывод, что вопрос о долговечности данной системы остаётся открытым, и можно будет делать окончательные выводы после 10 - 15 лет эксплуатации [13].
Особый интерес представляет система навесных фасадов "Иааеке ЬоНегЮшкег" (рис. 22) разработанная специалистами фирмы "ИААСКЕ+ ИААСКЕ вшЬИ+Со Кв" (Г ермания) как материал высоких энергосберегающих технологий, который по своим конструктивным и технологическим особенностям не имеет себе равных среди изоляционно-облицовочных материалов. Основу элементов системы "Иааеке ЬоНегЮшкег" составляет гранулированный пенополистирол (стиропор) и керамический клинкер, а также специальные буксы для крепления, заформованные в пенополистирол. Пенополистирол, составляющий основу элемента "Иааеке ЬоНегЮшкег", является трудновозгараемым теплоизоляционным материалом (коэффициент теплопроводности 1 = 0,032 Вт/м2 °С, фирмы "БА8Р" высокой плотности более 45 кг/м3), который в процессе производства формуется в специальных технологических формах одновременно с керамическими плитками (клинкером) и крепёжными буксами. Полученный материал составляет единое целое и после двухнедельной технологической выдержки готов для применения в строительстве. Отсутствие при производстве клеевых процессов обеспечивает высокую морозостойкость элементов. Особая зубчатая форма материала, а также высокая точность сопрягаемых панелей, специальные угловые и оконные элементы обеспечивают идеальную тепло-, шумо - и влагоизоляцию.
Рис. 22. Система "Haacke IsolierKlinker": А - керамическое покрытие на основе из пенополистирола; б - устройство крепёжного букса; в - монтаж панели |
Известно, что слабым местом практически всех навесных теплоизоляционных панелей является их крепление к несущей конструкции, будь то стена или каркас, по причине возникновения механических напряжений внутри изоляционного материала. В системе "Иааеке ЬоІіегКІіпкег" используются специальные крепёжные буксы, которые заформованы в элементы ещё при производстве и позволяют не только надёжно крепить материал к стене, не создавая механических напряжений, но и устранить "мостик холода", так как после крепления панели, головки шурупов закрываются специальными пробками из пенополистирола (рис. 22, б).
После окончания монтажа стыки между клинкерными плитками затираются специальным минеральным раствором на цементной основе, что дополнительно усиливает наружную поверхность панели и придаёт вид высококачественной кирпичной кладки [92, 97].
Внутреннее утепление стен. Расположение теплоизоляционного материала на внутренней поверхности наружной стены существующих здания часто является единственно возможным, так как теплоизоляция может быть произведена не во всех, а лишь в некоторых помещениях здания; производство работ по устройству теплозащиты может производиться в любое время года; не меняется облик зданий. Данный способ утепления часто применяют в зданиях со сложными в архитектурном плане фасадами, представляющими художественную или историческую ценность.
К сожалению, утепление стен с внутренней стороны имеет два весьма существенных недостатка. Один из них - это уменьшение площади помещения за счёт увеличения толщины стены. Другой недостаток связан с тем, что массивная, хорошо аккумулирующая тепло часть стены (например, из кирпича) в результате оказывается в зоне низких температур. Это резко снижает тепловую инерцию ограждающей конструкции, что в значительной степени ухудшает климат в помещении. Как уже говорилось выше, температура ограждающей конструкции за слоем утеплителя значительно снижается. Поэтому в зимнее время водяной пар, образующийся в помещении, и благодаря разности парциальных давлений диффундирующий наружу, неизбежно конденсируется за слоем утепления на внутренний поверхности массивной стены (рис. 20, а).
Сконденсировавшаяся и накопившаяся за зимний период влага не может быть выведена наружу даже летом, что приводит к прогрессирующему отсыреванию стен и развитию микроорганизмов (ухудшению санитарно-гигиенических показателей помещения). При этом "точка росы" блуждает на внутренней границе стены и теплоизоляции.
Если между ними есть хоть малейший зазор, то туда будет поступать влага из помещения и, замерзая, будет разрушать клеевой слой, увеличивая зазор. Применение в этом случае водопроницаемых утеплителей недопустимо. В этом плане примечателен опыт Финляндии. Всем известны легкие финские домики, в которых тонкая несущая стена из дерева утепляется изнутри плитами из минерального волокна. В процессе эксплуатации это приводит к переувлажнению дерева, заражению его грибками, плесенью, а также повышению влажности в жилых помещениях даже в летний период [92].
У жителей этих домиков резко возрастает количество астматических заболеваний. Эти проблемы привели к тому, что в Финляндии были снесены миллионы квадратных метров подобного жилья. Другой недостаток связан с тем, что перегородки и перекрытия, жёстко связанные с несущей стеной и обычно не имеющие отсекающих теплоизолирующих вкладышей, образуют по каркасу здания многочисленные тепловые мостики. Поэтому, чтобы теплопотери с единицы площади при утеплении изнутри были равны теплопотерям при утеплении снаружи, толщина плиты должна быть не менее 50 мм. Очевидно, что при этом теряется часть полезной площади внутренних помещений. Таким образом, на утепление изнутри можно идти только тогда, когда невозможно это сделать снаружи (исторические памятники со сложным архитектурным рельефом), или когда это экономически целесообразно.
Рис. 23. Система утепления фасада здания изнутри помещения TN-CLINKER inside |
В [71, п. 7.2.2] записано: "Внутреннее утепление наружных стен допускается выполнять в отдельных квартирах многоэтажных зданий, к сохранности фасадов которых предъявляются особые требования органов государственного управления архитектуры и градостроительной деятельности. При этом должны быть разработаны конструктивные мероприятия, исключающие выпадение конденсата на стыке утепляющих слоёв и материала стены, в местах пересечения утепляющего слоя с плитами перекрытий и внутренними поперечными стенами, а также на гранях проёмов, что должно подтверждаться расчётом температурных полей".
В этом случае возможно применить эффективную конструкцию утепления с использованием экструзионного пено - полистирола. Примером такой конструкции является TN-CLINKER inside - система утепления фасада здания изнутри помещения (рис. 23) [94].
При устройстве данной системы теплоизоляционные плиты экструзионного пенополистирола прижимаются к стене деревянными брусками, пространство между брусками тоже заполняется экструзионным пенополистиролом. Затем крепится пароизоляционная плёнка. Очень важно проклеить все нахлёсты плёнок между собой и примыкание плёнки к ограждающим конструкциям. Плёнка дополнительно прижимается рейками, по которым выполняется внутренняя отделка помещения.
Достоинства системы:
- возможность работы в любых погодных условиях;
- высокая скорость монтажа;
- удобная технология проведения работ;
- низкая стоимость строительства.
Слоистые огражадающие конструкции. Помимо дополнительного утепления стен разрабатываются также эффективные слоистые (двух-, трёх - и четырёхслойные) ограждающие конструкции с утеплителями из пенополистирольных плит для вновь строящихся зданий. Создание таких конструкций может осуществляться следующими технологическими приёмами: изготовлением изделий в заводских условиях; возведением стен в условиях строительной площадки в монолитном варианте с несъёмной опалубкой; кладкой стен из мелкоштучных элементов.
Примером такой конструкции служат дома, построенные по технологии "СтройТермо" (рис. 24) [9, 30, 90]. Стена дома по строительной технологии "СтройТермо" состоит из четырёх слоёв: 1 - свех - прочный бетон - служит облицовкой дома; 2 - пенополистирол - выполняет функцию утеплителя и несъёмной опалубки; 3 - железобетон - создаёт монолитную конструкцию дома; 4 - цементно-стружечная плита (ЦСП) - является второй стороной несъёмной опалубки и внутренней стеной дома.
Рис. 24. Утепление стены по технологии |
В заводских условиях изготавливают трёхслойные железобетонные панели со средним слоем из пенополистирола различной кажущейся плотности с жёсткими (в виде сплошных армированных рёбер или в виде дискретных связей - армированных бетонных шпонок) или гибкими связями (в виде арматурной стали с антикоррозионным покрытием). Трёхслойные бетонные панели применяются в жилищном строительстве приблизительно с конца 1970-х гг. вплоть до настоящего времени.
А) б) Рис. 25. Трёхслойные железобетонные панели: А - фасадная панель; б - самонесущая панель |
Трёхслойные панели имеют: внутренний несущий слой из железобетона толщиной 80 ... 100 мм; наружный слой из тяжёлого или лёгкого бетона толщиной 70 ... 100 мм; утепляющий внутренний слой из эффективного жёсткого утеплителя (как правило - жёсткого пенопо- листирола).
Лицевая сторона таких панелей может включать в себя фактурную фасадную отделку (например, мелкой керамической плиткой), формуемую вместе с панелью в заводских условиях. Толщина утепляющего слоя принимается в соответствии с теплотехническим расчётом, согласно [71, 73]. Пример такой панели приведён на рис. 25 [87].
Изготовление конструкций в несъёмной опалубке из пенополи - стирола осуществляется на строительной площадке. Возведение монолитных трёхслойных стен в вертикальной опалубке состоит из следующих технологических операций: монтаж опалубки; установка и закрепление блоков утеплителя в ней; бетонирование одновременно внутреннего и наружного слоёв лёгким или тяжёлым бетоном. Слои между собой скрепляют гибкими (устраивают в виде стержней, проходящих сквозь утеплитель) или жёсткими (сплошные - вертикальные и горизонтальные или дискретные - в уровне перекрытий из монолитного железобетона) связями [33, 57, 58].
Возможно изготовление двухслойных стен, которые состоят из несущего монолитного бетонного слоя и слоя утеплителя, который навешивается на наружные опалубочные щиты до укладки бетона и после формования бетонного слоя оказывается связанным с ним за счёт адгезии к бетону.
В качестве наружной оставляемой опалубки возможно использовать сборные железобетонные плиты высотой на этаж (скорлупы) с декоративной отделкой, которые после набора необходимой прочности перевозят на стройплощадку и монтируют в проектное положение. Затем с внутренней стороны наклеивают утеплитель, устанавливают арматуру стен и инвентарную опалубку, которую соединяют со скорлупой болтами и скобами и бетонируют стену. После набора прочности бетона внутреннюю опалубку вынимают. Примеры таких конструкций приведены ниже.
Технология бетонирования в несъёмной опалубке "Уе1ох" пришла к нам из Австрии [57]. Она используется для реконструкции и нового строительства жилых домов и зданий различного назначения. Опалубка состоит из двух цементно-стружечных панелей, размером 2000x500 мм, толщиной 25, 35 или 50 мм, скреплённых между собой проволочными хомутами (рис. 26). Опалубка вручную выставляется на высоту этажа. Затем на временные стойки и балки из обрезной доски укладываются пустые короба и устанавливается арматура. Вся конструкция заполняется бетоном. В качестве наружного элемента опалубки используется плита из ЦСП, с приклеенным на цементном растворе утеплителем - пенополистиролом, который остаётся между наружной плитой опалубки и бетоном [33, 57, 59].
Односторонняя связка Рис. 26. Технология бетонирования в несъёмной опалубке фирмы "Velox" |
"ТЬегто^т" - в Г ермании, в России - "Изодом-2000" - это система строительства из монолитного бетона с применением стационарной (несъёмной) опалубки из полых пенополистирольных блоков плотностью 25 ... 35 кг/м3 (термоблоков), в которые заливается бетон (рис. 27, а) [33, 53, 59]. Первый ряд пенополистирольных блоков укладывают непосредственно на слой гидроизоляции по всему периметру будущего здания, пропуская через полости блоков скреплённую с фундаментом вертикальную и горизонтальную арматуру. Второй слой блоков кладётся со смещением вертикальных швов. Заполнение пустот блоков бетоном производится обычно сразу на 2-3 ряда по высоте. Блоки выпускают различных размеров, но обычно 250x250 мм и длиной 1000 ... 2000 мм. Кроме того, поперечные вставки могут изготавливаться из ударопрочного полистирола, металлическими и т. д. (рис. 27, б). Стена снаружи облицовывается плиткой или кирпичом, либо штукатурится. При этом по теплосбережению стена "ТЬегто^т" толщиной 0,25 м эквивалентна стене из железобетона толщиной 2 м, кирпича - 1,5 м, сосны 0,6 м [90].
В России фирма "Зеленоградстрой" разработала систему "Пласт - бау-3". Это технология производства несъёмной опалубки из пенопо - листирола [35, 59]. Она состоит из изготовленных на заводе опалубочных элементов стен, объединяющих в себе функции опалубки и утеплителя, а также основания для нанесения отделочных (фактурных) слоёв. Размеры стеновых панелей шириной 1200 мм и высотой на этаж (рис. 28, а, б).
В пенополистирол запрессованы стальные оцинкованные профили, которые расположены вертикально, и воспринимают нагрузку от бетонной смеси, а также позволяют увеличить длину пролётов опалубки. В качестве утеплителя используется пенополистирол ПСБ-С, плотностью не менее 15 кг/м3. Наружная поверхность утеплителя может иметь заводскую отделку в виде декоративного покрытия.
Рис. 27. Технология устройства несъёмной опалубки из пенополистирола по системе "Thermodom" (а); общий вид термоблока (б) |
Стальной профиль 06 мм Заглушка из полиэтилена Пенополистирол
|
А) |
Стальной профиль 03 мм |
Рис. 28. Элемент опалубочный наружной стены из пенополистирола: А - поперечный разрез; б - продольный разрез; в - общий вид опалубки из пенополистирола; г - технология устройства несъёмной опалубки по системе "Пластбау-3" |
Г) |
Между листами опалубки на строительной площадке устанавливаются арматурные каркасы, и заливается бетонная смесь (рис. 28, в, г) [59, 61].
Инверсионные кровли и чердачные перекрытия. В современной архитектуре плоские или инверсионные кровли занимают значительное место, так как позволяют рационально использовать пространство в условиях современного города: здесь можно расположить автостоянки, пешеходные зоны, зелёные площадки.
Как правило, в дополнение к обычной плоской кровле многие проекты зданий содержат зимний сад, кафе на террасе, многоуровневую автостоянку и т. д.
При традиционном устройстве плоской кровли верхним слоем является гидроизоляция. При таком расположении она оказывается
подвержена воздействиям, которые могут привести к разрушению всей кровли:
- суточные перепады температур (вызывают трещины);
- механические повреждения;
- ультрафиолетовое облучение (ускоряет процесс старения гидроизоляции).
Чтобы избежать воздействия таких вредных факторов необходимо устраивать инверсионные кровли. Инверсионной (от латинского туегяго - переворачивание, перестановка) называется кровля, конструкция которой "перевернута" по сравнению с традиционной, т. е. гидроизоляционный слой располагается под слоем утеплителя непосредственно на поверхности бетонного перекрытия (основания кровли). В конструкции такой кровли применяется экструзионный пенопо - листирол, представляющий собой теплоизоляционный материал с равномерно распределёнными закрытыми (замкнутыми) ячейками, который не впитывает воду, не набухает и не даёт усадки, обладает высокой механической прочностью, химически стоек и не подвержен гниению [см. гл. 4]. Эти свойства утеплителя позволяют расположить его над гидроизоляцией, для которой он является ещё и защитой от внешних воздействий.
Слой гидроизоляции при таком расположении утеплителя не испытывает существенных температурных перепадов, так как постоянно, и зимой, и летом, находится в зоне положительных температур, а также надёжно защищён от непосредственных механических воздействий и ультрафиолетового излучения.
Высокая прочность материала на сжатие защищает гидроизоляционную мембрану от механических повреждений, а низкая теплопроводность обеспечивает превосходную защиту от перепадов температур. Простейшее исполнение инверсионной кровли - это кровля с гравийной засыпкой по дренирующему слою из геотекстильного материала, уложенного по плитам (рис. 29) - метод, предложенный в [74]. Благодаря этому, как показал опыт, значительно увеличивается долговечность гидроизоляционного слоя. Инверсионный тип кровли незаменим при строительстве зданий с эксплуатируемыми кровлями. В этом случае вместо гравийной засыпки используются тротуарные плиты на подушке из мелкого гравия, асфальтовое или бетонное покрытие. В связи с тем, что в настоящее время озеленение городов не развивается из-за дефицита свободных площадей, зелёные насаждения на кровлях и террасах зданий и сооружений, несомненно, украшают внешний вид городов.
Пенополистирол активно применяется в качестве теплоизолирующего слоя в такой отрасли строительства, как аэродромное и дорожное строительство.
Строительство автомобильных дорог. Основные причины, по которым дороги быстро приходят в негодность, давно известны. К ним в первую очередь относятся:
- слабая прочность основания и верхнего слоя покрытия дороги;
- достижение предельного напряженно-деформированного состояния конструкции дороги в результате механических и температурных воздействий;
- плохое качество строительства и эксплуатации дорог.
- локальное или обширное механическое воздействие на конструкцию дороги со стороны основания в результате образования ледяных линз или пучинистости грунта, что приводит к разрушению дорожной конструкции.
Остановимся подробнее на последней причине. Сильное разрушение покрытия наблюдается, когда в основании имеются пучинистые грунты, которые при увлажнении и последующем замерзании увеличиваются в объёме и давят на конструкцию дороги. Увеличение объёма пучинистых грунтов по длине и ширине дороги неравномерное. Поэтому на поверхности появляются трещины: продольная - в середине и множество поперечных. Нередко возникает местное поднятие поверхности дороги, разрушение и выкрашивание покрытия.
Источниками возникновения ледяных линз и увеличения объёма пу - чинистых грунтов являются повышенная влажность и отрицательная температура в основании земляного полотна. В условиях России пучины серьезно осложняют эксплуатацию дорог. На отдельных участках дороги их протяжённость достигает 30% и более. В некоторых развитых странах с целью недопущения образования пучин основание дорог высшей категории отапливают с помощью электричества [85, 94]. Мероприятие чрезвычайно дорогое и не нашедшее понимания у россиян.
Однако предотвратить увлажнение грунта и его промерзание можно путём устройства дополнительных слоёв основания: морозозащитного, дренирующего, капиляропрерывающего. Эти меры требуют значительных капиталовложений, трудозатрат и, как правило, малоэффективны для предотвращения процессов пучинообразования. Выходом из данной ситуации является введение в конструкцию дорожного покрытия специального материала, обладающего одновременно гидроизоляционными и теплоизоляционными свойствами. Естественно, он должен иметь хорошие прочностные и деформативные характеристики. К таким материалам относится экструзионный пенополисти - рол. Для использования в дорожной одежде пенополистирол должен обладать характеристиками не ниже приведённых в прил. 2.
При использовании пенопластов в строительстве автодорог можно успешно решить следующие проблемы:
- снижение толщины морозозащитного слоя;
- уменьшение высоты насыпи и глубины выемки;
- использование грунтов повышенной влажности;
- повышение долговечности и ровности покрытия за счёт устранения пучинообразования.
Рассмотрим эти проблемы подробнее на примере экструзионного пенополистирола Styrofoam [51 - 53].
Снижение толщины морозозащитного слоя. В районах с сезонным промерзанием грунтов их пучение под дорожной одеждой не должно превышать допустимых значений [68]. Для обеспечения этого требования устраивают морозозащитные слои из кондиционных песков, песчано-гравийной смеси, гравия, укреплённых грунтов и из других непучинистых материалов. Расчёт толщины морозозащитного слоя ведётся согласно [67, 68]. На участках с неблагоприятными грунтовогидрологическими условиями толщина морозозащитного слоя может достигать 1 м и более. На таких участках трудно обеспечить необходимое количество кондиционных грунтов и материалов для устройства морозозащитных слоёв. Во многих районах таких грунтов и материалов нет. Дальность перевозки кондиционных песков составляет десятки и сотни километров.
Устройство теплоизолирующего слоя из пенопласта позволяет резко уменьшить толщину или полностью исключить морозозащитный слой. На рисунке 30 представлены конструкции дорожной одежды
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Рис. 30. Конструкции дорожной одежды, равноценные по морозоустойчивости, в условиях Москвы:
1 - покрытие и основания дорожной одежды; 2 - песок; 3 - пенопласт Styrofoam
С морозозащитным слоем из песка (тип А) и с теплоизолирующим слоем из пенопласта (тип В), которые удовлетворяют требованиям по прочности и морозоустойчивости в условиях Москвы [68].
Уменьшение высоты насыпи. При проектировании автодорог высоту насыпи назначают исходя из двух условий [70]:
- высота насыпи должна быть такой, чтобы не происходило переувлажнение грунтов рабочего слоя земляного полотна;
- высота насыпи должна быть такой, чтобы дорогу не заносило снегом во время метелей.
Высота насыпи зависит от грунтов, которые входят в рабочий слой земляного полотна. Толщина рабочего слоя принимается равной 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия. Теплоизолирующий слой из пенопласта позволяет уменьшить толщину рабочего слоя благодаря снижению глубины промерзания, а также уменьшить высоту насыпи и сократить толщину морозозащитного слоя. Приведём примеры.
На рисунке 31 представлены минимальные значения высот насыпи, которые нужно устраивать в Архангельской области на участках с грунтовыми водами на уровне поверхности земли. В случае устройства традиционной дорожной одежды высота насыпи из мелкого песка или супеси песчанистой должна быть не менее 2,0 м (тип А). В случае устройства конструкции с теплоизолирующим слоем, предотвращающим промерзание грунтов ниже поверхности земли, высота насыпи должна быть не менее 1,5 м (тип В) [51].
Уменьшение глубины выемки. При неблагоприятных грунтовогидрологических условиях в районах с сезонным промерзанием устраивают в выемках толстые морозозащитные слои (тип А).
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
Рис. 31. Минимальные значения высот насыпи в Архангельской области при устройстве традиционной конструкции дорожной одежды (тип А) и конструкции с пенопластом, предотвращающим промерзание грунтов ниже поверхности земли (тип В):
1 - дорожная одежда; 2 - песок мелкий или супесь песчанистая;
3 - супеси и суглинки пылеватые; 4 - пенопласт Styrofoam
Ту же морозоустойчивость можно обеспечить устройством тонких теплоизолирующих слоёв из пенопласта (тип В). В результате уменьшается толщина дорожной одежды, снижается глубина выемки, уменьшается объём земляных работ и облегчаются условия их проведения, особенно в период выпадения дождей.
На рисунке 33 представлены конструкции земляного полотна в выемках на дороге Омск - Новосибирск от км 38 + 500 до км 76 + 515. Дорога запроектирована по нормативам I технической категории. В конструкциях типа А и В дорожная одежда удовлетворяет требованиям по прочности и морозоустойчивости [67, 68]. Благодаря устройству теплоизолирующего слоя сокращается количество кондиционного песка и уменьшается объём земляных работ.
Тип А Тип В Рис. 33. Конструкции земляного полотна в выемках на дороге Омск - Новосибирск при устройстве традиционной дорожной одежды (тип А) и дорожной одежды с пенопластом (тип В): 1 - покрытие и основание дорожной одежды; 2 - песок средней крупности; 3 - пенопласт Styrofoam 70 см 25 см 4 см |
Использование грунтов повышенной влажности. При устройстве дорожной одежды с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием плотность грунта рабочего слоя должна быть не ниже соответственно 0,98 и 1,0 максимальной плотности по методу стандартного уплотнения [66]. Такое уплотнение возможно только при влажности грунта, близкой к оптимальной ^опт). Обеспечить стройку грунтами с такой влажностью бывает сложно, особенно весной после таяния снега и осенью в период выпадения дождей. Применение теплоизолирующих слоёв из пенопласта позволяет использовать грунты повышенной влажности для устройства рабочего слоя земляного полотна при выполнении трёх условий: 1) тип увлажнения рабочего слоя земляного полотна должен быть 1-м или 2-м; 2) грунт надо уплотнять до плотности не ниже 0,95 от максимальной; 3) толщина пенопласта должна быть такой, чтобы не происходило промерзание грунтов под дорожной одеждой. При таких условиях не происходит морозное пучение грунта, а происходит только его усадка в летний период. В результате этого грунт доуплотняется до максимальной плотности и даже более [66].
На рисунке 34 указаны максимальные значения влажности тяжёлого пылеватого суглинка, при которых можно применять этот грунт для устройства рабочего слоя земляного полотна в случае традиционного решения дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием (тип А) и в случае включения в конструкцию теплоизолирующего слоя из пенопласта (тип В) [51, 52].
Тип А Тип В Рис. 34. Допустимые значения влажности тяжёлого пылеватого суглинка, при которых можно уплотнить грунт до нормативных величин при устройстве традиционной дорожной конструкции (тип А) и конструкции с пенопластом (тип В): 1 - покрытие и основание дорожной одежды; 2 - песок; 3 - тяжёлый пылеватый суглинок; 4 - пенопласт Styrofoam; 5 - геотекстиль |
Повышение долговечности и ровности покрытия. В процессе эксплуатации дороги в районах с сезонным промерзанием происходит круглогодичный процесс изменения плотности и влажности пучини - стых грунтов. В результате осадки и усадки грунтов в весенне-летний период может происходить или не происходить восстановление их начальной плотности, достигнутой при строительстве дороги. В последнем случае имеет место разуплотнение грунтов при многократном пучении в течение целого ряда лет, пока их плотность в летний период не станет равной "бытовой плотности" [51].
Указанные процессы поднятия и опускания дорожной одежды происходят неравномерно по площади проезжей части. Особенно это имеет место весной, когда под действием транспорта усиливается неравномерность осадки разуплотнёного и водонасыщенного грунта. При этом, чем больше размер пучения грунта, тем более неравномерно происходит поднятие и опускание проезжей части. Такое ежегодное воздействие на дорожную одежду влияет на её долговечность и ровность покрытия.
Для повышения ровности и долговечности покрытия необходимо устранить морозное пучение заменой пучинистых грунтов на всю глубину промерзания кондиционным песком, песчано-гравийной смесью, гравием, укреплённым грунтом и другими непучинистыми материалами. Практически сделать это невозможно в районах, где глубина промерзания достигает 3,0 м и более.
Применение теплоизолирующих слоёв из пенопласта позволяет предотвратить промерзание пучинистых грунтов под дорожной одеждой. В результате этого устраняется основной фактор разуплотнения грунтов рабочего слоя земляного полотна. Плотность ненабухающих и слабонабухающих грунтов почти не меняется в процессе эксплуатации дороги. Влажность грунтов, уплотнённых до нормативных значений, также меняется мало. При таких условиях несущая способность грунтов рабочего слоя не меняется по сезонам года. Только благодаря этому фактору долговечность покрытия увеличивается примерно на 30% по сравнению с традиционным решением дорожной конструкции. Продолжительность срока службы конструкции с пенопластом значительно больше указанного значения, так как не происходит ежегодного неравномерного поднятия и опускания дорожной одежды, которое во многом определяет долговечность сооружения [51 - 53].
На рисунке 35 приведены данные о соотношении между сроками службы покрытия (Т, лет) при традиционном решении дорожной одежды (тип А) и устройстве конструкции с пенопластом, предотвращающим промерзание грунтов рабочего слоя земляного полотна (тип В). Приведены данные о ровности покрытия на дороге Омск - Новосибирск. Замеры проводились после 12 лет эксплуатации дороги [51].
Тип В
Та |
Тв > 1,3 Та
Отметка ровности |
"удовлетворительно" |
"хорошо" |
5 |
2 4 5 |
Рис. 35. Показатели долговечности и ровности покрытия при устройстве традиционной конструкции дорожной одежды (тип А) и дорожной одежды с пенопластом (тип В): 1 - покрытие и основание дорожной одежды; 2 - песок; 3 - грунт; 4 - пенопласт Styrofoam; 5 - геотекстиль |
Решения, возможные только с использованием пенопласта.
В ряде случаев борьба с пучинами или малоэффективна, или просто невозможна. На рисунке 36 показан один из таких случаев. Дорога проходит в насыпи высотой 1 м. Местность равнинная, поверхностный сток не обеспечен. Под насыпью залегает супесь пылеватая. Имеются подземные воды (верховодка), уровень которых совпадает с поверхностью земли. Глубина промерзания в открытом поле более 1,5 м. На дороге имеются пучины. Реконструкция пучинистого участка предусматривает устройство дорожной одежды толщиной 0,5 м.
Тип А Тип В Рис. 36. Конструкции дорожной одежды с морозозащитным слоем (тип А) и с теплоизолирующим слоем из пенопласта (тип В), которые рассматривались при решении задачи по устранению пучины на дороге: 1 - покрытие и основание дорожной одежды; 2 - песок; 3 - гравий; 4 - супесь пылеватая; 5 - пенопласт Styrofoam; 6 - геотекстиль; 7 - грунт существующей насыпи; кпр - глубина промерзания |
В случае устройства дополнительного морозозащитного слоя его толщина должна быть более 0,5 м (тип А). При таких условиях низ дорожной одежды располагается ниже поверхности земли в зоне верховодки. Для обеспечения требуемой долговечности конструкции нужно отводить воду из слоёв дорожной одежды и верхних слоёв земляного полотна, что выполнить нельзя.
Не представляется возможным отвести воду и в равнинной местности, когда часть морозозащитного слоя находится ниже уровня подземных вод. В указанных условиях нельзя устраивать морозозащитный слой для устранения пучин. Ниже поверхности земли он будет заполнен водой, в результате чего снижается его несущая способность. Морозозащитный слой, заполненный водой, не устраняет пучение, так как в нём происходит льдообразование [52].
Конструкция с теплоизолирующим слоем из пенопласта (тип В) не имеет указанных недостатков и позволяет устранить пучины на до - рогах. Таким образом в районах с вечномёрзлыми грунтами при устройстве земляного полотна в низкой насыпи применение теплоизолирующего слоя из пенопласта позволяет предотвратить оттаивание грунтов и разрушение дороги [51].
Отмечается, что до 1998 г. в качестве теплоизоляционного слоя использовались импортные пенополистирольные плиты Styrofoam, позже дорожники перешли на использование отечественного экструзионного пенополистирола ПЕНОПЛЭКС (рис. 37). Экономические расчёты показывают, что во многих случаях строительство дороги с применением плит ПЕНОПЛЭКС обходится дешевле, чем строительство традиционным способом [86].
В качестве примеров успешной защиты дорожной конструкции от воздействия неравномерного пучения грунтов основания уместно привести соединительную автомобильную дорогу между автодорогами Москва - Киев и Калуга - Тула (Калужская область); автодороги Чита -
Рис. 37. Использование плит ПЕНОПЛЭКС при строительстве дорог |
Хабаровск "Амур" (Амурская область), М-2 "Крым" на участке Серпухов - Тула, М-4 "Дон" в районе г. Кашира Московской области. ПЕНОПЛЭКС был успешно применен и в Северо-Западном регионе - при реконструкциях дороги М-10 "Россия" на объезде г. Тосно Ленинградской области.
В условиях вечной мерзлоты теплоизоляционные слои из плит ПЕНОПЛЭКС использовались при строительстве федеральной дороги Сургут - Салехард на уча
стке Пуровск - Ягенетта, участке автодороги Коротчаево - Пуровск (Ямало - Ненецкий АО), применялись при строительстве автодороги в Республике Саха (Якутия).
В 2003 г. ФГУП "СОЮЗДОРНИИ" было проведено обследование на опытных участках, построенных с применением плит ПЕНОПЛЭКС, автодорог МКАД - Кашира и Серпухов-Тула, которое показало целесообразность применения данного материала.
Промерзания земляного полотна под теплоизолирующим слоем не произошло. Отсутствие деформаций в виде сетки трещин позволило судить об обеспечении прочности и несущей способности конструкции.
На основании сопоставления показателей различных материалов был сделан вывод о том, что в конструкции дорожного полотна 1 см материала ПЕНОПЛЭКС по теплозащитной функции эквивалентен 30 см песка [83]. В течение 12 лет проводились наблюдения за участком дороги Омск - Новосибирск, при возведении которого использовался экструзионный пенополистирол толщиной 50 и 100 мм [86]. Экспериментальный участок оборудовали постами наблюдения за водно-тепловым режимом дорожного покрытия и основания с гидротеплоизолирующим слоем и без него. Район строительства характеризуется сезонным промерзанием грунтов, морозными зимами и жарким летом. В результате исследования экспериментального участка выяснилось, что при толщине теплоизолирующих плит 100 мм промерзание грунта по оси проезжей части не наблюдалось, в то время как на обочине дороги промерзание составило 1800, 2500 мм. На участке дороги без теплоизолирующего слоя промерзание грунта по оси проезжей части составило 2500 мм. Результаты нивелирования осадочных марок показали, что пучение грунтов под проезжей частью с теплоизоляцией составило 5 ... 20 мм, а на обочине этого участка - 130 мм. За 12 лет эксплуатации дороги материал не изменил свои свойства.
Применение плит ПЕНОПЛЭКС позволяет снизить высоту насыпи до 0,9 м по сравнению с типовым решением. Анализ работы дорог показывает, что при толщине плит 100 мм оседание дороги за 3 года эксплуатации практически не наблюдается, тогда как на контрольном участке обычной конструкции оседание достигало 30 см. Пример такой конструкции приведён на рис. 38.
Теплоизоляционные плиты также выполняют функцию разделительного слоя и обеспечивают равномерное распределение нагрузки. В этом случае необходимость капитального ремонта дорог возникает значительно реже. Результатом применения данного материала в качестве теплоизолирующего и разделительного слоёв является повышение ровности покрытия при эксплуатации и отсутствие разрушений дорожной одежды от неравномерных деформаций в земляном полотне [86, 95].
Рис. 38. Пример утепляющей конструкции земляного полотна: 1 - асфальтобетон мелкозернистый плотный (5 см); 2 - асфальтобетон крупнозернистый пористый (7 см); 3 - асфальтобетон крупнозернистый пористый (9,5 см); 4 - тощий бетон (16 см); 5 - щебень гранитный, фракция 40 ... 70 мм, обработанный битумом (10 см); 6 - песок 1 класса (32 ... 36 см); 7 - пеноплекс 45 - 4 ... 8 см (по расчёту); 8 - песок 1 класса (10 см); 9 - геосинтетический материал Тайпар SF 56 |
Помимо рассмотренных выше плит Styrofoam, ПЕНОПЛЭКС из экструзионного пенополистирола, в современном дорожном строительстве применяют плиты из экструзионного пенополистирола следующих производителей: ТЕХНОПЛЕКС, СТИРОПЛЕКС, ГРИНПЛЕКС, ТЕП - ЛОИЗОПЛИТ, ЭКСТРОЛ и многих других [77, 79, 83, 85, 86, 88, 95].
Строительство высоких насыпей и подходов к мостам на слабых основаниях. Как известно, при проектировании и строительстве дорожных насыпей на слабых основаниях требуют решения вопросы, связанные с недостаточной несущей способностью основания, возможностью больших осадок и длительным сроком их прохождения. Уменьшение нагрузки на слабое основание возможно за счёт уменьшения веса насыпи, которое может быть достигнуто применением для её устройства материалов, имеющих значительно меньшую плотность, чем грунт [76].
Существует множество лёгких материалов, которые потенциально могут использоваться в дорожных насыпях. Наибольшее распространение получил жёсткий пенопласт - пенополистирол, обладающий уникально низкой удельной плотностью (20 ... 65 кг/м3), достаточной прочностью и долговечностью. Наряду с геосетками, геотекстилем и геомембранами пенополистирол относится к категории геосинтетиче - ских материалов. В дорожном строительстве применяются изделия из пенополистирола в виде плит толщиной до 100 мм, изготавливаемых методом экструзии (XPS плиты), и в виде блоков (EPS блоки) [76].
За рубежом и в России XPS плиты используются в основном для устройства теплоизолирующих прослоек. Их применение в облегчённых насыпях считается экономически и технологически нецелесообразным.
Мировая практика свидетельствует о том, что из всех легких материалов для устройства облегчённых насыпей наибольший эффект даёт применение БР8 блоков. Широкое внедрение насыпей из БРв блоков за рубежом началось в середине 80-х гг. прошлого века. С тех пор применение БР8 блоков ежегодно расёт, особенно в Японии, а также в Скандинавских странах, США, Г ермании, Англии, Франции, других странах. По имеющимся данным, в мире к 2004 г. построено более 3000 дорожных объектов с применением БР8 в объёме более 2,5 млн. м3. Более 50% объёма приходится на Японию, для которой характерно широкое распространение слабых грунтов и высокая сейсмическая активность [76, 82].
Основные области применения облегчённых насыпей из БРв блоков:
- линейные участки автомобильных дорог на слабом основании;
- подходы к мостовым сооружениям на слабом основании;
- уширение насыпей на слабом основании;
- строительство автомобильных дорог на участках возможных оползней;
- устройство заполнения за подпорными стенками.
Высота насыпей от 1,5 до 16 и более метров. Для засыпки боковых откосов могут применяться традиционные типы грунта. Толщина засыпки должна быть не менее 0,25 м. Вертикальные откосы из БР8 блоков могут защищаться сборными железобетонными панелями, гофрированной сталью и другими материалами.
Так как полистирол не обладает стойкостью к нефтепродуктам, то верхние и откосные поверхности БРв блоков рекомендуется защищать от возможного контакта с нефтепродуктами укладкой герметичной (полиэтиленовой) мембраны.
Крепление силовых ограждений, опор дорожных знаков, мачт наружного освещения и других систем обустройства дороги производится к железобетонной плите, укладываемой по поверхности верхнего ряда БР8 блоков. При достаточной толщине земляного полотна над облегчённой частью насыпи системы обустройства дороги могут заделываться в грунт.
Строительство облегчённых насыпей с применением БРв блоков по сравнению с обычными насыпями имеет следующие основные преимущества:
- значительное сокращение величины и времени прохождения осадки;
- простота технологии и сокращение сроков строительства;
- производство работ в неблагоприятных погодных условиях;
- отсутствие методов предварительной нагрузки на слабое основание, отсыпки насыпи с перегрузкой и стадийного строительства;
- значительное снижение затрат на содержание автомобильных дорог при неравномерных осадках и длительной вторичной консолидации основания, характерных для обычных насыпей;
- снижение требуемой ширины полосы отвода благодаря возможности устройства более крутых или вертикальных откосов;
- снижение боковой нагрузки на мостовые устои и подпорные стенки;
- снижение неравномерности относительной осадки мостового сооружения и примыкающей насыпи;
- снижение относительной осадки при уширении насыпей на слабом основании;
- полное исключение или уменьшение объёма перекладки инженерных сетей, проходящих под насыпью;
- снижение нагрузки на сооружения, расположенные под насыпью, например тоннели метрополитена;
- высокая долговечность;
- значительное снижение гравитационных нагрузок на основания насыпей и инерционных сил, возникающих при землетрясениях.
Уникально низкая удельная плотность материала БРв блоков, составляющая около 1% от плотности грунта, применяемого в традиционных насыпях, в сочетании с достаточной прочностью позволяет нести нагрузки от автотранспорта, железнодорожных составов, самолётов, легких зданий и сооружений, опорных элементов мостов.
Вместе взятые кратковременные и долговременные преимущества с меньшей стоимостью строительства насыпей с применением БР8 блоков могут компенсировать разницу между единичной стоимостью БРв (среднемировая цена 1 м3 - 40 ... 50 долларов США) и традиционным грунтом.
На рисунке 39 показан пример конструкции облегчённой насыпи из БР8 блоков на подходе к путепроводу на федеральной автомагистрали 1-15 в городе Солт-Лейк-Сити, штат Иллинойс, США.
Одной из первых попыток внедрения облегчённых насыпей в России явился разработанный в 2004 г. ЗАО " Петербург-Дорсервис" вариант проектно-технологического решения подхода к путепроводу на одном из участков КАД (кольцевой автодороги). Участок строительства характеризовался залеганием в основании насыпи до глубины
21,5 м чрезвычайно слабого грунта - супеси текучей консистенции.
Рис. 39. Облегчённая насыпь из ЕР8 блоков на подходе к путепроводу на федеральной автомагистрали 1-15 США |
Геометрические параметры насыпи: высота до 12,5 м, ширина поверху
44,5 м. Технико-экономическое сравнение вариантов конструктивного решения показало, что рассмотренные варианты безосадочной насыпи на свайном основании оказались наиболее дорогостоящими. Кроме того, рассматривалась осадочная насыпь "плавающего" типа, армированная геосинтетическим материалом и облегчённая насыпь с применением пенополистирола. Расчётная величина осадки "плавающей" насыпи составила 60 см. Время прохождения осадки до нормативной степени консолидации основания составила до 7 лет, что не укладывалось в директивные сроки строительства КАД. Для облегчённой насыпи эти показатели составили 7,5 см и 50 дней соответственно, что давало возможность укладки асфальтобетонной дорожной одежды без технологического перерыва сразу после возведения насыпи.
В связи с отсутствием отечественного производства качественных БР8 блоков проектом было предусмотрено применение составных блоков из ХРв плит, т. е. материала значительно более дорогого, чем БР8. Даже в этом случае стоимость строительства оказалась в 1,2 - 1,3 ниже стоимости строительства безосадочной насыпи на свайном основании.
Состоящие из блоков пенополистирола основания позволяют выполнять равномерное распределение нагрузки для насыпей и мостов в регионах с плохо выдерживающей нагрузку почвой. Высота складирования блоков из пенополистирола может достигать 8 м и более. Лёгкая насыпь такого состава предотвращает оседание и образование рытвин в дорожной структуре, особенно в зонах критического доступа для структур с глубокими фундаментами, например, мостов (рис. 40) [86, 93, 95].
Рис. 40. Блоки из пенопласта при строительстве насыпей и мостов образуют скаты в регионах с плохо выдерживающими нагрузку почвами (Европейская скоростная автомагистраль Е6, Люндскиле, Швеция) |
Железные дороги. Российские железнодорожники также активно переходят на использование экструзионного пенополистирола, ведь проблемы на железных дорогах схожи с автомобильными. Повреждение полотна железной дороги также возникает из-за проникновения и замерзания воды в холодовосприимчивых слоях несущих грунтов.
В настоящее время одним из вариантов усиления основной площадки земляного полотна под железнодорожными колеями был выбран метод устройства защитного слоя из экструзионного пенополистирола (рис. 41) [86]. Этот метод реконструкции железнодорожных путей был признан как наиболее эффективный в неблагоприятных условиях: при затруднённом поверхностном водоотводе и в зонах повышенных силовых воздействий. Будучи уложенными на глубине не менее 0,4 м теплоизоляционные плиты в дождливый осенний период предотвращают накопление воды в несущих слоях насыпи, а в зимний период
Рис. 41. Пенополистирол при строительстве железных дорог |
Уменьшают глубину промерзания грунта. Толщина теплоизоляционного слоя зависит от климатических условий, глубины расположения уровня грунтовых вод, состояния водоотводных сооружений и определяется теплотехническим расчётом [68] из условия полного выведения пучинистых грунтов из зоны промерзания (исключение промерзания грунтов). Применение плит ПЕНОПЛЭКС качественно меняет процесс промерзания земляного полотна.
В [86] доказано, что при замене традиционной дорожной одежды с применением песка на конструкцию со слоем из экструзионного пе - нополистирола и песка снижение стоимости строительства составит около 17 долларов США на 1 м проезжей части дороги. Приведённый ниже эскиз (рис. 42) показывает схематическое устройство утеплённой с помощью плит ПЕНОПЛЭКС дороги без защитного щебёночнопесочного слоя. Укладка теплоизоляционных плит осуществляется при капитальном ремонте железнодорожного полотна при помощи специальной ремонтно-строительной техники РМ-80 (рис. 43) [86, 94, 96].
Аэродромные покрытия. Следует также сказать о применении плит экструзионного пенополистирола для теплоизоляции аэродромных стоянок и взлётно-посадочных полос. При строительстве, расширении и реконструкции сооружений аэропортов в целях недопущения превышения предельных вертикальных деформаций [72] предусматривается ряд мероприятий по исключению или уменьшению вредного воздействия природных и эксплуатационных факторов, устранению неблагоприятных свойств грунтов под аэродромными покрытиями, в том числе устройство термоизолирующих прослоек из экструзионного пенополистирола (рис. 44).
Рис. 42. Типовая конструкция утепления железных дорог: 1 - чистый щебёночный балласт (не менее 400 мм от подошвы шпалы); 2 - ПЕНОПЛЭКС; 3 - старый балластный слой; 4 - грунт земляного полотна |
Рис. 43. Реконструкция железнодорожного полотна с помощью машины РМ-80 с применением плит ПЕНОПЛЭКС 45 |
Рис. 44. Вариант реконструкции искусственной взлётно-посадочной полосы с одновременным уменьшением глубины промерзания грунтов основания: 1 - слой нового асфальтобетонного покрытия (12 см); 2 - Геосетка "Хателит"; 3 - чёрный щебень (5 см); 4 - утеплитель ПЕНОПЛЭКС (16 см); 5 - выравнивающий слой из песка (5 см); 6 - существующее асфальтобетонное покрытие (16 см); 7 - существующее цементобетонное покрытие (30 см); 8 - песчаное основание (30 см); 9 - насыпной грунт (30 ... 400 см); 10 - естественное основание (пучинистое) |
На стоянке колёса шасси самолёта оказывают высокое давление на поверхность. Это предъявляет крайне высокие требования к покрытию и изоляции под ним. Они должны выдерживать высокие нагрузки от давления колёс, в сочетании с динамической нагрузкой при движении, особенно во время посадки и взлёта воздушных судов [76, 81, 86, 92, 94, 97].Толщина слоя изоляции определяется климатической зоной и вычисляется согласно [68, 71].
Пенополистирольные плиты вполне могут использоваться на аэродромах в районах с холодным климатом, на которых даже в летний период в почве под взлётно-посадочной полосой сохраняется постоянная мерзлота.
Применение плит из экструзионного пенополистирола при строительств городских улиц. Первыми объектами применения данного теплоизоляционного материала стали реконструируемые улицы в историческом центре Санкт-Петербурга [86].
В 1999 г. плиты фирмы ПЕНОПЛЭКС применялись для устройства пешеходной зоны на Малой Садовой улице. По проекту она должна была быть подогреваемой. Перед проектировщиками встал вопрос уменьшения теплопотерь и, как следствие, сокращения эксплуатационных расходов. В конструкции был предусмотрен теплоизоляционный слой из плит ПЕНОПЛЭКС, снижающий тепловой поток в грунт основания.
В том же 1999 г. проводилась реконструкция Малой Морской улицы. Её расположение обусловило наличие в основании дороги множества инженерных коммуникаций. Применение экструзионного пенополистирола ПЕНОПЛЭКС позволило уменьшить глубину промерзания и исключить влияние коммуникаций на температурный режим в несущих слоях основания дороги.
В 2000 г. началась реконструкция 6-й и 7-й линий Васильевского острова (рис. 45). Проходящая под улицей магистральная теплотрасса всегда осложняла её эксплуатацию. На этапе проектирования было решено устроить теплоизоляционный слой из плит ПЕНОПЛЭКС для уменьшения глубины промерзания и, следовательно, для защиты от неравномерных деформаций морозного пучения.
Сенная площадь в Санкт-Петербурге частично расположена над вестибюлем станции метрополитена. В 2002 г. при реконструкции площади для обеспечения равномерного пучения дорожной конструкции над вестибюлем станции и прилегающими к нему участками были применены плиты ПЕНОПЛЭКС.
Ещё одна область применения пенополистирольных плит - обогреваемые тротуары и площадки (рис. 46, а). В северных европейских странах и Канаде уже давно применяют подогреваемые дорожные покрытия, например, пешеходные переходы или дорожки вокруг коттеджей для борьбы с гололёдом и не только. Системы снеготаяния служат для растапливания снега и предотвращения образования льда на открытых площадках в зимнее время. Данные системы применяются для поддержания внешних территорий в незамерзающем состоянии в зимний период с целью повышения безопасности, облегчения чрезвычайно трудоёмких работ по очистке территорий от снега и льда.
При прокладке обогреваемых тротуаров и дорог возникает проблема более рационального использования тепла, выделяемого нагревательными элементами. В таких случаях под ними укладывают теплоизоляционные плиты, которые снижают теплопотери в основание, сокращая энергозатраты, т. е. используя тепло более эффективно (рис. 46, б) [86, 94].
Рис. 45. Реконструкция 6-й и 7-й линий Васильевского острова с использованием экструзионного пенополистирола в Санкт-Петербурге |
А) б)
Рис. 46. Пример конструкции обогреваемого тротуара:
А - общий вид; б - конструкция; 1 - камень мощения;
2 - пескоцементная смесь; 3 - песок с нагревательными элементами;
4 - пенополистирольные плиты; 5 - песок; 6 - щебень; 7 - грунт
Основой системы является экранированный низкотемпературный нагревательный кабель. Нагревательные кабели наиболее эффективны в системах антиобледенения и снеготаяния для взлётно-посадочных полос, сложных участков дорог, пандусов, лестниц, тротуаров и подъездов к гаражам, а также нашли применение для обогрева стадионов, беговых дорожек, спортивных площадок с целью увеличения периода эксплуатации. Эти системы отличаются высокой надёжностью и долговечностью работы, полной автоматизацией управления (включение системы в зависимости от текущих погодных условий).
Одним из элементов обогреваемого тротуара являются плиты из экструзионного пенополистирола.
Одними из первых тёплые тротуары появились в 1998 г. в финской столице Хельсинки (Финляндия). Сегодня подогрев дорожного покрытия, автобусных остановок и железнодорожных платформ применяется в США, Канаде, Японии и странах Скандинавии. Впрочем, в массовую практику тёплые дороги пока не вошли, и это притом, что мировой опыт показал: посыпать улицы песком или другими реагентами затратнее, чем подогревать их. Ведь это избавляет не только от закупки реагентов или щебня, но и от грязи, облегчает уборку улиц.
Полы в промышленных сооружениях и ледовых аренах. Преимущество плит экструзионного пенополистирола особенно очевидно при устройстве полов по грунту промышленных зданий и торговых комплексов, а также других зданий и сооружений, в которых полы укладываются непосредственно на специально подготовленное основание. Такое утепление эффективно даже при эксплуатации в самых экстремальных условиях: воздействии влаги, низких температур и механических нагрузок, а также при наличии в районах строительства водоносных слоёв и грунтовых вод. Температура на поверхности пола является основным фактором, определяющим степень комфортности помещения. Из этого следует, что полы зданий должны быть тепло-
Изолированы. Полы производственных зданий несут на себе большие статические и динамические нагрузки, поэтому для их теплоизоляции необходим материал, имеющий высокую прочность на сжатие и малую степень деформации.
Рис. 47. Конструкция нагружаемых полов |
Экструзионный пенополистирол незаменим в тех случаях, когда наряду с высокими теплоизоляционными свойствами необходимы высокие прочностные свойства материалов, а часто и химическая стойкость материала утеплителя.
Также незаменим экструзионный пенополистирол при устройстве нагружаемых полов по грунту. Такие полы используют в промышленных зданиях. Как правило, полы в таких зданиях устраиваются с учётом проезда автотранспорта (рис. 47) [80, 86, 92, 94, 95]. Плиты экструзионного пенополистирола при этом включаются в состав конструкции пола и выполняют несущую функцию, воспринимая и передавая нагрузку на основание.
Рационально использовать пенополистирольные плиты в конструкции обогреваемых полов, используя как теплоизолирующие, так и несущие свойства материала утеплителя, а также в составе покрытий ледовых арен, где плиты пенополистирола защищают подстилающие грунты от промерзания (рис. 48) [86, 94]. В этом случае наиболее активно используются теплофизические и прочностные свойства утеплителя.
1 2
Рис. 48. Строительство открытого катка в Минске: А - общий вид; б - применённая конструкция пола; 1 - монолитное бетонное покрытие; 2 - армобетонная стяжка; 3 - гидроизоляция; 4 - стяжка из цементно-песчаного раствора; 5 - теплоизоляция "ПЕНОПЛЭКС";6 - уплотнённый песок; 7 - бетонная стяжка с электронагревателями; 8 - стяжка из бетона; 9 - песчаная подушка; 10 - грунт основания |
Теплоизоляция трубопроводов. Активно развивающимся направлением является применение экструзионного пенополистиро - ла в качестве теплоизоляции газонефтепро - водов в условиях крайнего Севера (рис. 49) [86, 94, 96, 97].
Рис. 49. Теплоизоляция трубопровода |
Применение трубной изоляции позво - ляяет заменить надземную и полузаглублен - ную прокладку трубопровода на заглубленную (траншейную), что минимизирует тепловое воздействие трубопровода на вечномёрзлые грунты в условиях крайнего Севера.
Следует отметить, что при этом в два раза сокращается объём земляных работ по созданию песчаной подсыпки, уменьшается срок строительства газопровода и увеличивается его рабочий ресурс.
Изоляция нефтепроводов значительно снижает затраты по их эксплуатации, так как сводит к минимуму возможность временного выхода из строя нефтепровода из-за влияния низких температур на нефть (особенно в случаях высокой парафинизации).
Защита трубопроводов от механических повреждений. Высокие прочностные характеристики экструзионного пенополистирола обеспечивают надёжную защиту трубопроводов от механических повреждений, в том числе острых скалистых пород. Примером может служить строительство газопровода "Г олубой поток" между Россией и Турцией, где сегменты из экструзионного пенополистирола применены для защиты газопровода на участках активных тектонических разломов [85, 96, 97].
Теплоизоляция тоннелей. В своды и в донную часть тоннелей часто просачивается вода. При этом, чем ближе тоннельный вход к воде, тем выше риск, что она замёрзнет с образованием ледяных
Рис. 50. Теплоизоляция тоннеля |
Наслоений.
В связи с высоким давлением воды количество воды и льда может быть значительным и стать причиной проблем с безопасностью. Под действием не только воды, но и ветра, оползней, в тоннель начинает проникать мороз.
В течение всего расчётного срока службы тоннеля должны сохраняться такие свойства теплоизоляционного материала как высокая прочность на сжатие, низкая абсорбция воды при диффузии, стойкость к промерзанию и оттаиванию. Идеально здесь подходит экструзионный пенополистирол (рис. 50).
Защищённый от морозов тоннель обладает следующими техническими характеристиками:
- полотно для движения транспорта защищено от действия мерзлоты;
- дренаж защищён от действия мороза;
- свод тоннеля - от действия мороза и воды [86, 95, 97].
Фундамент и цоколь коттеджей. Надёжность дома и срок его
Службы во многом зависит от того, насколько грамотно спроектирован и насколько качественно выполнены работы по устройству фундамента.
Однако массивный фундамент - это ещё не гарантия его долгосрочной службы и беззаботной жизни домовладельцев. Довольно часто после зимы дом "проседает" с одного края, появляются трещины по стенам. Причина - морозное пучение грунтов. Возникающие при этом деформации ведут к дорогостоящим ремонтам, и иногда даже к разрушению дома, поэтому крайне важно при проектировании малозаглуб - ленных фундаментов предусмотреть мероприятия, направленные на снижение вызванных морозным пучением грунтов деформаций до предельно допустимых величин.
Рост стоимости строительства и цен на землю вынуждают застройщиков и архитекторов рассматривать подземные части здания как полезные эксплуатируемые площади. Для создания комфортного климата, сокращения энергопотребления (до 20% теплопотерь происходит через подземную часть коттеджа) и предотвращения конденсации, например, обусловленной наличием грунтовых вод, эти помещения должны иметь надёжную тепловую изоляцию [71, 95].
Учитывая, что для решения этой задачи теплоизоляционный материал будет находиться в постоянном контакте с влагой и испытывать воздействие сжимающих нагрузок, трудно найти достойную альтернативу экструзионным пенополистирольным плитам. Замкнутая ячеистая структура материала делает его нечувствительным к влаге, а устойчивость к деформации - нечувствительным к механическим воздействиям.
Плиты ХР8 устанавливаются поверх гидроизоляционной мембраны и могут окружать всю несущую конструкцию сооружения (рис 51.) Теплоизоляционный контур дополнительно защищает гидроизоляционную мембрану от механических повреждений.
Поверх утеплителя монтируется специальная дренажная мембрана, что позволяет избежать давления грунтовых вод на теплоизоляционный материал. Также в случае устройства теплоизоляции только на глубину промерзания грунтов дренажная мембрана будет защищать от повреждения гидроизоляцию.
Рис. 51. Теплоизоляция фундамента |
Бывает так, что дом построен без теплоизоляции фундамента или она не эффективна. Есть решение и для этого случая. Теплоизоляционные плиты ХРв укладывают под отмостку по периметру дома в грунт от подвальной стены и на расстояние, равное глубине промерзания грунта плюс 500 мм [95].
Практический опыт. Исходя только из лабораторных исследований, нельзя в полной мере сделать выводы относительно характеристик материалов при долговременных воздействиях. Для этого фирма БАвБ длительный период времени проводила испытания эксплуатационных характеристик пенопласта в естественных условиях, в том числе в строительстве. В частности, термоизоляционные характеристики испытывали на плоских крышах сооружений производственных площадок фирмы БАвБ. Пенополистирольные листы были смонтированы в 1955 г. и демонтированы для исследований в 1986 г. Анализ показал, что места соединений между отдельными изоляционными листами были надёжно герметизированы. Не было замечено никаких изменений линейных размеров листов, которые могли бы возникнуть из-за сжатия или усадки. Также не было замечено деформационных изменений или искривлений, которые могли бы произойти из-за теплового воздействия. Листы из пенопласта находились в отличном состоянии (рис. 52, а, б).
Таким образом, с середины 1960-х гг. пенопласт обеспечивает прекрасную защиту от мороза фундаментов, трубопроводных систем и оснований автомобильных и железных дорог (рис. 53).
Существенным недостатком пенополистирола является его высокая деформативность и низкая прочность. Устранить эти недостатки можно путём модифицирования пропиткой мономерами. В [64] отмечается, что в результате пропитки пенополистирола ПСБ-С 50 олигомером до полного заполнения всех пор, прочность пенополи - стирола при поперечном изгибе увеличивается примерно на 20%.
А) б)
Рис. 52. Удаление покрытия крыши для изучения состояния панелей из пенопласта, установленных 31 год назад (а); образец, взятый с плоской крыши (б)
Рис. 53. Панель из пенопласта для защиты от промерзания при дорожном строительстве. Образцы взяты через 11 лет после установки. Панели из пенопласта были в таком же состоянии, что и при установке |
Это связано с образованием плотного каркаса в объёме образца, кроме того, меняется и механизм разрушения: разлом проходит не между гранулами, а по чистой гладкой поверхности.
Правильное использование пенополастов в строительных конструкциях существенно повышает их долговечность.
Как правило, значительные изменения теплотехнических свойств плит происходят в результате нарушения технологического регламента при производстве строительных работ. Например, на втором году эксплуатации торгового подземного комплекса, построенного на Манежной площади в Москве, при вскрытии покрытия было обнаружено значительное разрушение материалов [96]. В конструктивном решении покрытия предусматривалось устройство гидроизоляционного ковра из гекопреновой мастики. Основой этой мастики является битум и синтетический хлоропреновый каучук, растворённые в органических
Растворителях. Полученная гидроизоляционная мастика при нанесении на железобетонное покрытие активно выделяла летучие химические вещества. По гидроизоляционному слою без выдержки установленного срока были уложены пенополистирольные плиты. При вскрытии покрытия было обнаружено на большинстве пенополистирольных плит значительное число раковин и трещин. Основной причиной их разрушения следует считать активное выделение и воздействие на утеплитель летучих веществ из мастики. Несоблюдение сроков укладки теплоизоляционных плит привело к ускорению деструкционных процессов пенополистирола. В результате толщина плит изменилась с 77 до 14 мм и отклонение от проектного значения составило от 4 до 470%. При этом плотность пенополистирола в зоне самой тонкой части плиты увеличилась до 120 кг/м3, т. е. более чем в 4 раза, что вызвало изменение коэффициента теплопроводности материала в сухом состоянии с 0,03 до 0,07 Вт/(м °С). Термическое сопротивление теплоизоляционного слоя покрытия в зоне чрезмерной деструкции пенопо - листирольных плит стало составлять 0,32 м2°С/Вт, что отличает его от проектного значения, равного 2,7 м2°С/Вт, более чем в 8 раз [96].