Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
УСЛОВИЯ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ ТРУБОПРОВОДОВ
Трубопроводы пара и горячей воды эксплуатируются в сложных условиях. Их элементы находятся под воздей- ствйем внутреннего давления рабочей среды; веса труб, арматуры и тепловой изоляции; напряжений самокомпенсации, возникающих в результате теплового расширения.
Внутреннее давление в трубопроводах вызывает напряжение растягивания, а нагрузки — напряжение изгиба.
Под действием тепловых расширений возникают изгибающие и сжимающие усилия в трубопроводах, расположенных в одной плоскости, а сжатие, изгиб и кручение — в пространственных трубопроводах. Безаварийная работа паропроводов зависит как от условий их эксплуатации и принятых проектных решений, так и от качественного выполнения монтажных и ремонтных работ.
Нарушение нормального режима эксплуатации трубопроводов ведет к дополнительным напряжениям в металле. Включение паропровода в работу вызывает изменение напряжений в металле вследствие неравномерного нагрев. а его элементов.
Опасны защемления элементов трубопровода, которые препятствуют свободному расширению при нагреве.
При нагревании паропроводы удлиняются и каждый 1 м стальной трубы при изменении температуры на 100 °С меняет свою длину в среднем на 1,2 мм. При-изменении длины под влиянием температуры в трубопроводе возникают большие термические напряжения, которые могут вызвать его разрушение. Поэтому для восприятия теплового удлинения трубопровода устанавливаются П-образные или лирообразные компенсаторы.
При пуске пара в холодный паропровод во время его прогрева происходят значительная конденсация пара и скопление в нем воды. Кроме того, в период работы паропровода возможны случаи забросов в него воды из котлов, при перепитке, ухудшении водного режима, неудовлетворительной продувке пароперегревателя, быстром открывании паро- запорного вентиля и т. п.
Наличие конденсатора в. паропроводе может вызвать гидравлические удары.
Гидравлические удары и повреждения питательных трубопроводов могут быть из-за неплотности обратных клапанов, заполнения их водой без выпуска воздуха из верхней части трубопровода или неправильной работы питательного насоса, при которой давление в нагнетательном трубопроводе резко изменяется.
Большую опасность представляют гидравлические удары для паропроводов насыщенного пара, где может быстро происходить конденсация пара, особенно когда паропровод не имеет изоляции.
Во избежание гидравлических ударов все участки паропроводов, которые могут быть отключены запорными органами, снабжаются дренажными устройствами для удаления конденсата.
Конструкция дренажных устройств должна предусматривать возможность контроля за их работой в период прогрева трубопровода.
Дренажные клапаны устанавливаются в нижних концевых точках паропроводов, а также в местах его подъемов, а на горизонтальных участках — через каждые 100—150 м в зависимости от диаметра паропровода.
Система продувочных и спускных трубопроводов, на которых устанавливается арматура, выполняется так, чтобы была обеспечена возможность удаления воды и шлама из самых нижних частей котла.
В верхних точках трубопроводов предусматривается установка воздушников для удаления воздуха.
Весьма ответственна работа металла трубопроводов пара и горячей воды котлов высокого и сверхкритического давления.
В процессе эксплуатации металл трубопроводов претерпевает структурные и фазовые изменения под давлением нагрузок и высокой температуры, которые приводят к снижению его прочности и сокращению срока службы. Кроме того, снижение прочности вызывается циклическими напряжениями, которые возникают при включении и отключении трубопроводов из-за частых пусков и остановов котлов.
Под действием внутреннего давления и высоких температур при длительной эксплуатации может происходить постепенное увеличение диаметра и уменьшение толщины стенки паропроводов из-за ползучести металла. Срок службы металла определяется длительностью установившейся фазы ползучести, которая в значительной степени зависит от свойств металла и условий эксплуатации.
Основными видами повреждений трубопроводов в пределах котла являются коррозия, кольцевые трещины, трещины у концов труб, износ, изгиб, выпучины и разрывы.
Коррозия более всего поражает питательные трубопроводы. Это объясняется тем, что в воде содержатся кислород, углекислота и соли.
Причинами образования трещин и разрывов паропроводов и питательных трубопроводов являются пороки в металле, дефекты и неправильная термообработка стыков, неправильное гнутье и монтаж, а также гидравлические удары.
Практика показывает, что трещины и разрывы труб образуются в основном в местах изгиба, околошовной зоне, на дефектных участках основного металла, причиной их может быть также плохое качество, сварных швов.
Нарушения плотности соединений часто происходят из - за низкого качества прокладочного материала и неудовлетворительные конструкции и изготовления прокладок.
При монтаже фланцевых соединений очень важны точность установки, отсутствие перекосов, равномерная и правильная затяжка болтов. При чрезмерной затяжке разрушаются прокладки и можёт произойти обрыв болтов, а при слабой не достигается плотность соединения.
Повреждения трубопроводов возникают и от превышения в них допустимого давления, если на них не установлены (или неисправны) предохранительные устройства.
Эксплуатационная надежность паропроводов и питательных трубопроводов зависит от качества сварных соединений, состояния их деталей и элементов, работоспособности опорно-подвесной системы креплений, от правильного выбора марки стали с учетом условий работы, технологии изготовления труб и изделий (колен, тройников, гибов).
Повреждения металла паропроводов в условиях эксплуатации во многих случаях связаны с его усталостью. Принято различать обычную, или многоцикловую, усталость, при которой разрушение изделия происходит спустя большое число циклов нагружения, и малоцикловую усталость, при котором, происходит разрушение после сравнительно небольшого числа циклов нагружения.
Для паропроводов ТЭС характерна малоцикловая усталость. Общее число циклов нагружения металла паропроводов свежего пара за весь период его эксплуатации относительно невелико и обычно не превышает Ю4.
Температурные напряжения в стенке трубы вызываются главным образом температурной неравномерностью в радиальном направлении (по толщине стенки) в режимах прогрева или охлаждения, а также в окружном — между верхом и низом трубы на горизонтальных участках при плохом дренировании.
Роль температурных напряжений в развитии повреждений паропроводов иллюстрируется следующим образом.
При обследовании металла паропровода с поперечными связями от котла ТП-87 в месте соединения с переключательной магистралью был а обнаружена кольцевая трещина на наружной поверхности одного из швов приварки линейной задвижки котла к паропроводу 0 273Х Х36 мм, изготовленному из стали 12Х1МФ. Трещина развивалась сна« ружи по границе зоны теплового влияния и основного металла на глубину до 18 мм. Вблизи трещины имелось множество межкристаллит - ных надрывов. При подключении котла к переключательной магистрали «прогрев этого участка паропровода происходил с недопустимо высокой скоростью (до 20°С/мин), что объясняется недостаточным его прогревом в предшествующий период растопки котла, когда линейная задвижка была еще закрыта [27].
Ошибочная замена элемента паропровода, изготовленного из легированной стали, на элемент из углеродистой стали может привести к. аварии в результате ползучести металла и разрушению от исчерпания длительной прочности.