Практическое руководство компании НАЛКО по анализу причин повреждения котлов Nalco Chemical Company
Кратковременный перегрев
Участки, наиболее подверженные кратковременному перегреву
Разрушения, вызванные кратковременным перегревом, практически происходят лишь в трубах, охлаждаемых паром и водой, включая сливные трубы, вертикальные экраны, своды, пароперегреватели и промежуточные пароперегреватели. Чаще всего разрушениям подвергаются пароперегреватели и промежуточные перегреватели из-за своей высокой рабочей температуры. Аварии, вызванные кратковременным перегревом, почти никогда не происходя! в экономайзерах, где температуры не так высоки.
Когда происходит снижение уровня воды, часто происходят разрушения у верхней части топочных экранов вблизи паросборника. Одна разорванная труба среди других уцелевших труб заставляет предположить забивку или другие нарушения, вызвавшие затруднения в нормальном течении потока.
Ошибки в регулировании температуры обычно не вызывают' кратковре - меиного перегрева, по в этом случае может происходить длительный перегрев. Разрушения пароперегревателей и нагревателей могут также происходить в пусковой период, когда поток пара ограничен.
Кратковременный перегрев прои ротки й промежуток времени прев ях температура металла достигав" ст 1350°Ф (730°С). При определен! ти в течение очень короткого пр становится нарушение режима р< кратковременному перегреву, отт труб и недостаточный расход охл жима и/или чрезмерного ш когда температура трубы на ко - троектные пределы. Во всех случа - ее 850°Ф (454°С) и часто превыша - шературах авария может произой - ка времени. Ее причиной обычно отла. К условиям, приводящим к частичное или полное засорение цей жидкости из-за нарушения ре - :о стороны топки,
Важнейшие условия для кратковременного перегрева
Кратковременный перегрев возникает из-за необычного сочетания обстоятельств. например после сбоя в работе системы, дейс твовавшего в течение короткого промежутка времени. Поэтому особенно важной для установления причины аварии может стать тщательная идентификация необычных событий, непосредственно предшествовавших аварии.
Поскольку кратковременный перегрев практически не связан с химическим составом воды, все внимание должно быть сосредоточено на технологических процедурах и конструкции системы. Произошла ли авария при пуске или остановке котла? Производилась ли недавно кислотная очистка? Не были ли забиты коллекторы или U-образные изгибы выше места разрыва? Не предшествовало ли дайной аварии другое нарушение? Были ли изменения в режиме обогрева? Не было ли необычных колебаний нагрузки? Был ли нормальным уровень воды? Не происходило ли быстрое падение давления в котле до или во время аварии?
Идентификация кратковременного перегрева
Для идентификации кратковременного перегрева рекомендуют чаще всего применять металлографические исследования. Для проведения анализов необходимо разделение труб на секции. Другие методы идентификации признаны менее эффективными.
Для разрушений, вызванных кратковременным перегревом, часто бывают характерны несколько обстоятельств: равномерное расширение трубы, отсутствие значительных внутренних огложеиий, отсутствие большого количества образовавшегося при термическом воздействии магнетита, мощные разрывы.
Кратковременный перегрев может вызвать вздутие. При очень быстром перегреве могут происходить продольные разрывы с толстыми краями (Рис. 3.1) или продольные разрывы, имеющие форму «рыбьего рта» (Рис. 3.2).
При повышенных температурах прочность металла заметно снижается (Рис. 2.1). Действительно, если температура поднимается до очень высоких уровней, разрушение происходит очень быстро. Если это произошло, вздутие может отсутствовать, а разрушение будет очень мощным, иногда с изгибанием трубы почти пополам и с ее повторными разрывами (Рис. 3.3). В случае разрывов с толстыми краями окружность трубы в месте разрыва иногда почта в точности равна окружности трубы в стороне от разрыва. Окружность трубы можно приблизительно измерить с помощью куска ве-
Края разрыва могут быть затуплены и могут сохранять первоначальную толщину стенки трубы, или толщина будет постепенно уменьшаться, и края наконец примут ножевую или долотообразную форму. В некоторых случаях диаметр трубы может равномерно расшириться без разрыва. Многочисленные вздутия обычно не образуются, но может появиться одно с разрывом, особенно если ранее уже происходил длительный перегрев (Рис. 3.4).
При быстром разрыве значительные внутренние отложения обычно отсутствуют, поскольку они вряд ли являются причиной разрушения. Кроме того, если отложения все же присутствуют, они обычно рассыпчаты и легко поддаются удалению мягким соскабливанием, не прикипая к поверхности, что характерно для длительного перегрева. Будет отсутствовать и накопленный толстый слой металла, подвергшегося термическому разрушению.
Предупреждение кратковременного перегрева
Решение проблемы кратковременного перегрева, который часто вызывается небольшими нарушениями рабочих условий, состоит в устранении этих нарушений. Если есть подозрение в уменьшении расхода охлаждающей воды из-за забивки труб, необходима проверка коллекторов, барабанов, U - образных изгибов, длинных горизонтальных участков труб и других зон, в которых могут накапливаться остатки посторонних веществ. Это особенно касается тех случаев, когда авария происходит вскоре после очистки котла. Уровень воды в котле, процедуры сжигания топлива, а также процедуры продувки и пуска должны быть тщательно проверены. Особую настороженность должно вызывать возникновение кратковременного сбоя непосредственно после предыдущей аварии, которая могла наруши ть циркуляцию, сместить отложения и продукты коррозии, а это. в свою очередь, могло повлиять на теплопередачу.
Сам по себе продольный разрыв с толстыми краями не достаточен, чтобы гарантировать правильность диагностики кратковременного перегрева. Необходима чрезвычайная осторожность, если разрыв произошел в сварном или трубном шве или если вблизи разрыва обнаружены признаки износа металла, азрывы с толстыми краями, вызванные кратковременным перегревом, мож
но легко принять за разрушения под действием длительного перефева из-за ползучести, за разрушения, вызванные водородным охрупчением или же определенными дефектами металла труб. Отсутствие отложений вблизи разрыва иногда можно объяснить счищающим действием жидкости, вытекавшей из места разрыва. Кроме того, кратковременный перегрев может произойти и после длительного перегрева. Для определения характера разрушения все эти механизмы обычно требуют металлографических исследований.
Ммкроструктурныс изменения, происходящие в течение кратковременного перегрева, не всегда ведут к аварии. Кроме того, не обязательно заменять трубы, которые подверглись кратковременному перегреву. При перегреве значительное изменение механических свойств происходит далеко не всегда.
Сопутствующие проблемы
См. Главу 2 («Длительный переден»).
Промышленность: Установка для произво
Местоположение образца: Топочный экран, секци Ориентация образца: Наклонная
Координированная фосфатная 1800 фунт/кв. дюйм (12,4 МПа) Наружный диаметр 2,5 дюйма (64 мм); с внутренним рифлением Каменноугольная пыль
Данная секция свода топочного экрана с внутренним рифлением содержит большой разрыв с толстыми краями. Края имеют длину 12 дюймов (300 мм) и зазубренный контур (Рис. 3.5). Гладкие внутренняя и наружная поверхности покрыты тонкими, прочно сцепленными с поверхностью темными слоями оксидов. Значительные слой отложении нигде не обнаружены.
Авария произошла вскоре после пуска котла. Микроструктурные признаки указывают, что металл трубы вблизи разрыва подвергался воздействию температуры 1600°Ф (870°С). Никаких значительных отложений образованного под влиянием термического воздействия оксида па представленной секции обнаружено не было.
Внутреннее рифление иногда используют для уменьшения наналообразоваиия в '.дбтоке пара н подавления образования паровой подушки. На внутренних поверхно - !йях;дакаких признаков образования паровой подушки или границы раздела жидкость - пар не обнаружено. Не было никаких изменений н в микроструктуре металла с холодной стороны, указывающих на то, что труба содержала воду во время разрыва. Скорее всего разрыв был вызван недостаточным расходом охлаждающей жидкости во время пуска.
Нефтеперерабатывающая
Местоположение образца: Электростанция, трубы вблизи паросборника
Ориентация образца: Слегка наклонная
Срок службы, годы: 25
Программа водоочистки: Фосфатная
Давление в барабане: 800 фунт/кв. дюйм (5.5 МПа)
Промышленность: |
Характеристики труб: Наружный диаметр 3,25 дюйма (83 мм)
Котел, из которого была удалена труба, подвергался значительным колебаниям нагрузки после монтажа новых парогенераторов, утилизирующих отходящее тепло. Котел часто содержат в резервной готовности, поддерживая очень слабый обогрев или полностью отключая от системы. Пар низкого давления возвращают в па - росборнн для небольшого подогрева (без циркуляции),
Произошло образование мощного продольного разрыва с тонкими краями. Вниз вдоль трубы от угла отверстия разрыва идет узкая прямая трещина (Рис. 3.6). Внутренние поверхности гладкие, за исключением неглубоких следов, оставшихся от инструмента после изготовления. В стороне от разрыва присутствует тонкий равномерный слой светлых отложений.
Авария была вызвана серьезным перегревом, возникшим в результате ограничения подачи охлаждающей воды. Небольшой дефект (след от инструмента) совпал с линией разрыва, но он не мог послужить существенным фактором в образовании разрыва.