Взаимодополняющая команда — прямой путь к эффективной работе
Командная работа является наиболее эффективной. Курсы, тренинги, вебинары по тимбилдингу (командостроению) все чаще оправдывают себя.
Так что же такое команда и какова формула ее оптимально продуктивного “состава”?
Команда - колониальный “организм”, состоящий из людей с разными навыками.
Цель создания команды - достижение определенного результата в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Адизес утверждает, что эффективной команда может быть только в случае ее взаимодополняемости. Именно при таком условии члены команды находятся на своих местах, выполняя разные по типу и характеру роли.
Различают следующие роли:
- P - Производитель результатов, работающий на краткосрочную перспективу;
- A - Администратор, эффективен в работе на краткосрочную перспективу;
- E - Предприниматель, работающий на долгосрочную перспективу;
- I - Интегратор, также нацелен на долгосрочную перспективу.
Стоит учитывать возможность возникновения конфликтов между представителями разных ролей:
Например, “Р” и “А”, находясь в “связке”, провоцируют конфликт результативности с эффективностью.
В случае совместной работы “P”-”I”:, мы столкнемся с безапелляционностью P в принятии решений и, в связи с этим, невозможностью для I взвесить все доводы за и против, а также услышать мнения других.
Что касается продуктивной работы “E”-”A”, наверняка, возникнет вопрос приоритетов. E, требующий перемен, столкнется со степенным А. В зависимости от иерархии, возникнет лихорадочная гонка за новшествами и решением кратковременных задач, или же застой в связи с невозможностью принятия быстрых и эффективных решений A.
“E” и “I” столкнутся друг с другом в вопросе быстроты и кардинальности принимаемых решений. Если для достижения цели E необходимо пойти на риск или жертвы, он это сделает. Интегратор же, в свою очередь, будет нерешителен, взвешивая каждый шаг и анализируя возможные последствия.
“A”-”I” не смогут эффективно работать из-за разной ориентации в коллективе. В то время, как А точно выполнять задачи, принимая сотрудников, как инструменты в работе, I попытается найти подход к каждой личности.
Формируя команду, стоит помнить, что каждая роль важна и все они должны присутствовать.
Учитывайте также существование стиля для любого сотрудника.
Не отдавайте предпочтение личностям, выполняющим одну роль («P000», «0A00», «00E0», «000I»). Из-за разности в убеждениях и приоритетах, коллектив, состоящий из таких сотрудников, будет находиться всегда на грани конфликта или в его процессе.
Эффективная формула взаимодополняющей команды: «Paei»+«pAei»+«paEi»+«paeI». В каждом стиле присутствуют все роли в большей или меньшей степени. В таком случае, каждый отдел/сотрудник компании будет услышан.
Еще один вариант удачной команды «PaEi»+«pAeI». Оба стиля имеют “баланс” долгосрочности и краткосрочности.
При формировании команды всегда стремитесь уравновесить роли и стили, а также правильно распределить долгосрочность и кратковременность, подчиненность и форму подчиненности.