Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
ПРИЧИНЫ НЕХВАТКИ ТЯГИ И ДУТЬЯ ПРИ РАБОТЕ ТЯГОДУТЬЕВЫХ МАШИН
Безаварийная работа котлов во многом зависит от состояния и производительности тягодутьевых машин. Аварии и неполадки зачастую вызываются недостатком тяги и дутья.
Тяга котла может быть недостаточна из-за дефектов дымососа, газового тракта, а также в результате перегрузки, котла или работы с высоким избытком воздуха.
Причинами нехватки тяги или дутья могут быть недостатки конструкции дымососа (вентилятора), неудовлетво- < рительное состояние рабочего колеса и плохой ремонт ма-'; шин. Производительность вентилятора ухудшается при отклонении от проектных углов установки лопаток крыльчатки и при дефектах их изготовления. Необходимо учесть/ что при наплавлении твердыми сплавами или усилении лопатки приваркой накладок с целью удлинения срока их службы может произойти ухудшение характеристики дымососа; к таким же последствиям приводит чрезмерный износ
И неправильное противоизносное бронирование корпуса дымососа (уменьшение проходных сечений, увеличение внутренних сопротивлений).
К дефектам газовоздушного тракта относятся неплотности, присосы холодного воздуха через обдувочные лючки п места заделки их в обмуровку, лазы в обмуровке котла, неработающие горелки, проходы постоянных обдувочных устройств через обмуровку котла и хвостовые поверхности нагрева,-гляделки в топочной камере и. запальные отверстия для горелок и т. п., в результате чего увеличиваются объемы дымовых газов и соответственно сопротивление тракта. Газовое сопротивление увеличивается также, при загрязнедии тракта очаговыми остатками и при нарушении взаимного расположения змеевиков пароперегревателя и экономайзера (провисания, переплетения труб и т. п.). Причиной внезапного роста сопротивления может быть обрыв или заклинивание в прикрытом положении заслонки или направляющего аппарата дымососа.
Возникновение неплотности в газовом тракте вблизи дымососа (открытый лаз, поврежденный взрывной. клапан и т. п.) ведет к снижению разрежения перед, дымососом и увеличению его производительности.
Сопротивление тракта до мест неплотности падает, так как дымосос работает в большей мере на подсос воздуха из этих мест, где сопротивление значительно меньше, чем в основном тракте, и количество дымовых газов, забираемых им из тракта, снижается.
Характеристика машины ухудшается при увеличенном перетоке газов через зазоры между входным патрубком и рабочим колесом. Нормально диаметр патрубка в свету должен быть на 1 —1,5 % меньше диаметра входа в рабочее колесо; осевой и радиальный зазоры между кромкой патрубка и входом в колесо не должны превышать 5 мм; смещение осей их отверстий не должно быть больше 2— 3 мм. В эксплуатации необходимо своевременно устранять неплотности в местах прохода валов и у корпусов из-за их износа, в прокладках разъемов и т. п.
При наличии обводного короба дымососа (прямого хода) с неплотной заслонкой в нем возможен обратный пере - Т0К выбрасываемых дымовых газов во всасывающий патрубок дымососа.
Рециркуляция дымовых газов возможна также при установке двух дымососов на котел: через остановленный дымосос — к другому, работающему.
При испытании дымососной установки котла нормально работали параллельно два дымососа. При остановке одного дымососа началась циркуляция дымовых газов, проходивших из короба перед дымовой трубой через неработавший ротор и неплотно закрывавшиеся шиберы. В результате этого из общего количества газов, проходивших через работающий дымосос, только часть отсасывалась из топки котла, другая часть газов бесполезно двигалась по круговому пути. Уплотнение шиберов позволило увеличить нагрузку котла, при которой можно было пользоваться только одним дымососом.
При параллельной работе двух дымососов (двух вентиляторов) надо следить за тем, чтобы все время была одинаковой их нагрузка, которую контролируют по показаниям амперметров электродвигателей.
В случае уменьшения производительности и напора во время работы тягодутьевых машин следует проверить: направление вращения вентилятора (дымососа); состояние лопаток рабочего колеса (износ и точность наплавки или установки накладок); по шаблону — правильность установки лопаток в соответствии с их проектным положением и углами входа и выхода (для новых рабочих колес или после замены лопаток); соответствие рабочим чертежам конфигурации улитки и стен корпуса, языка и зазоров между конфузором; точность установки и полноту открытия заслонок до и после вентилятора (дымососа); разрежение перед дымососом, напор после него и напор после дутьевого вентилятора и сравнить с прежним; плотность в местах прохода валов машины — при выявлении неплотности в них и в воздухопроводе устранить ее; плотность воздухоподогревателя.
Надежность работы тягодутьевых машин в значительной мере зависит от тщательной приемки механизмов, поступающих на монтажную площадку, качества монтажа, профилактического ремонта и правильной эксплуатации, а также от исправности контрольно-измерительных приборов для измерения температуры уходящих газов, температуры нагрева подшипников, электродвигателя и т. д.