ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ > ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА > предпринимательство
3 мифа, которые убивают стратегическое планирование
Миф №1: Продуктивность – это цель
Продуктивность, прежде всего, относится к выполнению задач. А стратегическое планирование – это выбор нужных задач. Таким образом, стратегия требует того, чтобы какие-то задачи оставались невыполненными, что часто означает целый коктейль неприятных последствий от "экономии силы во всех других местах". Однако стратегия подразумевает именно жертвы, а не попытку "всюду успеть". Психологически это бывает тяжело – бросать нежизнеспособные проекты на полпути, однако это необходимо ради высвобождения сил на то, что жизнеспособно. Кроме того, бывает трудно говорить людям в своей команде, что от их идей отказались ради чего-то более ценного.
Ключевой вывод: без стратегии продуктивность не имеет никакого смысла.
Цитата: "Нет ничего более бесполезного, чем быть эффективным в том, что вообще не надо делать".
Миф №2: Задача руководителя – определять то, что "важно"
Вот быстрая задачка для руководителей: сделайте список всех проектов и инициатив, которыми занимаются ваши подчиненные, а затем зачеркните все, которые "не важные". 99% руководителей не перечеркивают ни одного проекта. Потому что все они для кого-то каким-то образом "важные" и создают "добавочную стоимость" каким-то образом. Да и кто признается, что у него подчиненные заняты неважными делами? Именно поэтому дебаты о том, что важно, а что нет, практически всегда бесполезны. Стратегия предусматривает, на чем необходимо сконцентрироваться, а не определять, что "важно". И пока сверхпродуктивные команды занимаются выполнением "важных" проектов один за другим, стратегические просто занимаются тем, что максимально соответствует избранной стратегии. И часто преуспевают.
Ключевой вывод: без стратегии важно все, если важно все, то нет стратегии.
Миф №3: Стратегическое мышление – это размышление
Стратегическое планирование – не математическая задача и не мысленный эксперимент. Стратегические мысли должны превращаться в стратегические действия. Тщательный анализ затрат и выгод, завораживающие прогнозы, красивые линии тренда, электронные таблицы с сотней вкладок – все это может заставить рыдать от счастья новоиспеченных владельцев дипломов MBA, но без конкретных действий все это лишено смысла. Несмотря на неопределенность, сложность и опасности неудачи, стратегический лидер должен в итоге просто рассказать своей команде, на чем они должны концентрироваться, а на чем – нет.
Однажды Наполеон сказал: "Ничего нет более трудного и, следовательно, более драгоценного, чем возможность выбора".
Если по-простому, то стратегическое планирование – это выбор между теми возможностями, на которых стоит сосредоточиться (сфокусировать свое время, других людей, деньги), и теми, которыми придется пожертвовать. Один из величайших стратегов своего времени Наполеон Бонапарт сформулировал этот механизм так: "Для того, чтобы сконцентрировать превосходящую силу в одном месте, необходимо экономить силу во всех других местах". Есть и другие варианты. Профессор гарвардской школы бизнеса Майкл Портер считает, что стратегия – это выбор того, чем не надо заниматься. Звучит достаточно просто и интуитивно понятно, однако интуиция не всегда помогает принимать правильные решения. Есть три распространенных заблуждения, которые мешают правильно строить стратегию.