Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОВРЕЖДЕНИЙ ТЯГОДУТЬЕВЫХ МАШИН
Для обеспечения безаварийной' и надежной работы вентиляторов и дымососов необходимо:
Систематически следить за смазкой и температурой подшипников, не допускать загрязнения смазочных масел;
Заполнять подшипники качения консистентной смазкой не более чем на 0,75, а при больших скоростях тягодутьево - го механизма — не более чем на 0,5 объема корпуса подшипника во избежание их нагревания. Уровень масла должен находиться у центра нижнего ролика или шарика при заполнении подшипников качения жидкой смазкой. Масляную ванну подшипников с кольцевой смазкой следует заполнять до красной черты на масломерном стекле, указывающей нормальный уровень масла. С целью удаления избытка масла при переполнении корпуса выше допустимого уровня корпус подшипника должен быть оборудован сливной трубкой;
Обеспечить непрерывное водяное охлаждение подшипников дымососов; для возможности контроля слив воды, охлаждающей подшипники, должен осуществляться через открытые трубки и сливные воронки.
При разборке и сборке подшипников скольжения, замене деталей многократно контролируются такие операции: проверка центровки корпуса по отношению к валу и плотности прилегания нижнего полувкладыша; замер верхнего, боковых зазоров вкладыша и натяга вкладыша крышкой корпуса; состояние баббитовой поверхности заливки вкладыша (определяется простукиванием латунным молотком, звук должен быть чистым). Общая площадь отслаивания допускается не более 15 % при отсутствии трещин в местах отслаивания. В районе упорного бурта отслаивание не допускается. Разность диаметров по различным сечениям вкладыша — не более 0,03 мм.
Таблица 8.2. Зазоры и натяги подшипников скольжения
Зазор, мм |
Натяг и а вкладыш самоустанавливающийся, мм |
Натяг-зазор на жесткий вкладыш, мм |
Боковой |
Верхний |
Минимальный |
Максимальный |
Максимальный |
Минимальный |
Минимальный |
Максимальный |
Минимальный |
100 125 150 200 250 300 |
0,25 0,20 0,35 0,50 0,60 0,70 |
0,35 0,40 0,50 0,65 0,75 0,85 |
0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45 |
0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 |
0,05 0,05 0,07 0,07 0,1 0,1 |
0,10 0,10 0,15 0,15 0,2 0,2 |
0,03 0,05 0 05 0,05 |
Во вкладышах подшипника на рабочей поверхности проверяют отсутствие зазоров, рисок, забоин, раковин, пори - стостей, инородных включений. Эллиптичность у смазочных колец разрешается не более 0,1 мм, а неконцентричность в местах разъема — не более 0,05 мм.
Рекомендованные зазоры и натяги для различных диаметров шейки вала показаны в табл. 8.2.
Максимальный угол перекоса, при котором внутреннее кольцо может вращаться относительно наружного без возникновения напряжений в деталях подшипника качения, не должен превышать значений, указанных в табл. 8.3. .
Таблица 8.3. Допустимые нормы перекосов для подшипников
Качения
Допустимый їіерскос |
||
Тип подшипника |
На 100 мм длины, мм |
Угол перекоса |
Радиальный шариковый однорядный; С радиальным зазором по основному ряду С радиальным зазором по дополнительным рядам |
0,05 |
8' |
0,08-0,1 |
12'—16' |
|
Радиальный однорядный с цилиндрическими роликами: ■ нормальной серии широких серий |
0,01 Менее 0,01 |
4' 2' |
Радиально-упорный однорядный конический |
Менее 0,01 |
2' |
Радиальный роликовый двухрядный сферический |
0,3 |
0,5° |
Обслуживающему персоналу следует: следить по приборам, чтобы температура уходящих газов не превышала расчетную;
Производить по графику осмотр и текущий ремонт дымососов и вентиляторов со сменой масла и промывкой подшипников, если это требуется, устранением неплотностей, проверкой правильности и легкости открытия шиберов и направляющих аппаратов, их исправности и т. д.;
Закрывать всасывающие отверстия, дутьевых вентиляторов сетками;
Производить тщательную приемку запасных частей, поступающих для замены во время капитального и текущего ремонтов тягодутьевых машин (подшипников, валов, крыльчаток и т. п.);
Производить опробование тягодутьевых машин после монтажа и капитального ремонта, а также приемку отдельных узлов в процессе монтажа (фундаменты, опорные рамы и т. п.);
Не допускать приемку в эксплуатацию машин с вибрацией подшипников 0,16 мм при частоте вращения 750 об/мин, 0,13 мм — при 1000 об/мин и ОД мм—при 1500 об/мин. В период ремонта тягодутьевых машин проверять: состояние рабочего колеса, зазор между ним и кромкой конфузора, должен быть не более 5 мм;
Смещение осей воронки и улитки, которое не должно быть более 3 мм;
Шаг лопаток рабочего колеса (не должен отличаться от расчетного более чем на 1 %);
Подгон в стык броневых листов кожуха дымососа с зазором не более 2 мм;
Правильность центровки центробежных тягодутьевых машин, руководствуясь следующими допусками на перекос осей валов рабочей машины с электродвигателем: радиальная расцентровка — до 0,1мм, торцовая — до 0,1мм для расстояния до 250 мм между индикаторами (реперами) и не более 0,2 мм для расстояния не свыше 500 мм, а также наличие заземления электродвигателя;
Замену изношенных участков всасывающих карманов, корпусов и диффузоров осевых дымососов при утоньшенпи стенки всасывающего кармана — более чем на 40 %, брони корпуса, кока (лепестков), трубы и секторов диффузора — более чем на 30 %, обечайки корпуса — более чем на 25 %;
Плотность прилегания друг к другу броневых листов, установленных взамен изношенных, при этом местные зазоры не должны превышать 4 мм. В местах примыкания брони к носовым частям направляющих аппаратов допускается зазор до 6 мм.
При ремонте кока допускаются: перепады между лепестками до 4 мм; овальность по присоединительному фланцу Ю мм; неплоскостность кольцевого фланца 5 мм; местные зазоры в продолном разъеме при затянутых болтах 3 мм.
При ремонте диффузора допускается: эллиптичность 'Грубы по наружному диаметру до 10 мм; перепады в местах
Стыка частей трубы 3 мм; перепад между секторами кольцевых фланцев на стыке 4 мм. Кроме этого необходимо обратить внимание на отсутствие трещин, расслоений, плен, закатов, раковин на поверхностях новых лопаток осевых дымососов.
Затем ультразвуковым контролем проверить качество сварных швов приварки лопаток к обечайке и заварки нижних технологических отверстий в лопатках. В сварных швах приварки лопаток не допускаются следующие дефекты: отдельные газовые поры и шлаковые включения по всему сварному соединению, если их размер более 2 мм; непровары в средней части лопатки, если их суммарная длина более 150 мм, а количество превышает 3; непровары в носовой части лопатки, расположенные ближе 150 мм, или в хвостовой части лопатки ближе 100 мм от края лопатки.
При заварке нижних технологических отверстий в сварочной заплатке не допускаются: несплавления, трещины всех видов и направлений, отдельные газовые поры и шлаковые включения более 3 мм, скопление газовых пор в отдельных участках в количестве 5 шт. и более 1 см2. Качество заварки верхних технологических отверстий следует проверить внешним осмотром и простукиванием. Частоту собственных колебаний каждой приваренной лопатки рабочего колеса проверить и отрегулировать от резонанса в соответствии с инструкцией. Окончательное значение частоты собственных колебаний каждой лопатки рабочего колеса фиксируется в" ремонтной документации с порядковым номером лопатки, замаркированным на торце обечайки. После ремонта:
Проверить ультразвуком у центробежных тягодутьевых машин качество сварных швов усилительного кольца конических дисков крыльчатки, изготовленного из двух-трех частей. В сварных швах не должно быть: трещин, пористости и ноздреватости наружной поверхности, отдельных шлаковых или газовых включений размером более 15 мм, скоплений газовых пор в отдельных участках шва более 5 шт. на 1 см2 сечения шва, непроваров в корне шва более Змм' и длиной более 15 мм;
Сверить новые штампованные лопатки по размеру и профилю. Местные просветы по профилю между лопаткой и шаблоном (изготовленным по рабочему чертежу лопатки) и отклонения размеров лопатки по высоте и ширине не должны превышать 2 мм. Перпендикулярность лопаток к основному диску допускается не более 1 мм на 100 мм высоты лопатки, и не более 5 мм для лопатки высотой 500 мм;
Уточнить, заменены ли в период ремонта изношенные участки центробежных тягодутьевых машин при утонении стенки всасывающего кармана и улитки — более чем на 40 %, броневых листов более чем на 60 %. Чугунные броневые плиты заменяются при износе высоты гнезда под головку крепежного болта на 25 %. Допустимое смещение кромок при сварке заменяемой части улитки или всасывающего кармана приведено ниже:
Толщина металла S, мм 2—4 5—12 13—18 Свыше 18
Допустимое превышение
Кромок 0,5 мм 10% 10% 2,0 мм
И размеры сварного стыка не должны выходить за указанные пределы. В проточной части улитки и всасывающего кармана не допускаются уступы более 4 мм;
Обращать внимание во время эксплуатации тягодутьевых машин на достаточность охлаждения подшипников дымососов и выбор соответствующих по качеству смазочных масел. Вязкость смазочных масел выбирают в зависимости от конструкции режима работы подшипника, она должна отвечать требованиям ГОСТ для марок, рекомендованных заводом-изготовителем;
Проверять исправность дистанционного управления и соответствие указателей положения регулирующих устройств у машин указателям, установленным на щите управления;
Обращать внимание на равномерность распределения среды между параллельно работающими машинами; при отключении одной из них необходимо следить за равномерной раздачей или отсосом среды по сторонам котла, горелкам, газоходам и т. п. Нарушение этого условия может вызвать ухудшение аэродинамики факела и выгорание топлива, шлакование, увеличение температурных перекосов и другие отрицательные явления.