Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ ТЯГОДУТЬЕВЫХ МАШИН
Причинами повреждений тягодутьевых машин во время работы могут быть причины механического, электрического и аэродинамического характера. Причинами механического характера являются: неуравновешенность рабочего колеса в результате износа или отложений золы (пыли) на лопатках; износ элементов соединительной муфты; ослабление посадки втулки рабочего колеса на валу или ослабление растяжек крыльчатки; ослабление фундаментных болтов (при отсутствии контргаек и ненадежных1 замков против отвертывания гаек) или недостаточная жесткость опорных конструкций машин; ослабление затяжки анкерных болтов корпусов подшипников вследствие установки под ними (при центровке) некалиброванных прокладок; неудовлетворительная центровка роторов электродвигателя и тя - годутьевой машины; чрезмерный нагрев и деформация вала вследствие повышенной температуры дымовых газов. '
Причиной электрического характера является большая неравномерность воздушного зазора между ротором и статором электродвигателя.
Причиной аэродинамического характера является различная производительность по сторонам дымососов с двухсторонним всасыванием, которая может возникнуть при одностороннем заносе золой воздухоподогревателя или неправильной регулировке заслонок и направляющих аппаратов.
Во всасывающих карманах и улитках тягодутьевых машин, транспортирующих запыленную среду, наибольшему абразивному износу подвержены обечайки, а также всасывающие воронки улиток. Плоские боковины улиток и карманов изнашиваются в меньшей степени.
На осевых дымососах котлов наиболее интенсивно изнашивается броня корпуса в местах расположения направляющих аппаратов и рабочих колес. Интенсивность износа возрастает с увеличением скорости потока и концентрации в нем угольной пыли или частиц золы.
Как показывает опыт, абразивная способность золы гораздо выше способности угольной пыли.
К углям с высокой абразивностыо пыли относятся антрациты и экибастузский уголь, с низкой — канско-ачинские угли и донецкий ГРШ, со средней — кузнецкий каменный уголь.
Основными причинами 229 отказов тягодутьевых машин на 76 электростанциях явились 113 отказов подшипников из-за низкого качества изготовления заводами-изготовителями и исчерпания их ресурса при длительной эксплуатации; 64 отказа из-за абразивного износа рабочих лопаток, связанного с использованием топлива повышенной зольности и несвоевременным выводом в ремонт машин; 52 отказа из-за повреждений вала, муфты, систем смазки и т. п.
Примеры повреждений тягодутьевых машин
На одной электростанции смонтированы три котла паропроизво - дительностью по 220 т/ч с однотипными дутьевыми вентиляторами. Два из них несли полную нагрузку с первых дней эксплуатации, но у третьего котла дутьевые вентиляторы обеспечивали повышение нагрузки только до 190 т/ч. Было установлено, что при монтаже котла ошибочно сделан укороченный короб между обеими машинами. Монтажники приварили к этому коробу искривленный переходный участок, резко тормозящий воздушный поток в месте, где он имел максимальную скорость.
После переделки котел стал работать с полной нагрузкой, ибо были устранены чрезмерные потери напора. на выходе воздуха из дутьевого вентилятора.
На одном из котлов электростанции произошла авария с разрушением крыльчатки дымососа и искривлением вала. Расследованием установлено, что причиной явились отрыв и падение на работающую крыльчатку створки газовой заслонки, расположенной в выходном патрубке дымососа и подвергавшейся сильному износу уносом (неудачное расположение заслонки и отсутствие надзора за ее состоянием).
Подшипники дымососов котла и их электродвигатели при монтаже были установлены на разных опорах, причем опора подшипника дымососа во время работы нагревалась — это приводило к расцентровке дымососа и электродвигателя и к сильной вибрации. После установки подшипников дымососа и электродвигателя на общую опорную плиту вибрация уменьшилась (прекратилось разбивание подшипников ка-, чения).
Повреждение дутьевого вентилятора ДВ-ЗБ котла ШИХАу произошло после 162 274 ч эксплуатации из-за работы с повышенной вибра-
Цией подшипника. Обслуживающий персонал вовремя не заметил неисправность, в результате чего произошел обрыв шпильки крепления подшипника со стороны рабочего колеса и был остановлен вентилятор.
Из-за несвоевременного осмотра персоналом оборудования произошел сильный золовой износ болтов крепления крыльчатки рабочих лопаток и брони дымососа Д-ЗА котла ТП-230-1 после 52 624 ч эксплуатации на подмосковном угле. В результате этого пришлось остановить дымосос в ремонт.