Обнаружение и устранение неисправностей в цепи звукового сигнала
Для быстрого определения места и характера неисправности в цепях и приборах, которые будут рассматриваться в дальнейшем, уже недостаточно знание одной только схемы соединения приборов, как это в основном требовалось в системе освещения, а понадобится ясное понимание действия приборов. Мы увидим при этом, как по внешним признакам ненормальной работы прибора можно довольно точно определить характер и место неисправности.
Цепь звукового сигнала и его электрическая схема показаны на рис. 34. Как видно на схеме, сигнал подключен одним проводом через предохранитель к цепи источников тока, т. е. к минусовым клеммам источников, а другим проводом соединен с кнопкой включения, расположенной на рулевой колонке. Когда нажимают на кнопку, этот провод соединяется с массой, т. е. с плюсовыми клеммами источников тока, и звук начинает действовать. При этом ток от плюса соответствующего источника тока проходит последовательно через кнопку, обмотку электромагнита, замкнутые контакты прерывателя сигнала и далее возвращается к минусу источника тока.
Электромагнит притягивает якорь 4, соединенный стержнем со стальной мембраной 5 и резонатором 6. При движении якоря к электромагниту мембрана выгибается, а якорь своей кромкой наталкивается на пластину 1 подвижного контакта и размыкает их. Ток прерывается. Под действием возвратного усилия выгнутой мембраны и пружины, расположенной под стержнем, якорь, мембрана и резонатор возвращаются в исходное положение. При этом контакты замкнутся, и процесс начнет повторяться. В результате, пока сигнал включен, мембрана колеблется с частотой 200—400 периодов в секунду, и это создает требуемый звук.
Для уменьшения искрения между контактами, параллельно им, включен конденсатор 5. На пластине 1 подвижного контакта прерывателя имеется изоляционная накладка из текстолита, так что кромка якоря не касается токопроводящей цепи.
В наконечник провода, проходящего внутри рулевой колонки, упираются седло пружины 5, пружина 6, контактная чашка 7 и пластмассовая кнопка 8. Контактная чашка и является одним из контактов кнопки. Другим контактом является пластана 3, соединенная с массой. Пружина обеспечивает зазор между контактами. Она, упираясь в седло на наконечнике провода, поднимает контактную чашку и кнопку кверху. Кнопка не выскакивает из своего места потому, что упирается своими буртиками в пластмассовые за-кромки трех держателей 9. При нажатии на кнопку контактная чашка прижимается к контактной пластине, т. е. к массе, и сигнал звучит.
Неисправности в цепи сказываются в том, что он либо совсем не действует, либо, наоборот, продолжает звучать после прекращения нажатия на кнопку сигнала, либо звук его тихий, дребезжащий. Рассмотрим эти неисправности.
Сигнал не действует
При этом следует обратить внимание, потребляет ли сигнал электрический ток или нет. Если не потребляет, очевидно, в цепи обрыв; если, наоборот, он потребляет повышенный ток, то следует полагать, что внутри сигнала имеется замыкание.
Рассмотрим первый случай — в цепи сигнала обрыв. Прежде всего следует проверить, не перегорел ли предохранитель. Для этого не надо даже осматривать его. Через этот предохранитель на автомобиле ГАЗ-69 питается также и поворотная фара. Достаточно ее включить, и, если она действует, значит, предохранитель цел. У тех автомобилей, где других потребителей к данному предохранителю нет, его надо посмотреть. У ГАЗ-51 он расположен в общем блоке плавких предохранителей рядом с предохранителями цепей контрольных приборов и заднего фонаря и обозначен номером вторым (рис. 36). Если он перегорел, то следует заняться поиском места короткого замыкания. У автомобиля ЗИЛ-164 предохранитель в цепи сигнала термобиметаллический, кнопочный. Проверяем его кратковременным нажатием на кнопку.
Допустим, предохранитель цел, следовательно, обрыв цепи где-то в другом месте. Он может быть и в проводе к кнопке, и в проводе к предохранителю, и внутри самого сигнала.
Провод к кнопке сигнала легко проверить, соединив отрезком провода клемму сигнала с массой (см. рис. 34). Этим самым мы включаем сигнал, минуя кнопку включения. Если звук зазвучит, очевидно, обрыв на участке от данной клеммы до кнопки включения. Для уточнения места обрыва замкнем теперь цепь на массу у соединительной муфты 7 под рулевой колонкой, вытащив клемму провода сигнала из этой муфты. Звучание в этом случае указывает, что обрыв дальше — в проводе, идущем к кнопке сигнала внутри рулевой колонки, вероятнее всего в месте расположения наконечника провода. Следует вскрыть кнопку и, если наконечник действительно оборван, зачистить провод, вставить его в наконечник и обжать его на изоляции провода. Одновременно следует проверить состояние контактных поверхностей кнопки и в случае необходимости зачистить их.
Провод к предохранителю проверяется на обрыв контрольной ручкой, как обычно, касаясь клемм б, в, г, д (см. рис. 34). Проверяется крепление проводов в зажимах всей цепи.
Если оба провода целы, то остается заключить, что обрыв внутри сигнала. Рассматривая схему сигнала, легко понять, что обрыв в нем может заключаться в отпайке выводов катушки сигнала от пластины с контактом прерывателя или от выводной клеммы или в том, что контакты остаются все время разомкнутыми в результате нарушения регулировки, или же контакты настолько обгорели, что это равносильно разомкнутому состоянию цепи.
Характер неисправности подсказывает и путь к ее устранению. Отпаянные концы следует припаять на место. Контакты зачистить и отрегулировать.
Рассмотрим теперь второй случай — сигнал при включении не действует и потребляет повышенный ток. Это свидетельствует о замыкании. Конечно, оно не в проводе к кнопке сигнала, ибо замыкание этого провода на массу привело бы к звучанию без нажатия на кнопку. И не в проводе к предохранителю, ибо его замыкание с массой означало бы короткое замыкание в цепи, при котором сгорел бы предохранитель. Это замыкание внутри сигнала, причем не на массу, а между витками катушки или между контактами прерывателя. Такое замыкание проявляет себя появлением тока только при нажатии на кнопку сигнала (смотреть на амперметр при работающем двигателе).
Замыкание между контактами может произойти в результате нарушения регулировки, пробоя конденсатора (заменить конденсатор) или спекания контактов. В этом случае контакты нужно зачистить или сменить детали прерывателя. Дополнительным признаком этих дефектов является хорошо слышимый щелчок при включении сигнала, который получается от энергичного притягивания якоря.
Замыкание на массу внутри сигнала тоже может иметь место. Однако при этом амперметр будет показывать ток и без нажатия на кнопку сигнала, и он может оказаться настолько большим, что сгорит предохранитель. Это замыкание на массу витков катушки и вывода конденсатора. Наконец, если отломится изоляционная (текстолитовая) накладка пластинки подвижного контакта прерывателя, то каждое касание кромкой якоря этой пластины будет также означать замыкание цепи на массу. Такой сигнал надо ремонтировать.