ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРО­ПРИВОД

ЗАМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С ПОЛУПРОВОДНИКОВЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ

4.1. ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Как показано в ряде работ [6, 76—78, 83, 84], при применении замкнутых САУ удается значительно расширить функциональные возможности асинхронных электроприводов с полупроводниковыми преобразователями и обеспечить качественно новые свойства си­стем параметрического управления асинхронными двигателями. Используя в зависимости от технических требований различные виды обратных связей — по скорости; положению, току ротора (для двигателей с контактными кольцами) и статора, можно реализо­вать управляемые пускотормозные режимы, плавное регулирова­ние скорости в широких пределах, позиционирование производст­венных механизмов и т. д.

Для обеспечения требуемого качества замкнутых САУ в пере­ходных и установившихся режимах необходимо располагать обо­снованными методами анализа и синтеза таких систем, основанны­ми на изучении динамических свойств элементов, входящих в САУ, и, в первую очередь, методами исследования асинхронного дви­гателя как объекта регулирования.

Так как при управлении от полупроводниковых преобразовате­лей осуществляется импульсное воздействие на асинхронный дви­гатель, то момент асинхронного двигателя даже при установив­шейся скорости имеет пульсирующий характер и содержит глад­кую и переменную составляющие. Частота пульсаций последней (fn) зависит от схемы преобразователя. В рациональных схемах преобразователей, включаемых в статорные цепи для регулирова­ния переменного напряжения (см. рис. 1.1,а; 1.2,6), /п^300 Гц при fo—50 Гц; в преобразователях, предназначенных для реали­зации режима динамического торможения (см. рис. 1.8,в, г), /п^ЮО Гц при fo=50 Гц и в преобразователях для импульсного управления в роторных цепях (см. рис. 1.5,a) fn^ЗОО-МЮО Гц. Очевидно, указанные значения fn значительно выше реально до­стижимой полосы пропускания (fnp) непрерывной части системы автоматического управления, так что всегда выполняется условие

fn>3fnp, (4.1)

позволяющее свести импульсное звено к непрерывному [79], т. е. пульсирующая составляющая момента не может оказать сколько - нибудь заметного влияния на динамические показатели САУ. В свя­

зи с этим полупроводниковые преобразователи можно рассматри­вать как непрерывное звено, на выходе которого регулируется по­лезная составляющая управляющего воздействия, определяющая постоянную (среднюю) составляющую момента асинхронного дви­гателя. Укажем, что возможность рассмотрения систем с полупро­водниковыми преобразователями путем выделения непрерывной полезной составляющей обоснована в [80].

В системах параметрического управления необходимо исследо­вать частотные характеристики асинхронного двигателя при сле­дующих способах воздействия:

1) регулировании первой гармоники переменного напряжения (РПН), прикладываемого к статорным цепям двигателя. В этом случае изменяются действующее значение (Vі*) и амплитуда (Um) основной гармоники;

2) регулировании выпрямленного (постоянного) напряжения (РВН), когда изменяется значение Un в режиме динамического торможения;

3) регулировании добавочного сопротивления (РДС) в роторе асинхронного двигателя с контактными кольцами.

Вначале исследуем динамические характеристики асинхронного двигателя при его упрощенном описании без учета электромагнит­ных переходных процессов; такой подход используется в ряде ра­бот [81, 83, 85].

Выражения (3.36), (3.61) позволяют определить установивший­ся момент асинхронных короткозамкнутых двигателей. Для двига­телей с контактными кольцами способы управления, связанные с регулированием переменного или постоянного напряжения, могут быть реализованы при введении добавочных невыключаемых со­противлений в роторную цепь (і?2д) • Кроме того, может быть осу­ществлено регулирование R? д. В этих случаях изменяется суммар­ное активное сопротивление роторной цепи ^22==^2+^2д - Для удобства дальнейшего рассмотрения целесообразно ввести без­размерный коэффициент r = /?22/i?2= (#2 + #2д)/#2 [81]. ОчЄВИДНО, для короткозамкнутых двигателей г— 1, при использовании спо­собов управления РПН и РВН для двигателей с контактными кольцами г>1, r=const, при реализации способа РДС г^1, r=var. При включении добавочных сопротивлений изменяются коэффициенты затухания роторного контура arz=R'22,/Xr и a'rx = R,2z/cXr по сравнению с аналогичными величинами для ко­роткозамкнутого ротора (ar=R'ъ/Хг и a'r=Rf2lоХг), однако при введении коэффициента г они связаны простой зависимостью: а'гл — агг, arz=arr. С учетом этого запишем выражения для уста­новившегося момента асинхронного двигателя при различных спо­собах параметрического управления:

РПН

(4.2)

т _ _____________ Um2_ (1 — a)a/rs________________ Uт2 (Г — о)ar'rs

aXs [(а/а/ro — s)2 -f (а/r+а/ ,s)a] as Xs (a2 + b2)

где a=a'sa'rrc—s; fc = a/rr+!a'ss;

рдс, когда к статору приложено номинальное напряжение се­ти (Um= 1)

(і—к»» 43

сХ5(а* + !>«) ’

РВН

т = ~ ^°а(17 °)“Л -------------------- .------------------ (4.4)

За/ оЛ'у (агг)2+Ю2

Выражения (4.2) — (4.4), являющиеся уравнениями статических механических характеристик асинхронного двигателя, можно при­вести к форме записи в виде формул Клосса. Так, при регулиро­вании первой гармоники переменного напряжения выражение для момента может быть записано в следующем виде:

щ _ 2mK(l j - е)__________________ 2тк>б(1 -)- e)Um2 ^ ^

s/sk + sK/s - f - 2е s/sK sK/s - f - 2є

где mK — критический момент двигателя на регулировочной ха­рактеристике; тК)б — критический момент двигателя на естествен­ной (базовой) характеристике, когда Um= 1; є — конструктивный коэффициент двигателя.

Переходя от (4.2) к (4.5), получаем:

тк =------------ т v................................................. ; (4.6)

[V(*s2+ !)(«/+ !)+«/(!-«)]

s„ = *r'rVi(a; o' +1)/(«/ +1) = arr 1/(0./ + l)/(a/ + 0“); (4.7) . = a/ (1 _ a) / Y(a/ + 1) (a/ + 1). (4.8)

Значение тк, б определяется из (4.6) при подстановке в него Um=. При регулировании добавочного сопротивления в роторе в (4.5) также нужно брать Um= 1.

Для режима динамического торможения формула Клосса за­писывается в следующем виде:

т=2тк, д>т/ (юк/со+ш/сок) =

= 2тк, б,д, тС/п2/ (юк/со+со/сок), (4.9)

где тк, д>Т, сок — критический момент и скорость в режиме динами­ческого торможения; тк, б.д. т — критический момент динамического торможения на базовой характеристике, когда Un= 1.

Приводя (4.4) к виду (4.9), получаем:

тк, д>т = - ипЦ-о)/ (6Xsas2); (4.10)

coK = a Гг. (4.11)

Значение тК)б, д,т определяется из (4.10) при подстановке в не­го Un= 1.

116

Для исследования динамических свойств асинхронного двига­теля используем также уравнение динамики электропривода

т—mc—JD о. (4.12)

Как видно из (4.2) — (4.4), даже при упрощенном описании асинхронный двигатель является нелинейным объектом, и для анализа частотных характеристик целесообразно воспользоваться методом математической линеаризации нелинейных объектов пу­тем разложения описывающих их уравнений в ряд Тейлора [79], что позволяет, используя теорию линейных САУ, изучить свойства объекта «в малом» при незначительном отклонении переменных от координат центра разложения, соответствующих выбранному уста­новившемуся режиму.

Момент асинхронного двигателя зависит от управляющего воз­действия X и скорости (скольжения) двигателя, т. е. m=fi(X, ю). Очевидно, для РПН X=Um, для РДС Х=г, для РВН X=Un.

Точка установившегося режима характеризуется координатами Ху, coy(sy), ту. Придадим приращение АХ управляющему воздей­ствию в окрестности этой точки. Вследствие этого возникает при­ращение момента Ат и скорости Доз, а также скольжения As. Оп­ределим приращение момента асинхронного двигателя, воспользо­вавшись разложением в ряд Тейлора:

л і дт

• Д<о-|-------

х=ху

АХ = /яу - J - kxAX

х=ху

т — ту -}- Ат = mv-f-

у ди>

— &2Дсо, (4-13)

где k=дт/дХ—коэффициент чувствительности момента двига­теля по управляющему воздействию в центре разложения при <o=const; Дсо = 0; k2——дт/дсо — коэффициент жесткости механи­ческой характеристики двигателя в центре разложения при Х= =const, АХ=0. Подставим (4.13) в (4.12) и учтем, что в устано­вившемся режиме my = mc, тогда уравнение динамики электропри­вода, записанное в «малом», примет следующий вид:

Am=kvAX—&2Д<о = /рДсо, (4.14)

что позволяет записать передаточную функцию асинхронного дви­гателя по управляющему воздействию, принимая в качестве вы­ходной величины приращение скорости Дсо:

Wiy(p) =А(й/АХ=k/(Jp+k2) =kR/ (тм р+1), (4.15)

где kR—ki/k2 — коэффициент передачи (усиления) асинхронного двигателя в установившемся режиме; тм=//&2 — электромехани­ческая постоянная времени двигателя.

Аналогичным образом может быть получена передаточная функция асинхронного двигателя по возмущающему воздействию,

Рис. 4.1. Структурные схемы асинхронного двигателя в «малом» при упрощенном;

описании:

а — по управляющему воздействию; б — по возмущающему воздействию

т. е. при изменении момента статической нагрузки на Дтс, когда ЛХ = 0:

ТР1в (р) = Д-со/Дтс =

(4.16)

■1 /{Jp + k2) = — 1/^2(ТмР+1).

На рис. 4.1 показаны структурные схемы для рассматриваемых случаев. Выражения для определения ku k2, kA, тм при различных способах параметрического управления приведены в табл. 4.1, где е=а'saVcr-fs; / = a'rr—a'ss.

(4.17)

Как видно из рис. 4.1, передаточная функция асинхронного дви­гателя по управляющему воздействию представляет собой интег­рирующее звено, охваченное внутренней обратной связью по ско­рости с коэффициентом k2, в прямой канал включено усилительное звено с коэффициентом ky. Анализ выражений для k2, £д, тм пока­зывает, что при s<sK (РПН, РДС) или (d<g>k (РВН) k2>0r тм>0 и двигатель описывается устойчивым апериодическим звеном в соответствии с (4.15). Если же s>sK (РПН и РДС) или о)>сок (РВН), то &2<0, тм<С0 и двигатель представляет собой неустой­чивое апериодическое звено

і і р — і

Динамические свойства асинхронного двигателя при рассмот­рении в «малом» определяются значениями kA и тм, которые зави­сят от координат центра разложения (Um и s при РПН, г и s при РДС, Un и со при РВН). При использовании схемы ЗТТ или ШИП регулируемое переменное напряжение изменяется в следующих пределах: Um=6—1. Диапазон изменения Un зависит от выбран­ной схемы преобразователя. Для схемы двухполупериодного вы­прямителя с шунтированием [23]:

_ 1/3

(4.18)

(l + cosa,).

Минимальное значение ал = 30° и Unmax—1,028, т. е. для этой схемы ип = 0—1,028.

Пределы изменения г для систем РДС зависят от минималь­ного значения момента, который необходимо обеспечить на регу­лировочных характеристиках, и требуемого диапазона регулирова - 118

РПН

РДС

РВН

Um

5

•V

тм

г

S

Ъ

V

СО

тм

0,1

0,04

1,27

114

0,1

1,04

—0,1

5,2

0,1

—1,35

6,8

—11

0,2

0,07

3,86

217

0,2

1,65

—0,2

10

0,2

—0,93

4,7

—11

0,2

0,4

0,09

70

3230

1,0

0,4

2,02

-0,4

231

0,2

0,4

—0,52

7,5

—32

0,6

0,08

—25

—1167

0,6

1,93

—0,6

—50

0,6

—0,35

10,7

—69

1,0

0,07

—18

—1052

1,0

1,54

-1,0

—48

1,0

—0,21

17,5

—185

0,1

0,17

0,64

28

0,1

0,12

—0,01

36

0,1

—5,4

3,4

—2,8

0,2

0,28

1,93

54

0,2

0,24

—0,02

37

0,2

—3,7

2,3

-2,8

0,4

0,4

0,34

35

807

10

0,4

0,47

—0,04

39

0,4

0,4

—2,1

3,7

—3,1

0,6

0,33

—12

—292

0,6

0,68

—0,06

43

0,6

—1,4

5,4

—17

1,0

0,27

—9

—263

1,0

1,04

—0,1

52

1,0

—0,85

8,8

—46

0,1

0,39

0,42

13

0,1

0,06

—0,005

70

0,1

— 12

2,3

—1,3

0,2

0,63

1,28

24

0,2

0,12

—0,01

71

0,2

—8,4

1,6

-1,3

0,6

0,4

0,77

24

359

20

0.4

0,24

—0,02

73

0,6

0,4

—4,7

2,5

—3,6

0,6

0,74

—8

—130

0,6

0,36

—0,03

76

0,6

-3,2

3,6

—7,6

1,0

0,60

—6

-.117

1,0

0,58

—0,05

82

1,0

— Г,9

5,8

—20

0,1

1,10

0,25

4,5

0,1

0,025

—0,002

173

0,1

—33

1,4

—0,45

0,2

1,74

0,77

8,7

0,2

0,05

—0,004

174

0,2

—23

0,9

—0,45

1,0

0,4

2,14

14

129

50

0,4

0,1

—0,00g

176

1,0

0,4

—13

1,5

—1,3

0,6

2,06

—4,9

—47

0,6

0,15

-0,01?

178

0,6

—9

2,1

—2,7

1,0

1,67

—3,6

—42

1,0

0,24

—0,02

183

1,С

—5,3

3,5

—7,4

ния скорости. Как показывает анализ, практические требования могут быть удовлетворены, если г изменяется от 1 до 50—70.

Для иллюстрации существенного изменения параметров двига­теля, определяющих его динамические свойства, в табл. 4.2 для двигателей MTKF111-6 (РПН, РВН) и MTF111-6 (РДС) приведе­ны значения kR и тм при различных координатах центра разложе­ния, а также указан установившийся момент двигателя цу= =My/MN, соответствующий этим координатам. Отрицательные зна­чения тм указывают на то, что звено является неустойчивым и его передаточная функция описывается (4.17).

Таким образом, как показывают предварительные исследова­ния, даже при упрощенном описании (без учета электромагнитных переходных процессов) асинхронный двигатель является нелиней­ным звеном, динамические свойства которого при рассмотрении в «малом» резко изменяются в зависимости от координат точки уста­новившегося режима.

Для обоснованного синтеза замкнутых САУ необходимо иссле­довать частотные свойства асинхронного двигателя с учетом элек­тромагнитных переходных процессов. В этом случае двигатель опи­сывается системой нелинейных дифференциальных уравнений, и анализ его динамических показателей может быть также произве­ден только в «малом» путем математической линеаризации нели­нейной системы в окрестности центра разложения. В ряде работ

проведено исследование указанным методом асинхронного двига­теля как объекта автоматического регулирования при различных способах параметрического управления [82, 86—92].

Для построения частотных характеристик используем систему дифференциальных уравнений, записанную через переменные ^Ps, При исследовании способов РПН и РДС, когда схема вклю­чения машины симметрична, скорость вращения координатных осей может быть выбрана произвольной. Однако целесообразно принять (ок=1, так как в этом случае вектор us неподвижен в про­странстве и Us=Um. При (ок=1 система уравнений (3.1) принима­ет следующий вид:

= (“s' + /) Is - <К Wr+ZWS; )

(4.19)

0 = (а/ г+js) *V - a/ rks%, + DWj.

Она дополняется выражением для момента (3.2) и уравнением динамики электропривода (4.12).

Для режима динамического торможения используем следую­щую систему дифференциальных уравнений, записанную при (Ок=0 [93]:

рг,

<$s

Ш_т jWr Дсо

A Ws AFr

(4.21)

0 = DWar + 0LrrWar +

0 = OTpr — ksar'rWts — «Тт+а/гТрг, j

a также уравнения (3.51), (4.12).

Установившиеся значения переменных Ч^у, 4Vy, характеризую­щие работу электропривода в точке с заданными координатами, можно определить для РПН, РДС из (3.9), а для РВН из (3.58).

Для отыскания передаточных функций придадим приращения переменным в (4.19), (4.20), разложим эти выражения в ряд Тей­лора, отбросим члены более высокого порядка, чем сами отклоне­ния, и вычтем уравнения установившегося режима. В результате получим систему линейных уравнений в приращениях, определяю­щую динамические свойства асинхронных двигателей в «малом» с учетом электромагнитных переходных процессов при различных способах параметрического управления. Эти уравнения, записан­ные в операторной форме при нулевых начальных условиях, име­ют следующий вид:

РПН

а/+/+р — KaJ

— ksar' г а/ г -{- js--p

(4.20)

РДС

AWS

1

0

— ksar'r а/ г --js--p

AWr

1

/W

ах

Amc -

Acj

A(jJ

Am

Am

_1_

_Jp_

щ(р)

1

JP

Wz(p)

wi(p)

S)

a-)

as P ^ ^ras'

A %s

AUJV3

0 a/r--p co

AWar

—ЧГрг Aco

— ksa/r —со ar'r--p

A «V

F«rAco

Рис. 4.2. Структурные схемы асинхронного двигателя при рассмотрении в «ма­лом» с учетом электромагнитных переходных процессов: а — по управляющему воздействию; б — по возмущающему воздействию

(4.23)#

Выражения для приращения момента имеют вид РПН и РДС

Ш = -*£- Im [(ЧГ, X ЛТГ*) + (AW„ X Wr*)]; (4.24);

алв

РВН

Am=kr/[War(AWv —

-kAWfiг) +ДЧ'а, OFp^-^pr) ] laXs. (4.25)

Определим по (4.24) или (4.25) приращение момента, что тре­бует расчета установившихся значений потокосцеплений по (3.9), (3.58) и их приращений по (4.21) — (4.23). Выполнив указанные вычисления, получим

Am{p) = Wi (р) АХ— W2 (р) Дсо, (4.26)

где Wx(p)=Am(p)/AX(p) — выраженное в операторной форме от­ношение приращения момента к вызвавшему его приращению управляющего воздействия при co = const, Асо=0; №2(0) = =—Ат(р) /Дсо(р)—выраженное в операторной форме отношение приращения момента к вызвавшему его приращению скорости при Х=const, АХ=0.

Как видно из (4.26), приращение момента определяется не только изменением управляющего воздействия, но также зависит от изменения скорости. Эта внутренняя обратная связь по скорости оказывает существенное влияние на динамические свойства асин­хронного двигателя.

Используя (4.26) и уравнение динамики электропривода, можно получить передаточные функции асинхронного двигателя при его описании с учетом электромагнитных переходных процессов

Wx(p)

РВН

г (р) = Mel

у Д Х(р)

А<й(р) Атс(р)

JP + W2(P) ’

1

W2B(p) =

Структурные схемы для этих случаев приведены на рис. 4.2. Значения W(p) и W2{p) определяются из следующих выражений:

РПН

W (р) = (1~а)аг'гит bp3 + [g(s— l)--bc]p'2 + 2s(ac + bd)p + 2s(a? + b2) гИ) а^(д2_|_62) jp4 _|_ 2ср»-f (c* + 2a + d?)p*+2(bd+ac)p--(a?+b2)’

(4.28)

0^(а24-62)

(4.29)

а/r jP3 4- (а/r с + g — cfc)/?2 + (ЄС + df — ga/r - bs)p+{ae-- bf) p* + 2c/?3+ (c2 + 2a-f d*)p + 2{bd + ac)p + (a2 + 62)

X

где с == а/ - f - а/ r; cf = 1 - f - s;

РДС

(1 -- О - ) а/ s

X

ИМ/?)

o^(«2 + 62)

(4.30)

X

а/ rp3 + (°/ rc + e — ds)p2 - f (ec + df + aa/ r — bs)p-- (де 4- bf) p4 4- 2cps 4- (C2 4- 2a 4- d2)p2 4- 2(bd + ac)p+ (a* 4- 62)

PBH

X

(4.31)

X

(4.32)

(4.33)

PZ + K' + «/ г + arr)P2 + [v(2a/ + <*/r) + w2] P 4- a/ f(arr)2 4- CO2]

^7 /„4 _ (1 — a) a/ rUn*__________________ [(arr)3 + a/™> 1 P2 + ^

2 Зо^а/2 [(arr)2 4- со2]2 p3 4- (a/ 4- a,/r 4- arr)p2 4-

4- {2(1—o)ar, arr2to24-[(afr)2 4- ft>2}[arr(a/-fa/r)—со2]} l+Ky)4—1 4- [arr(2a/ 4- a/r) 4- co2J p 4- 0/ [(arr)2 4- CO2]

Выражение (4.27) можно записать в виде многочлена

Ц7 /р _________________ ^д(Др3 Ч~ Др2 + А/7 Ч~ 1)________________________

п B1P5+B! P4 + B„Ps + B«f! + B. P+l ■

I/3aXs a/ [(arr)2 4- a>2] P2 + 2arrp 4- 2 [(arr)2 4- со2]________________

Kip)

Значения коэффициентов многочлена для различных способов параметрического управления приведены в табл. 4.3.

Определение полюсов и нулей передаточной функции (4.33) для ряда двигателей показывает, что эта функция может быть представлена совокупностью элементарных звеньев первого и вто­рого порядка, что позволяет записать (4.33) в следующем виде:

ІЧР + }) ІЧ2Р2 ±2ЪЧР + 1)

ЧР + 1 (Ч2Р2 + 2Ї4ЧР + 0 (хб2/;2 + %ьЧР + !)

РПН и РДС

Коэффициент

РПН

РДС

PBH

А

ь

2 s(a2 + b2)

/

ar г (де + 6f)

0

А2

a(s— 1) + be 2 s(a2 + b2)

a'rc +6 — ds ae--bf

1

2[(arr)2 + <o2J

Аз

ас + bd a2 + b2

ec --df-- aar r — bs ae + bf

arr (arr)2 + <o2

Вг

JoXs(a2 + b2)

J*Xs{a2 + b2)

0

Продолжение табл. 4.3

(1—eJa'rL^ae + bf)

(1 — e)cx'r(a<?-f6f)

Коэффи­

циент

РПН

РДС

РВН

В,

2cBi

2c£i

3JXso a' [(arr)2 + <08]

(1 - aJv’t'jKv)*-»*]

В*

/

(c.+2e + d»)^ + -^L

ae-j-6/

/

(ca + 2д + rf3) - f - ~~~r ae--bf

(a, J-J-a'r + arr)j32

В<

б + с о! г — ds

2(ac - f bd)B1 +---------------------------------

1 ae + bf

e-j - с air — ds

2(ac + Ы) В, H------------------- —----------

ae--bf

[arr(2a' + a^r) + <o2] 32 +

(arr)5 - f - a' rto2

+ ,

as [(<V)4—*>4]

Въ

ec - j-df 4- aa'r—bs

(a2 I ь-пр I r

ec + df + aa' r — bs

(fA 1 P 1 '

, 2(1 — ff)a^arr2a>2 а$[(аГг)а + <°2] B2 + , +

as [(arr)4 — w4]

arr((x'4-a'r) — w2 as 1Ы)2 — to2]

V'* | U )L>i - J-

ae + bf

a Г & )#1 + . .„ ae + bf

Т а б л и ц а 4.3

1-0

4*

ю

сл

РПН

РДС

Um

tl

Кг

*4

Ї4

*5

Те

г

S

Ті

*2

0.1

1,09

2,96

0,13

111

1,65

0,81

1,18

0,47

0,1

2,06

1,06

0.2

1.0

2,03

0,13

216

1,31

0,72

1,32

0,44

0.2

2,44

1,08

0.2

0.4

0,89

1,29

0,06

3333

1.0

0,73

1,34

0,23

1.0

0,4

19,3

1,12

0.6

0,8

0.94

—0,02

—1149

0,89

0,71

1,22

0,11

0,6

— 1,8

1,08

1.0

0,71

0,6

—0,15

—1041

0,76

0,65

1,0

0,04

1.0

—0,48

0,99

0.1

1,09

2,96

0,13

27

1.69

0,78

1.18

0,48

0.1

0,21

1,03

0.2

1.0

2,03

0,13

54

1,29

0,71

1,34

0,45

0.2

0,2

1,03

0.4

0.4

0,89

1,29

0,06

840

1,0

0.73

1.34

0,22

10

0.4

0,2

1,03

0.6

0,8

0,94

—0,02

—292

0,89

0,71

1,22

0,11

0.6

0,21

1,03

1.0

0,71

0,6

—0,15

—262

0,76

0,65

1.0

0,04

1.0

0,22

1,03

0.1

1.09

2,96

0,13

11

1,75

0,74

1,18

0,5

0.1

0,11

1,01

0.2

1.0

2,03

0,13

24

1,26

0,68

1,38

0.45

0,2

0,11

1,01

0.6

0.4

0.89

1,29

0,06

381

1.0

0,72

1,34

0,22

20

0,4

0,11

1,01

0.6

0,8

0,94

—0,02

— 131

0.88

0,71

1.21

0,11

0,6

0.11

1,01

1.0

0,71

0.6

—0,15

—117

0,76

0,65

1.0

0,04

1.0

0,11

1,01

0.1

1,09

2,96

0,13

3,8

1,89

0.52

1.12

0,54

1.0

0,04

1,0

0.2

1.0

2,03

0.13

8,8

1,15

0,64

1.5

0,41

0,2

0,04

1,0

1.0

0.4

0,89

1,29

0,06

144

0,98

0,71

1.33

0,21

50

0,4

0,04

1,0

0,6

0,8

0.94

—0,02

—49

0,88

0,70

1.21

0,12

0,6

0,04

1.0

1.0

0,71

0,6

—0,15

—42

0.75

0,64

1.0

0,05

1,0

0,04

1,0

РВН

1*7 <JJ) = —h-------------------------- T^1+..2W+1------------- ,e (4.35)

. ЧР + 1 (V> + }) (V/7* + 2Y4T4/; + О

где Ті, Vi — постоянная времени и коэффициент демпфирования типового звена.

Анализ передаточных функций (4.34), (4.35), проведенный для различных типов асинхронных машин, показывает, что при пара­метрическом управлении динамические и статические показатели асинхронного двигателя как объекта автоматического регулирова­ния подвержены резким изменениям в зависимости от координат центра разложения, так как параметры, определяющие свойства двигателя (&д, т/, v*)» изменяются при этом в широком диапазоне. Для иллюстрации этих общих выводов в табл. 4.2 приведены зна­чения £д, в табл. 4.4 — значения ц, у і для двигателей MTKF111-6 (РПН, РВН), MTF111-6 (РДС), а на рис. 4.3—4.5 показаны лога­рифмические амплитудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) и фазовые частотные характеристики (ФЧХ) при различных коор­динатах центра разложения.

Рассмотрение передаточной, функции lF2y(p), описываемой

(4.34) или (4.35), позволяет сделать и другой важный вывод: в ней 126

РВН

Tfs

■»«

Ї4

*5

Is

"п

О)

fl

її

■*2

■*8

■*4

0,24

4,26

2,02

0,61

1,11

0,49

0,1

5,6

0,43

1,35

—72,7

4,14

0,49

0.25

10

1,48

0,53

1,2

0,55

0,2

3,3

0,25

1,29

—22,8

4,43

0,53

0,31

249

1,32

0,25

1,02

0,69

0.2

0,4

1,73

0,13

1.38

—35.9

3,05

0,41

0,39

—52

0,9

0,69

1,21

0,14

0,6

1,17

0,09

1,62

—70,2

1,97

0,36

0,41

—49

0,77

0,63

0,99

0,06

1,0

0,7

0,05

2,04

—185,5

1,07

0,26

0,09

35

0,21

0,99

1,06

0,1

0,1

5,6

0,43

2,23

—62,5

1,74

0,46

0,098

. 36

0,206

0,99

1,05

0,099

0,2

3,3

0,25

1.69

-13.1

2,56

0,58

0,097

39

0,21

0.99

1,04

0,094

0,4

0,4

1,73

0,13

1.51

—11,68

2.56

0,5

0,094

43

0,21

0,99

1,02

0,09

0,6

1,17

0,09

1.7

—18,8

1,86

0,4

0,09

52

0,2

0,98

0,996

0,088

1,0

0,7

0,05

2.06

—46,8

і.06

0,27

0,09

70

0,11

0,99

1,03

0,09

0.1

5,6

0,43

2,78

—60.6

1,05

0,33

0,09

71

o. ll

0,99

1,02

0,09

0,2

3,3

0,25

2,5

—10,9

1,53

0,5

0,09

73

0,11

0,99

1,02

0,09

0,6

0,4

1.73

0,13

1,78

—7,1

2.02

0,55

0,09

76

0,11

0,99

1,0

0,09

0,6

1,17

0,09

1,83

—9,42

1,69

0,44

0,09

82

0,11

0,99

0,99

0,09

1,0

0,7

0,05

2,09

—21,1

1,04

0,28

0,09

173

0,04

0,99

1,01

0,09

0,1

5,6

0,43

3,03

—59,6

0,61

0,2

0,09

174

0,04

0,99

1,01

0,09

0,2

3,3

0,25

3,01

—9,66

0,89

0,33

0,09

176

0,04

0,99

1,0

0,09

1.0

0,4

1,73

0,13

2,38

—4,49

1,31

0,51

0,09

179

0,04

0,99

1,0

0,09

0,6

1,17

0,09

2,13

—4,62

1,34

0,48

0,09

183

0,04

0,99

1,0

0,09

1,0

0,7

0,05

2,16

—8,11

0,99

0,31

практически всегда присутствует апериодическое звено с постоян­ной времени тз( табл. 4.4), значительно большей, чем постоянные времени остальных звеньев. Как видно из рассмотрения табл. 4.2 и 4.4, в реальном диапазоне изменения момента и скорости значе­ние постоянной времени тз передаточной функции W2y{p) пример­но совпадает со значением механической постоянной времени тм в функции Wly(p), т. е. в передаточную функцию асинхронного дви­гателя, полученную с учетом электромагнитных переходных про­цессов, входит составной частью передаточная функция (4.15), соответствующая упрощенному представлению двигателя. Апери­одическое звено с коэффициентом усиления kA и постоянной вре­мени тз, зависящей от механической постоянной времени двига­теля, определяет частоту сопряжения (соСОпі) низкочастотной (на­клон 0 дБ/дек) и среднечастотной (наклон 20 дБ/дек) части ЛАЧХ асинхронного двигателя и ее частоту среза. Частота сопря­жения (ысопг) среднечастотной и высокочастотной частей J1A4X зависит от большей из электромагнитных постоянных асинхронной машины. Как правило, из-за указанного соотношения ц в (4,33) Ысопг значительно больше (Осопі - Присутствие в структуре двигате­ля колебательных звеньев обусловливает резонансный подъем ЛАЧХ, существенно возрастающий при малых уі, а из-за форсиру-

ЗАМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С ПОЛУПРОВОДНИКОВЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ

Рис. 4.3. ЛАЧХ (а) и ФЧХ (б) двигателя MTKF111-6 при регулировании перемен­ного напряжения:

= s=l: 2-Um=1, s=0,2; 3-ит=0,2, s=J; 4-Um=0,2, s=0,2

ЗАМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С ПОЛУПРОВОДНИКОВЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ

Рис. 4.4. J1A4X (а) и ФЧХ (б) двигателя MTF111-6 при регулировании доба­вочного сопротивления в роторе:

1 — Г=1, s=l; 2 — Г—1, s=0,2; 3 — г=20, s=l; 4—г=20, s=0,2

ющих звеньев второго порядка в JIA4X наблюдается провал. Ана­лиз ЛАЧХ и данных табл. 4.4 также показывает, что из-за появле­ния неминимально-фазовых звеньев не при всех координатах центра разложения асинхронный двигатель оказывается устойчи­вым объектом регулирования.

ЗАМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С ПОЛУПРОВОДНИКОВЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ

Рис. 4.5. ЛАЧХ (а) и ФЧХ (б) двигателя MTKF111-6 при регулировании постоян­ного напряжения в режиме динамического торможения:

£/„=0,4, С0=1; 2 — ип=0,4, со=0,4; 3 — £/„=0,2; со=1; 4 — Un=0,2, (о=0,2

ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРО­ПРИВОД

Способы регулировки уровня выходной мощности: тиристорные регуляторы

Регулятор мощности тристорного типа используется для оперативного изменения подводимого к нагрузке уровня мощности. Достигается изменения задержки включения за счет задержки момента включения тиристора. Тиристор работает только при наличии сигнала на …

МЕХАНИЗМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Электроприводы механизмов непрерывного действия работают в продолжительном режиме, поэтому при необходимости регули­рования их скорости целесообразность использования преобразо­вателей напряжения определяется, особенно при управлении ко­роткозамкнутыми асинхронными двигателями, зависимостью мо­мента статической нагрузки от …

МЕХАНИЗМЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Задачи удовлетворения электроприводом технологических тре­бований при рассмотрении механизмов указанного класса сводится обычно к необходимости реализации заданной тахограммы повтор­но-кратковременного режима работы (в качестве типовой примем диаграмму скорости рис. 5.2). Для двигателей …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.