Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ВОЗДУХА, ИДУЩЕГО НА ГОРЕНИЕ ТОПЛИВА
Наиболее эффективным средством по снижению низкотемпературной сернокислотной коррозии и золового заноса хвостовых поверхностей нагрева является обеспечение пол - ного сгорания топлива и поддержание коэффициента избытка воздуха 1,01—1,02. При этом необходимо обеспечить высокую плотность топки и конвективных газоходов для сведения до минимума присосов, что не всегда обеспечивается на практике. Внедрение этого мероприятия осложняется также неприспособленностью существующих горелоч - ных устройств и систем регулирования для обеспечения процесса сжигания топлива с малыми избытками топлива. Следует знать, что при снижении избытка воздуха в ряде случаев возрастают потери с механическим недожогом топлива, вследствие чего мелкие частицы кокса дают сажу, отлагающуюся на поверхностях нагрева и способную к самовозгоранию.
По изучению влияния избытков воздуха на коррозию и золовой занос поверхностей нагрева накоплен обширный экспериментальный материал, подтвержденный длительным опытом эксплуатации котлов на отечественных и зарубежных электростанциях [32]. Наибольший эффект получен на котлах, оборудованных трубчатыми воздухоподогревателями.
По данным Глаубитце поддержание избытка воздуха менее 1 % при работе котла на мазуте с содержанием серы 2,1% позволило практически избежать-коррозии и эолового заноса поверхностей нагрева в течение 40 ООО ч эксплуатации.
По данным ВТИ при снижении избытка воздуха с 15 до 2—3 % максимальная скорость коррозии низкотемпературных опытных змеевиков, установленных на котлах, работавших на мазуте с содержанием серы 2,4—3,2 %, снизилась с 1,25 до 0,3—0,35 г/(м2-ч).
Приведенные данные получены на котлах, оборудованных трубчатыми воздухоподогревателями. Во время испытаний поверхность нагрева не очищалась.
Предварительные данные длительной эксплуатации котла ТГМП-324 подтверждают перспективность организации сжигания сернистого мазута с малыми избытками воздуха. При избытках воздуха 2—4 %, температуре холодного воздуха 55—70 °С, температуре уходящих газов 120—140 °С и при ежесуточной обдувке воздухоподогревателя перегретым паром рост сопротивления и коррозия незначительны. Однако отсутствие надежной автоматики и приборов контроля, недостаточная плотность камеры с уравновешенной тягой, работа котлов в регулирующем режиме не позволяют пока повсеместно внедрить указанное эффективное средство предупреждения коррозии и золового заноса.
При сопоставлении данных о химическом составе отложений, полученных при работе котла на высокосернистом мазуте (Sp=2,5-f-3 %)с избытком воздуха 2—3 %, видно, что в отложениях, снятых с набивки РВП, содержится значительно больше H2S04 и Fe2(S04)3, чем на поверхности нагрева, омываемой только дымовыми газами (табл. 7.2).
Таблица 7.2. Химический состав отложений
Место отбора |
Температура металла, °С |
Свободная серная кислота, % |
FeS04, % |
Fe(S04)3, % |
РВП |
98 |
18,7 |
5,35 |
1,31 |
111 |
10,1 |
3,34 |
13,2 |
|
119 |
5,5 |
11,6 |
15,7 |
|
123 |
14,2 |
3,37 |
4,72 |
|
125 |
12,5 |
4,02 |
1,13 |
|
Трубчатый змее |
58 |
0,76 |
48,2 |
4,38 |
Вик (поперечное |
65 |
0,12 |
81,6 |
1,38 ' |
Омывание) |
70 |
1,79 |
34,1 |
3,15 |
83 |
0,63 |
73,8 |
2,67 |
|
98 |
2,1 |
28,4 |
6,70 |
|
100 |
2,0 |
18,5 |
2,98 |
|
111 |
1,61 |
27,7 |
10,1 |
|
123 |
3,91 |
18,2 |
4,9 |
|
128 |
1,52 |
25,2 |
8,68 |
Повышенное содержание сернокислого оксидного железа по сравнению с FeS04 в отложениях, снятых с набивки РВП, вероятно, связано с периодической продувкой воздушным потоком.
Из-за низкой теплопроводности образовавшихся рыхлых золовых отложений при прохождении набивкой воздушного сектора поверхностный слой отложений охлаждается до более низкой температуры, чем металл набивки. Чем толще слой отложений, тем ближе температура поверхности к температуре воздуха. На охлаждаемой поверхности отложений при омывании их потоком агрессивных газов обильно конденсируются пары серной кислоты, вследствие чего происходит интенсивный золовой занос каналов набивки.
Обладая высокой гигроскопичностью и газопроницаемостью, отложения впитывают в себя серную кислоту, в результате чего она находится в избыточном количестве у поверхности металла. Наличие отложений препятствует испарению серной кислоты в воздушном потоке.
По данным ВТИ и зарубежным публикациям при сжигании твердых жидких сернистых топлив антикоррозионными свойствами обладают стекловидные и фарфоровые эмали [33, 34]. С внедрением РВП появилась возможность применения, кислотостойких стекловидных эмалей для защиты листов набивки холодного слоя от коррозии.
Государственный, :научно-исследовательский институт стекла, ВТИ и Башкирэнерго на основе применения опыта в химической промышленности кислотостойкой эмали А-32 и их соединительных элементов разработали и внедрили в производство новую эмаль А-168, характеризующуюся лучшими механическими свойствами.
Положительные результаты достигнуты при использовании керамических набивок холодной части регенеративного воздухоподогревателя в виде дырчатых блоков. Отложения, зыпадающие на керамической набивке, имеют слабое сцепление с ней и легко удаляются перегретым паром и водой.
Имеется опыт применения набивок регенеративных воздухоподогревателей, покрытых кислотостойкими эмалями. Слой эмали имеет толщину 0,5—0,6 мм. Если металлическая набивка из листов толщиной 1,2 мм выходит из строя через один год, то эмалированная служит 3—4 года. В период эксплуатации и ремонта указанная набивка требует аккуратного обращения, ибо в местах повреждения эмали листы набивки быстро разрушаются.
Эмалированная набивка практически не имеет разрушений, в то время как металлические листы толщиной 1,2 мм разрушались от коррозии. Примечателен тот факт, что первоначальные дефекты (отколы) в эмалевом покрытии не явились очагом интенсивного разрушения эмали, коррозия локализовалась в местах повреждения покрытия.
На основе данных, полученных на ряде электростанций, работающих на высокосернистом мазуте, при эксплуатации РВП с эмалированным покрытием и с различными способами очистки можно сделать следующие выводы:
Для изготовления набивки необходимо использовать холоднокатаные стали: СтО, 5кп, СтО, 8кп;
В качестве покровной эмали небходимо применять кислотостойкие стекловидные эмали А-32 и А-168, а также безгрунтовую эмаль А-20;
Кислотостойкая эмаль должна быть нанесена не менее чем в два слоя;
Радиус закрепления гофра должен быть не менее 4 мм;
Для исключения частых водных обмывок и создания благоприятных условий для регулярной паровой обдувки РВП воздух на входе в РВП необходимо подогревать до температуры не ниже 50 °С при температуре уходящих газов не менее 150 °С;
Эффективная очистка РВП обеспечивается регулярными обдувками (частота и длительность определяются для каждого конкретного случая) обдувками перегретым паром давлением 1,4—1,8 МПа и температурой не менее 350 °С. При этом обязательным условием является тщательное дренирование паропроводов перед обдувкой РВП. При необходимости производится обмывка воздухоподогревателей низконапорной (желательно горячей) технической водой.