Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
Эрозионный износ поверхностей нагрева летучей золой
Эрозионный или механический износ — процесс разрушения поверхностного слоя металла под влиянием механического воздействия ударяющихся твердых частиц, капелек или потока жидкости или пара, выходящих из поврежденной соседней трубы или сопла обдувочного аппарата.
При работе котла на твердом топливе конвективные поверхности нагрева подвергаются износу от ударов твердых частиц, уносимых потоком дымовых газов. В результате этого стенки трубы становятся тоньше, уменьшается прочность что может привести к разрыву трубы. Многочисленные наблюдения показали, что труба изнашивается неравномерно. Больше всего истираются трубы крайних змеевиков, прямые участки труб, отходящих от коллекторов, места изгиба труб и т. д. Все места износа характеризуются повышенной местной скоростью потока.
Эрозионному износу подвержены трубы конвективных перегревателей поверхности нагрева, экономайзера и воздухоподогревателей. От эрозии чаще всего страдают змеевики пароперегревателей.
Внешний признак эрозионного разрушения — чистая поверхность металла. При коррозионном поражении продукты коррозии, как правило, сохраняются на поверхности. Эрозия существенно зависит от абразивности золы. Наиболее агрессивным элементом является кремнезем Si02, количество которого, например, в золе экибастузского каменного угля достигает 60 %.
В табл. 4.4 приведены значения коэффициента абразивности золы, полученные путем обработки данных стендовых и промышленных испытаний. При использовании этих данных необходимо иметь в виду, что абразивный износ в котлах с жидким удалением шлака снижается в зависимости от степени оплавления золы.
В конвективном газоходе топочные газы движутся обычно сверху вниз, а змеевики располагаются горизонтальными рядами. Труба, находящаяся под действием запыленного потока, теряет свою первоначальную форму из-за образования поверхностей износа (рис. 4.5, а).
Максимальный износ трубы возникает в тех случаях,
Наименование углей |
Таблица 4.4. Коэффициенты абразивности золы некоторых топлив (по данным ВТ И)
Коэффициент абразивности а Л О9, мм • с3/ (г. ч)
9.5 5,4 5.4 4,0 3.5 2,2 |
Экибастузский Донецкий Подмосковный Челябинский Кизеловский Богословский |
Когда угол атаки 45°, причем характер износа остается одним и тем же при изменении скорости газа (рис. 4.5, б).
В коррозионной среде износ усиливается. Агрессивная среда проникает в трещины, образованные в результате отслаивания металла при наклепе, вызванном ударами твер^ дых частиц. Образовавшаяся на поверхности пленка оксидов механически менее прочна, чем основной металл. В зависимости от состава коррозионной среды и температуры
90° 75о
Q 20°W°60QbQ° Угол атаки j-j |
Рис. 4.5. Золовой износ трубы:
А — поперечное сечение трубы; б — распределение износа по окружности при 'различной скорости4 газа; і — 21,5 м/с; 2 — 21,7 м/с; 3 — 50,9 м/с; 4 — 64,3 м/с
интенсивность износа трубы возрастает. При этом угол атаки, соответствующий максимальносу износу, возрастает с 30° в нейтральной среде до 45° в коррозионной.
Значительное число повреждений поверхностей нагрева вызывается золовым износом трубы. При этом 80 % повреждений от золового износа приходится на трубы и змеевики, расположенные в конвективных газоходах.
На рис. 4.6 показаны места наиболее интенсивного золового износа труб. Общий и местный зольные износы увеличиваются при высоких нагрузках котлов, повышенных избытках и присосах воздуха в газоходы, а также при ведении топочного процесса с большим механическим недожогом топлива.
Цри камерном и камерно-слоевом сжигании твердого топлива с увеличением скорости дымовых газов увеличива-
Рис. 4.6. Места наиболее интенсивного золового износа труб: А — у верхних рядов змеевика и задней стенки, конвективной шахты; б — у разделительной перегородки; в —у сужений газохода; г — под кромкой дефлектора; д — под кромкой козырька; е — около хомутика |
•ется износ труб летучей золой и уносом топлива. По этой причине желательной является скорость газов не более 9— 10 м/с, а в газоходах стальных экономайзеров 8—9 м/с и ниже.
Опыты показывают, что скорость износа трубы приблизительно пропорциональна кубу скорости газов.
Эрозионный процесс часто играет основную роль при разрушении труб. Например, при образовании свища в сварном соединении экономайзера поток воды под большим давлением увлекает из газов частицы золы и за короткое время вызывает вторичные эрозионные разрушения соседних труб.
Основным способом борьбы с - абразивным истиранием труб поверхностей нагрева котла является установка защитных накладок на лобовых участках верхних труб конвективных поверхностей нагрева и на участках, расположенных в районе газовых коридоров в непосредственной близости от местных сопротивлений.