Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
ПОВРЕЖДЕНИЯ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЕЙ
Повреждения стальных трубчатых воздухоподогревателей могут быть вызваны коррозией поверхностей нагрева, износом летучей зОлой газоходов, пережогом поверхностей нагрева, перетеканием воздуха в газовый тракт и присоса - ми воздуха через неплотности обмуровки и обшивки воздухоподогревателя.
Входные участки труб воздухоподогревателей на длине 250 мм от трубной доски подвержены интенсивному золово - му износу, изнашивается также трубная доска.
При недостаточном внимании обслуживающего персо
нала в период эксплуатации к поддержанию нормального избытка воздуха в топке и плотности газоходов, скорость газов возрастает и износ усиливается. Возрастают также местные скорости при неравномерности поля скоростей в газоходе.
Рис. 7.1. Защита труб возд; догревателя от износа и изс трубной доски: |
Трубная доска; 3 — защитная гая втулка; 4 — тепловая и п] износная защита трубной доек наблюдающиеся места золовогс са труб и доски; 6 — проволочи |
; — труба воздухоподогревател5 |
Матура |
На рис. 7.1 показаны вариант защиты от износа труб посредством установки разрезных стальных втулок и торкретирование трубной доски от воздействия высокой температуры дымовых газов.
Загорание сажи и отложений уноса. Повреждения стальных воздухоподогревателей могут быть при загорании сажи и отложений уноса в газоходах. Если загорание не будет вовремя замечено персоналом, возможен выход из строя воздухоподогревателя из-за сплавления металла. Причиной аварии бывает неправильный топочный режим: с дымлением и уносом в газоходы несгоревших частиц топлива и сажи образующиеся на поверхностях нагрева и своевременно не сдуваемые отложения создают очаги тления.
Пережоги воздухоподогревателей происходят в результате горения в газоходах отложений несгоревших частиц топлива и сажи. При повышении их температуры, появлении искры отложения воспламеняются и горят. Температура в газоходах быстро повышается, и, если не принять срочных мер, может произойти повреждение воздухоподогревателя и дымососа. При скоплении в газоходах большого количества отложений и попадании в них искры может произойти взрыв газов, приводящий к разрушению оборудования.
Признаками воспламенения отложений в газоходах мо - гут быть повышение температуры продуктов горения после
экономайзера и воздухоподогревателя против обычной для данной нагрузки котла, разогрев обшивки газохода, а также появление дыма/ пламени из гляделок (люков) газоходов, уплотнений валов дымососа, в некоторых случаях — искр и пламени из дымовой трубы. При этом необходимо срочно остановить котел, прекратить подачу воздуха и уменьшить тягу, одновременно подав насыщенный пар в газоход.
Наиболее часты загорания воздухоподогревателей при работе на мазуте, а также в период пусковых работ при недостаточно подготовленном обслуживающем персонале.
Неполное горение, с дымлением и большим уносом, происходит при сжигании в камерных топках пыли с подсвечиванием мазутом; подсвечивание производится обычно при малой нагрузке или при работе на топливе плохого качества, когда затруднительно установить устойчивое и экономичное горение.
Котлы с топками, оборудованными мазутными форсунками, должны иметь эффективную обдувку воздухоподогревателей и сигнализацию предельно допустимой температуры уходящих газов.
При эксплуатации котла надзор и уход за воздухоподогревателем заключается в контроле температуры газов после него, газового сопротивления и отсутствия присоса, а также в регулярной обдувке и наружном осмотре.
Предварительный подогрев воздуха. Во избежание коррозии и больших отложений золы на поверхностях нагрева воздухоподогревателя обеспечивают требуемую температуру воздуха на его входе. Надлежащий температурный режим металла воздухоподогревателей может быть обеспечен с помощью предварительного подогрева холодного воздуха. Если требуется подогрев холодного воздуха на 30—50 °С, то простым и надежным способом является рециркуляция части горячего или подогретого воздуха во входной участок воздухоподогревателя.
При подогреве подаваемого в воздухоподогреватель воздуха внешним источником теплоты температура уходящих газов несколько возрастает и экономичность установки немного уменьшается.
Из рассмотренных в [30] схем наиболее экономичными являются схемы подачи части горячего воздуха специальным вентилятором в напорный входной короб воздухоподогревателя.
ВТИ предложил схему рециркуляции горячего воздуха, отличающуюся значительной экономичностью по сравнению с известными — горячий воздух направляется специальным вентилятором не в напорный короб для подогрева холодного воздуха, поступающего в РВП, а в ту часть набивки (примерно один сектор), которая покидает воздушную часть воздухоподогревателя. Остальная набивка омывается холодным воздухом.
Проведенный расчетный анализ изменения температуры поверхностного слоя отложений при подогреве холодного воздуха до 60 °С (доля рециркуляции 20%) и при секционном подогреве набивки (доля рециркуляции 15%) показал, что при входе в газовый поток температура поверхности отложений при их толщине 0,9 мм в последнем случае (при температуре холодного воздуха 10—40 °С) на 20—30 °С выше. Применение новой схемы рециркуляции горячего воздуха позволяет примерно на 10 °С снизить температуру уходящих газов за счет увеличения температурного напора РВП. Теплосъем в выделенном секторе РВП по данным промышленных испытаний составил около 2%.
Промышленные испытания схемы, которые проводились на котле ПК-47-1, подтвердили ее экономичность по сравнению с ранее применяемой схемой рециркуляции горячего воздуха в напорный короб холодного воздуха. Кроме того, наблюдалось небольшое снижение золового заноса набивки РВП.
Причинами заноса золой могут быть нерациональная конфигурация газового тракта, несимметричное расположение всасывающего короба дымососа и наличие большого количества застойных углов. Значительные отложения не - сгоревшего топлива в газоходах возникают также из-за плохого распыления мазута, недостаточных нагрева и давления мазута перед форсунками, резких снижений нагрузок котла, неправильного режима топки.
Твердое топливо следует оберегать от увлажнения при хранении и подаче к котлам.
При сжигании топлива, содержащего серу, коррозия воздухоподогревателей усиливается при увеличении влажности дымовых газов, поэтому предпочтительнее механическое распыление мазута, а не паровое; при сливе и дальнейшей подготовке мазута к сжиганию необходимо свести к минимуму его увлажнение.
Отложения золы особенно значительны при движении газов в воздухоподогревателе снизу вверх.
Наиболее распространенным средством предупреждения золового заноса и коррозии воздухоподогревателей за рубежом и в нашей стране является предварительный подогрев холодного воздуха в паровых и водяных калориферах. Этот способ более экономичен, чем рециркуляция горячего воздуха или снижение температуры уходящих газов котла за счет развития поверхности нагрева воздухоподогревателя. Кроме того, за счет повышения температуры уходящих газов устраняется коррозия металлических газоходов, дымососов, дымовой трубы, улучшаются условия очистки воздухоподогревателя и рассеивания выбросов в окружающую среду.
Температура подогрева воздуха выбирается в зависимости от способа сжигайия и вида топлива. При сжигании каменных углей и антрацитов в слоевых топках температура подогрева не должна превышать 200 °С, а для бурых углей необходим подогрев до 150—200 °С. Рекомендуемые температуры подогрева воздуха при камерном сжигании различных топлив приведены в табл. 7.1.
Таблица 7.1. Рекомендуемая температура подогрева воздуха при камерном сжигании топлива
|
При небольших температурах подогрева воздуха выгодно располагать сначала экономайзер, считая по ходу газов, затем воздухоподогреватель. При нагревании воздуха выше 300 °С экономайзер и воздухоподогреватель следует* поменять местами, но в таком случае интервал между температурой питательной воды и температурой газов остается весьма малым. Экономайзер будет поставлен в менее выгодные условия в отношении температурного напора, и не удастся глубоко охладить уходящие газы. В таких случаях экономайзер целесообразно устанавливать в рассечку между двумя ступенями воздухоподогревателя.
Необходимо иметь в виду, что предварительным подогревом холодного возуха нельзя полностью исключить коррозию и золовой занос возухоподогревателя, особенно трубчатого (при сжигании сернистого мазута), в котором воздух должен подогреваться до температуры не ниже 110 °С. Поэтому предварительный подогрев холодного воздуха целесообразно сочетать с другими средствами защиты воздухоподогревателя от коррозии.
Для уменьшения' потерь от низкотемпературной коррозии применяют разные присадки к топливу. На отечественных электростанциях положительно зарекомендовали себя газообразный аммиак, вводимый в дымовые газы, и разработанная ВТИ водорастворимая присадка на основе хлористого магния, подаваемая вместе с топливом, а также присадки, разработанные Всесоюзным научно-исследовательским институтом нефтяной промышленности (ВНИИНП) и выпускаемые в различных модификациях (ВНИИНП-102, ВНИИНП-103, ВНИИНП-104, ВНИИНП-105, ВНИИНП-106).
При сжигании высокосернистых мазутов следует применять жидкие, минеральные и газообразные присадки.
Испытания присадок на котлах паропроизводитель - иостыо 20 т/ч и ниже дали положительные результаты — уменьшилась интенсивность коррозии и золовых отложений при прогреве воздуха перед воздухоподогревателем до 80— 90 °С
Испытания присадок ВНИИНП-102, ВНИИНП-103 на энергетических котлах паропроизводительностыо от 100 до 500 т/ч показали, что присадки не повлияли на интенсивность коррозии. В отдельных случаях ввод присадок способствовал некоторому улучшению структуры золовых отложений на пароперегревателе и экономайзере.
В СССР большое распространение получили жидкие присадки, вводимые в мазут перед подачей в топку в количестве до 2 кг на 1 т. Ограниченное применение на котлах с трубчатыми воздухоподогревателями нашла присадка аммиака.