Практическое руководство компании НАЛКО по анализу причин повреждения котлов Nalco Chemical Company
Коррозия на холодном конце котла во время эксплуатации
Места преимущественной коррозии
Коррозия на холодном конце происходит, если температура металла падает ниже точки росы серной кислоты, содержащейся в гоночных газах. Проблемы. вызванные коррозией этого вила, возникают главным образом в таких сравнительно низкотемпературных компонентах котла, как экономайзер. подогреватель воздуха, вытяжной вентилятор, скруббер топочных га-
Общие сведения
В большей части систем сжигания температура топочных газов может быть в интервале от 3000°Ф (1650°С) в факеле до 250°Ф (121°С) и менее в дымовой трубе. Такие перепады температуры могут вызвать многочисленные химические и физические изменения в компонентах топочных газов. Одним из наиболее чреватых осложнениями изменений становится реакция Между водяным паром и триоксидом серы с образованием серной кислоты.
В результате охлаждения топочных газов происходит образование паровой фазы серной кислоты. При контакте данных паров с относительно Холодной поверхност ью может начаться их конденсация с образованием жидкой серной кислоты. Температура, при которой начинается конденсация серной кислоты (точка росы серной кислоты), варьируется от 240 до 330°Ф (116-166°С) и выше в зависимости от содержания триоксида серы н водяных наров в топочных газах. Коррозия, происходящая в результате конденсации серной кислоты на поверхности металла, и называется коррозией на холодном конце, потому что она в основном вызывает' коррозию в
В целом проблема связана с процессом горения топлива, которое содержит серу или ее соединения. Сера, находящаяся в топливе, окисляется до диоксида серы согласно следующему уравнению:
S + О, -> SO,
Небольшая доля (1-3%) всего полученного диоксида серы дополнительно окисляется до триоксида серы за счет прямой реакции с атомарным кислородом в пламени горелки:
SO,+ О -> so3
Возможно также и каталитическое окисление до SO,, если присутствуют оксид железа, пентоксид ванадия или никель:
SO,+ 1/20 + катализатор -» SO,
От содержания триоксида серы и влаги в топочных газах зависит температура, при которой достигается точка росы. График на Рис. 12.1 показывает общее соотношение между концентрацией триоксида серы и точкой
Коррозия может происходить, если температура металла оказывается ниже точки росы серной кислоты. При температуре ниже точки росы происходит образование серной кислоты на металлических поверхностях, что и вызывает коррозию металла в соответствии со следующей реакцией:
H, SO< + Fc -> FeSOj + H2?
Седует отметить, что важнейшее значение имеет температура металла, а не температура топочных газов. Даже если температура топочных газов оказывается значительно выше точки росы, коррозия вполне возможна, если температура металла ниже точки росы.
Важнейшие условия, благоприятствующие коррозии
Важнейшими условиями, приводящими к коррозии на холодном конце, являются достаточное для коррозии содержание триоксида ссры, присутствие влаги в топочных газах и наличие металлов, температура поверхности которых оказывается ниже точки росы серной кислоты.
Количество образующегося триоксида серы увеличивается с ростом избытка воздуха, времени нахождения газов в топке, температуры газов, количества наличного катализатора и содержания серы в топливе (Рис. 12.2).
Количество образующейся влаги зависит от многих факторов. Ее источниками становятся само топливо, процесс его сжигания, утечки из котельных труб, а также пар. используемый при обдувке сажи.
Металл, температура поверхности которого ниже точки росы серной кислоты, чувствителен к коррозии на холодном конце. Точка росы увеличивается. когда повышается количество триоксида серы в топочном газе и содержание в нем водяного пара.
Серьезность коррозии на холодном конце наиболее остра при сжигании «кислых» газообразных видов топлива и менее остра для мазута. Серьезность коррозии наименьшая при непользовании каменного угля. Совместное сжигание мазута, содержащего серу и ванадии, с природным газом дает худшие результаты, чем использование одного мазута, из-за выделения
I I
I
I
Идентификация коррозии на холодном конце
Коррозия на холодном конце часто вызывает коренное равномерное разрушение металла без каких-либо чегко выраженных особенностей. Можно также наблюдать шероховатые поверхности цвета ржавчины.
Предотвращение коррозии
Коррозию на холодном конце можно предотвратить, взяв иод контроль условия. которые ее вызывют. Сюда относятся присутствие в гоночных газах достаточного для коррозии количества триоксидов серы и излишков влага и наличие металлических поверхностей, температура которых оказывается ниже точки росы серной кислоты.
Чтобы избежать присутствия достаточного для коррозии количества триоксида серы в топочных газах, необходимо, чтобы котел работал при 5%-ном или меньшем избытке подачи воздуха на горелки, был сведен к минимуму подсос воздуха и использовалось топливо с низким содержани-
Для устранения избыточной влаги в топочных газах необходимо использовать топливо с минимальной влажностью, предотвращать утечки воды из груб и снижать количество пара при обдувке сажи.
Часто необходимы и существенные конструктивные изменения для исключения металлических поверхностей, температура которых ниже точки росы серной кислоты. Эти изменения выходят за рамки данного руководства.
В котлах, которые оборудованы несколькими воздухоподогревателями, можно изолировать один из них и оперативно выполнить его промывку без прекращения работы всей системы.
Есть и химическое решение данной проблемы в виде применения доба-
Меры предосторожности
Металлические поверхности, которые подверглись коррозии на холодном конце, могут быть покрыты отложениями и/или продуктами коррозии, что затрудняет визуальное обследование мест коррозии. Кроме того, в результате коррозии на холодном конце обычно появляются участки равномерных разрушений металла без каких-либо четко выраженных особенностей, очертания которых очень напоминают очертания первоначальной не корродировавшей поверхности. Измерения толщины с применением ультразвуковых методов неразрушаюших испытаний могут помочь в правильной оценке коррозии. Определить признаки коррозии на холодном конце поможет также визуальное сравнение профилей поверхности и толщины металла в секциях, вырезанных из рабочего оборудования..