Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
УСЛОВИЯ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ТЯГОДУТЬЕВЫМ МАШИНАМ
По конструкции вентиляторы и дымососы имеют много общего, но назначение и условия работы машин различны: дутьевой вентилятор обеспечивает подачу в топку воздуха, необходимого для организации процесса горения топлива; дымосос отсасывает продукты горения (газы) из топки и газоходов котла и через золоуловитель и дымовую трубу выводит их в атмосферу.
Для котлов большой паропроизводительности (950 т и более) применяют не только центробежные, но и осевые машины.
На условия работы тягодутьевых машин влияют эксплуатационные режимы и техническое состояние котла. В случае нарушения топочного режима, значительных при - сосов воздуха, большого золового износа поверхностей нагрева, неэффективного золоулавливания резко ухудшаются условия работы дымососов (вентиляторов), возможны их перегрузки, повышенный абразивный износ и отложение золы или угольной пыли на лопатках, что может привести к ограничению нагрузки котла или аварийному останову.
Изменение нагрузки котла в широком диапазоне определяет необходимость работы тягодутьевых машин различного назначения при подачах и давлениях, значительно меньших расчетных. При этом следует обеспечить их экономичность на всех возможных нагрузках котла. Это требование диктуется тем, что на привод дымососов (вентиляторов) расходуется большое количество электроэнергии. Потребление энергии электродвигателями дымососов (вентиляторов) современных котлов на номинальной нагрузке в среднем составляет 3,5—4,5 кВт-ч на 1т генерируемого пара, а доля потребляемой всеми тягодутьевыми машинами электроэнергии превышает одну треть общего расхода энергии на собственные нужды пылеугольного котла. Условия эксплуатации дымососов значительно хуже, чем дутьевых вентиляторов, из-за наличия золовых частиц в дымовых газах при работе котлов на твердом топливе.
Высокая температура дымовых газов, а также нагрев - вала дымососа создают тяжелые условия работы его подшипников, особенно расположенных ближе к ротору, что требует постоянного и надежного их охлаждения.
Температурный режим работы дымососа является умеренным, так как требования экономичности привели за последние годы к. снижению температуры уходящих газов котлов до 140—160 °С,, а новых установок — до 100—120 °С.
Дымососы для рециркуляции газов работают в более худших условиях — при температуре до 300 °С; кроме того, газы отбираются без установки золоуловителей..
Повреждения дутьевых вентиляторов мало вероятны и происходят лишь при плохом ремонте, при недосмотре либо при неквалифицированном обслуживании (оставление подшипников без смазки и т. д.).
Важным условием безаварийной работы дымососов и дутьевых вентиляторов является правильный выбор сма - збчных материалов с учетом конструкций и режима работы подшипников (числа оборотов машины, температуры и т. п.).
Надежность снижается, если не ведется постоянный контроль за температурой подшипников, за непрерывным поступлением охлаждающей воды и хорошим состоянием их уплотнений. Дефекты уплотнений способствуют нагреванию и повреждениям подшипников, в результате вытекания из них смазки; попадание вытекающей и разбрызгиваемой смазки на обмотку электродвигателя может вызвать ухудшение ее изоляции и привести к повреждению.
На работу тягодутьевых машин оказывает влияние конфигурация выходных диффузоров, устанавливаемых после, машины. Пирамидальные диффузоры рекомендуется выполнять симметричными, а у плоских диффузоров внешняя стенка должна отклоняться наружу на 10°.
На практике имеют, место случаи, когда вместо диффузора на выходе из вентилятора (или дымососа) устанавливается газовоздухопровод с коленом, направленным в сторону, противоположную вращению рабочего колеса.
Часто встречаются (особенно после ремонта) значительные аксиальные зазоры между рабочим колесом и входным патрубком,, достигающие 8—9 % диаметра рабочего крлеса при допустимом значении 0,6—1,0 %, а также эксцентричное расположение входного патрубка по отношению к, входному отверстию рабочего колеса, что также ухудшает работу машин.
Общим для дутьевых вентиляторов и дымососов является требование экономичного регулирования, производительности, которое обусловлено переменными нагрузками котлов. Конструкция регулирующего органа должна обеспечивать возможность автоматического или дистанционного управления.
Основным требованием, предъявляемым к тягодутьевым машинам, является надежность их работы в течение расчетного периода.