Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
Дефекты металлургического производства в трубах
При различных нарушениях на металлургическом или трубопрокатном заводе технологического процесса внутри труб остаются скрытые дефекты.
К металлургическим дефектам относятся: несоответствие металла заданному химическому составу, что приводит к изменению его рабочих характеристик;
Неметаллические (шлаковые и флюсовые) включения, которые при обработке давлением деформируются в направлении волокна, оставаясь физически обособленными от разделяемых ими поверхностей металла и могут быть очагами разрушения;
Неслитины металла (образуются из-за нарушения процесса разливки, в результате перерыва струи, холодного металла и др.)—представляют собой тонкие прослойки оксидов между зернами основного металла, что также является очагом разрушения;
Усадочные раковины — могут быть при различных нарушениях сплошности металла;
Ликвация — неоднородность химического состава металла. В этой зоне прочность металла понижена;
Газовые пузыри и пористость — возникают при обработке давлением. Сердцевинные пузыри завариваются, подкорковые— запрессовываются (при нагреве они могут вздуться);
Горячие трещины — образуются в процессе затвердения сложных сплавов, где под действием термических напряжений происходит разрушение кристаллического скелета сплава металла;
Холодные трещины — возникают в слитке после окончания процесса его затвердевания.
Часть дефектных труб отбраковывают на котлострои - тельном заводе, а также при монтаже или ремонте котла. Но отдельные дефектные трубы иногда остаются в котлах, вводимых в эксплуатацию. Под нагрузкой ослабленной дефектами металл через некоторое время может разрушиться. В основном дефектные трубы разрываются в первые недели работы котлов. Трубы с внутренними дефектами эксплуатируются иногда по нескольку лет и разрываются первыми при временном перенапряжении, например при чрезмерном нагреве.
В отдельных случаях повреждения труб происходят при совместном действии скрытых дефектов металла и временного ухудшения условий работы котла.
При эксплуатации котла ТП-230-2, работавшего при давлении 10 МПа, не соблюдался водный режим, в результате чего на наиболее обогреваемых трубах появилась накипь. Температура труб, изготовленных из стали 20 и располох^енных против ядра пламени в топке, повысилась примерно до 500 °С.
В двух трубах обозначались места местного растяжения металла — так называемые отдулины. Были обнаружены сквозные трещины еще в четырех трубах, на которых отдулин не было. Вскоре после замены поврежденных участков труб котел был аварийно остановлен из-за появления • продольного разрыва одной из труб на длине около 0,5 м, отдулин на трубе не было.
Исследованием установлено, что в металле трубы большое количество шлаковых включений — это снижало прочность труб. Шлаковые включения стали опасными при повышении температуры труб из-за накипи.