Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
Характерные повреждения подшипников дымососов и вентиляторов
В тягодутьевых машинах применяются подшипники качения и скольжения. Для подшипников скольжения. применяются вкладыши двух конструкций: самоустанавливающиеся с шаровой и с цилиндрической (жесткие) опорной поверхностью посадки вкладыша в корпус.
Повреждения подшипников могут быть из-за недосмотра - попсонала, их дефектов изготовления, неудовлетворителыю- го ремонта и сборки, а также плохой смазки и охлаждения.
Ненормальная работа подшипников определяется по повышению температуры (выше 65 °С) и характерному шуму или стуку в корпусе.
Основными причинами повышения температуры подшипников являются: загрязнение, недостаточное количество или вытекание смазки из подшипников, несоответствие смазочного материала условиям работы тягодутьевых машин (слишком густое или жидкое. масло),' чрезмерное заполнение смазкой подшипников качения; отсутствие в корпусе подшипника осевых зазоров, необходимых для компенсации температурного удлинения вала; малый посадочный радиальный зазор подшипника; малый рабочий радиальный зазор подшипника; заедание смазочного кольца в подшипниках скольжения при очень высоком уровне масла, которое препятствует свободному вращению кольца, или повреждение кольца; износ и повреждение подшипников качения: дорожки и тела качения выкрашиваются; трещина на кольцах подшипника; внутреннее кольцо подшипника неплотно сидит на валу; смятие и поломка роликов, сепараторов (сопровождается иногда стуком в подшипнике); нарушение охлаждения подшипников, имеющих водяное охлаждение; разбалансировка рабочего колеса и вибрация, резко ухудшающие условия нагрузки подшипников.
К дальнейшей работё подшипники качения становятся непригодными из-за коррозии, абразивного и усталостного износа, разрушения сепараторов. Быстрый износ подшипника происходит, при наличии отрицательного или нулевого рабочего радиального зазора вследствие разности температур вала и корпуса, неправильно выбранного начального радиального зазора или неверно выбранной и выполненной посадки подшипника на вал или в корпус и др.
Сепараторы обычно вначале изнашиваются, после чего разрываются. Разрыв сепараторов характерен для всех типов радиальных и радиальноупорных подшипников при работе с отрицательным или нулевым рабочим зазором.
При эксплуатации машин подшипниковые узлы следует прослушивать стетоскопом. Если слышен шум подшипников ровным, слегка жужжащим, без стуков, то подшипник работает в нормальных условиях. Шум со стуками указывает на большой зазор подшипника, т. е. тела качения в гнездах сепаратора перекатываются с одной стороны на другую в верхней точке подшипника. Сильные стуки или скрежет происходят в результате загрязненности подшипника твердыми частицами.
Во время монтажа или ремонта тягодутьевых машин нельзя применять подшипники, если у них обнаружены: трещины на кольцах, сепараторах и телах качения; забоины, вмятины и шелушение на дорожках и телах качения; сколы на кольцах, рабочих бортах колец и телах качения; сепараторы с разрушенными сваркой и клепкой, с недопустимым провисанием и неравномерным шагом окон; цвета побежалости на кольцах или телах качения; продольные лыски на роликах; чрезмерно большой зазор или тугое вращение; остаточный магнетизм. При выявлении указанных дефектов подшипники следует заменить новыми.
В табл. 8.1 приведены неисправности подшипников ка« чения и причины их возникновения.
Чтобы при монтаже и демонтаже не повредить подшипники качения, необходимо соблюдать следующие требования: усилие должно передаваться через кольцо; осевое усилие должно совпадать с осью вала или корпуса; удары по. подшипнику категорически запрещены, их следует передавать через выколотку из мягкого металла.
Применяют прессовый, термический и ударный способы монтажа и демонтажа подшипников. При необходимости можно применять указанные способы в сочетании.
Усилие распрессовки, зная натяг и размеры подшипника, определяют по формуле
Р __
2
Где Р —усилие распрессовки, кгс; Нэ — натяг, см; f — коэффициент трения скольжения между сопрягаемыми поверхностями (при напрессовке /=0,12-^0,15, при распрес-
Совке /=0,3); N = — коэффициент, зависящий
От диаметральных размеров колец; d — внутренний диаметр кольца; d\ — диаметр беговой дорожки кольца; Е — модуль упругости; В — ширина кольца подшипника, см.
При разборке подшипниковых опор контролируют: состояние и размеры посадочных поверхностей корпуса и вала; качество установки подшипника, центровку корпуса относительно вала; радиальный зазор и осевую игру; состояние тел качения, сепараторов и колец; легкость и наличие шума при вращении.
Таблица 8.1. Неисправности подшипников качения и причины их возникновения
|