ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ВЫБОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО МОЩНОСТИ
Ранее были рассмотрены возможности выбранного асинхронного двигателя при допустимом использовании его по нагреванию. В этом случае все параметры, характеризующие двигатель, и в частности Мы, /д, sN, А и другие, были известны.
Однако на практике часто встречается не менее важная задача, связанная с определением требуемой мощности асинхронного двигателя для привода производственных механизмов, работающих по заданной тахограмме.
Задача определения мощности двигателя не имеет общего аналитического решения, особенно при работе электропривода в повторно-кратковременном режиме с частыми пусками и электрическим торможением, когда потери энергии в пускотормозных процессах могут быть весьма значительными и должны быть учтены в общем балансе потерь энергии в машине. В этом случае используются упрощенные методики, позволяющие произвести предварительный выбор мощности двигателя, проверяемого затем по нагреванию.
Трудности определения PN при применении асинхронных двигателей связаны, во-первых, с тем, что заранее не известны sN, MN, А, ДРмілг, APm2w, от которых зависит допустимый нагрев машины, и, во-вторых, с тем, что на участках изменяющейся скорости момент двигателя зависит от суммарного момента инерции, в котором главной составляющей часто является /д. Поэтому, не зная типа двигателя, нельзя точно построить нагрузочную диаграмму и рассчитать значение потерь. Для короткозамкнутых асинхронных двигателей с параметрическим управлением решение осложняется еще и тем, что отсутствует однозначная зависимость между моментом двигателя и потерями в машине.
Задача последовательного перебора двигателей выбранной серии с целью определения двигателя, удовлетворяющего условиям (5.48), (5.53) при заданной тахограмме работы и параметрах механизма, может быть решена с помощью ЦВМ, что позволяет определить требуемую по условиям нагревания номинальную мощность управляемого асинхронного двигателя [132].
Рассмотрим также упрощенную инженерную методику по определению номинальной мощности асинхронного двигателя при различных способах параметрического управления.
Для характеристики нагрузки введем понятие статической мощности нагрузки Рс при работе механизма на максимальной установившейся скорости, считая, что этой скорости соответствует номинальная скорость двигателя. Если для упрощения расчетов пренебречь потерями в кинематической передаче, то
РС=^М cnQn, (5.85)
где Mcn — приведенный к валу двигателя момент статической нагрузки при номинальной скорости.
Для механизмов с моментом нагрузки, не зависящим от скорости, или моментом, увеличивающимся с ростом скорости, значение, определенное из (5.85), является максимальной статической мощностью нагрузки.
Для оценки мощности выбранного по условиям нагревания асинхронного двигателя введем понятие коэффициента завышения номинальной (установленной) мощности двигателя по отношению к значению Рс'
hp=P и/Pc=Mn /MCN - (5.86)
У большинства механизмов, работающих в повторно-кратковременном режиме, статический момент не зависит от скорости, т. е. Mc(fi) =const, поэтому в (5.85), (5.86) вместо McN можно записывать просто Мс.
Задача дальнейших расчетов заключается в отыскании исходя из выражения для средних потерь (5.53) при заданных исходных данных механизма (Рс, /м) и тахограмме его работы. Очевидно, в общем случае необходимую информацию о таких параметрах, как А, /д, sn, ЛРм2*/ЛРмш, заранее (до выбора) двигателя иметь невозможно. Однако, предварительно ориентируясь на какую-то серию асинхронных двигателей с заданной синхрон
ной скоростью fic, можно определить усредненные значения указанных величин, располагая для выбранной серии, построенной по каталожным данным, аппроксимированной зависимостью этих величин в функции номинальной мощности двигателя. Качественный ВИД Кривых A=f(PN), SN—f(PN), Jp.=f{PN), ДРм2^/ДРм1ЛГ—f (Pjv) приведен на рис. 5.5.
Параметры A, sn, ДРм2іу/АРмш являются относительными величинами и при приближенном расчете Кр можно считать, что они изменяются не очень значительно при изменении PN. С учетом этого допущения указанные величины, необходимые для определения Яр, можно определить по полученным кривым при PN=PC
(рис. 5.5).
Для учета момента инерции двигателя /д, который существенно изменяется в зависимости от PN, поступим следующим образом. По кривым Jz=f(PN) найдем значение /д0 при PN=PC, затем нелинейную функцию /д==[(Ріу) аппроксимируем прямой линией. Тогда
/д=/до+ЛзРс(Яр—1), (5.87)
где /z3=tg ф=Д/д/ДР (рис. 5.5), ДР выражается в киловаттах.
Такой подход позволяет аналитически выразить величины, входящие в (5.53), в функции Рс и 1Р. Так
J=J*+h =K+JM+№Ah'-1); (5.88)
Р/ = V» + ho + КРс (К ~ !)]• (5-90)
где Рс выражается в киловаттах.
Используя (5.53), (5.89),
Рис. 5.5. Зависимости для выбранной серии асинхронных двигателей: l-sN=f(PN); 2 — A=f(PN); 3 — АРУІ2ДГ Д^мі N=f(PN>< *-'я=f(PN) |
(1.90) , можно определить "кр для выбранного диапазона мощности данной серии асинхронных машин в зависимости от Рс, /м, вида тахограммы повторно-кратковременного режима, вида момента статической нагрузки, выбранного тормозного режима и способа параметрического управления.
Приведем выражение для в случае реактивного момента статической нагрузки при отработке типовой тахограммы повторно-кратковременного режима (см. рис. 5.2) и учете потерь в меди ротора и статора.
Короткозамкнутые двигатели, управляемые напряжением
а) ц/>цс, режим ДТ
X = р” ^11 —6-^8 — —12
Р_ Ро/Z Pi — h3Fn
где Fl0 — (/ я0 - j - / М)/Я, с — /г3;
~ 1 — Л
Fu = 10-3/e[2]nQcQ, v |
(5— 6s д, + SA/) +
ДР |
203(I -5дг)> |
^s. |
m2A |
(1 - sj-f |
In |
s |
ь2о / '<П*С1П |
ДР |
1 — А |
м2/V |
(1 — бяд, - f- 5s^) |
(1 — Sat) + |
ДР |
45/ |
MlJV |
н—g^"*n 12o!(i —snYsm i ];
6) (i/Cjic, при торможении электропривод работает в двигательном режиме
Л / |
ДР. |
KQc*n 2», |
1 — |
M2/V |
1— А |
— Asn In sN |
ДР, |
2s, |
мі N |
1„ = |
F*IZ-F1 |
+ (Р 4 + Р5) IZ — P8 |
(5.92)
Выражения (5.91), (5.92) справедливы при определенном соотношении (ic и (і/, так как получены в предположении, что режим двигателя заранее известен. Значение же (і/, как видно из (5.90), зависит от кр, поэтому при заданных исходных параметрах существует такой граничный коэффициент Я, рГр, при котором (i/=fxc и при торможении двигатель момента не развивает. Из (5.89),
(5.90) следует, что
(5.93) |
Ю3^п _________ /до - f~ /м
Pehn |
W - l + 'Qc*{l-sN)*Jb
Если крЖр гр, то |х/>|лс, и двигатель при торможении работает в тормозном режиме. При 'КрСК rp jLt/<с|АС, и электропривод работает при торможении в двигательном режиме. Отсюда следует, что расчеты по (5.91) справедливы, если полученное значение гр. При определении “кр по (5.92) должно быть выполнено условие кр < кр гр.
Асинхронный двигатель с контактными кольцами, управляемый изменением добавочного сопротивления в роторе.
При необходимости реализации тормозного режима используется торможение противовключением
где |
F13= (/м+/до) 2-2h, Pc (/м+/до) +/із2Рс2;
^Pm2N |
Fu=2 (/„+/*>) /ізРс—2/i32Pc2; Fl5=h32Pc2,
mIN |
F16 = Akn2 (2/n - J- ^yl - f - *y2); Ftl = kn2 (2tu - f - fyl - f - fy2) ^ 1 — Д-f др
f„ = 2kn8?N (1 - A + ДР„2л'/ЛР«ш)/(<„Рс210‘).
Так как при регулировании добавочного сопротивления в роторе потери. в асинхронной машине не зависят от скольжения, то можно не учитывать при приближенных расчетах увеличение /д по сравнению с /до из-за незначительного возрастания Pn по отношению к Рс. Тогда
Рис. 5.6. Зависимости fap=f(Pc) для отрезка серии MTKF-6; егр=б,25 (с — ev =
=0, б—^ФО, D= 10):
/ —Z=200, /„=0,25 с; 2 — Z=400, /„=0,25 с; 3 — Z=100, /„=0,5 с; 4 — Z=200, /п=1 с; 5— 2=200, /„=2,0 с; б—Z=400; /„=0,5 с; 7—Z=100, /„=0,25 с, є, =0,1; S—Z== 100, /„=0,25 с, sv =0,2; 9 — Z=100, /„=0,5 с, sv =0,2; 10— Z=200, /п=0,25 с, ev =0,1; 11—Z=200, /„=
=0,5 с, ev =0,2
личных серий двигателей, можно констатировать, что минимальные значения Кр можно получить при использовании двигателей с относительно высоким номинальным значением скольжения и продолжительности включения, чему в наибольшей степени удовлетворяют двигатели краново-металлургических серий, специально нормированные на повторно-кратковременный режим работы. Так, при /^2/д, tn^0,bc, РС=^Ю-^ 15 кВт, єгр^0,25-ь - 0,4 и отсутствии в тахограмме участков устойчивой пониженной скорости (ev=0) Хр= 1,1-ї—1,2 при Z^lOO и Лр=1,3-+-1,5 при 100< <Z^200. Если ВчфО, то при D^. 10, ev^0,l Яр=1,5-*-1,8 при Z<; ^100 и Хр=2^-2,3 при 100<Z^200. Таким образом, в ряде случаев требуется незначительное завышение установленной мощно* сти исполнительного короткозамкнутого двигателя, особенно если система управления обеспечивает отработку заданных технических требований (например, позиционных перемещений) без использования режима устойчивой пониженной скорости. Для иллюстрации на рис. 5.6 приведены рассчитанные по предлагаемой методике зависимости Kv=f {Pc) для отрезка серии MTKF-6 при указанных в табл. 5.5 значениях (приведенных к 0=104,7 рад/с) и исходных данных, полученных для различных Рс путем аппроксимации каталожной информации.
Если при применении короткозамкнутых асинхронных двигателей требуется очень большое завышение установленной мощности (Аф>4-е-5), то целесообразно использовать двигатели с фазным ротором. В этом случае Яр значительно снижается.
Рассмотренная методика может быть использована и для определения коэффициента ХР электроприводов, работающих в продолжительном режиме с регулируемой скоростью. При регулировании добавочного сопротивления в роторе греющие потери в машине зависят только от момента нагрузки и изменения коэффициента теплоотдачи самовентилируемых двигателей. Поэтому не 202
кВт |
SN |
А |
н*. кгм2/кВт |
V к™2 |
ЛРм2Лг ЛРмД’ |
V кгм2 |
V |
coscp^ |
1 |
0,13 |
0,66 |
0,02 |
0,01 |
0,43 |
0,01 |
0,57 |
0,65 |
2 |
0,125 |
0,565 |
0,025 |
0,03 |
0,5 |
0,02 |
0,64 |
0,68 |
5 |
0,105 |
0,483 |
0,0Л3 |
0.06 |
0,8 |
0,05 |
0,74 |
0,76 |
10 |
0,095 |
0,425 |
0,026 |
0,175 |
0,91 |
0,125 |
0,76 |
0,76 |
20 |
0,07 |
0,46 |
0,027 |
0,425 |
1,13 |
0,24 |
0,82 |
0,77 |
следует ожидать большого увеличения PN по сравнению с Рс для двигателей, рассчитанных на продолжительный режим єл-=1.
Наиболее важно определить XP=/(Z)) для тех случаев, когда скорость асинхронного двигателя регулируется за счет изменения переменного напряжения в статорных цепях. Момент статической нагрузки имеет различную функциональную зависимость от скорости. При общем анализе эту зависимость можно выразить с помощью показательной функции [29], которую целесообразно записать в следующем виде:
Mc=McN/DK (5.97)
При k=0, Afc = const и не зависит от скорости, при k=l Мс связан со скоростью линейной зависимостью, что характерно для моментов вязкого трения [29]. Для вентиляторной нагрузки k=2 k>2 имеет место в турбомеханизмах (например, в центробежных насосах водоснабжения), работающих на магистраль с противодавлением [126].
Рассматривая только потери в меди ротора и предполагая, что в пределах выбранного диапазона мощностей серии двигателей Sjv=const, для продолжительного режима работы двигателя получаем
—------------------------ (°~1+%) (5.98)
р sN,'N o‘(Dft>+1-р0)
т. е. при заданных kn2, в'к, sN, Ро, k значение Хр является функцией диапазона регулирования скорости.
При Mc = const (&=0) зависимость XP=f(Z)) не имеет экстремальных точек и возрастает с увеличением D. Уже при незначительных диапазонах регулирования 2 необходимо существенно завышать мощность регулируемого короткозамкнутого двигателя,
203
D |
1 |
1,25 |
1,5 |
2 |
3 |
4 |
7 |
10 |
20 |
1 |
3.2 |
9,7 |
15,4 |
22,5 |
26,8 |
33 |
36 |
40 |
Таблица 5.7
|
что указывает на нецелесообразность его использования в этих режимах. В табл. 5.6 приведены значения Kp=f(D) при продолжительном режиме работы для серии двигателей с параметрами Sjv=0,05, b'n= 1,
Некоторого снижения Яр при 7Wc=const можно добиться, применяя в ряде случаев асинхронные двигатели с фазным ротором при постоянно включенных добавочных сопротивлениях, т. е. увеличивая s'N.
При k^ функция Xp=f(D) имеет максимум. Значение Д,, соответствующее экстремуму функции Xp=f(Z)), определяется из следующего выражения:
А» = l-Po%+fe(2Po-^-0+^F^+M2po--po^-l)]2+4A;p0(l-gyv)(l-p0)
2%
(5.99)
Подставляя DQ в (5.98), можно рассчитать максимальный коэффициент Арт при различных значениях k. Так, в табл. 5.6 приведены значения Дэ и Хрт для двигателей той же серии, которая была использована в табл. 5.6.
Как видно из табл. 5.6, для механизмов, момент нагрузки которых зависит от скорости, при k~^(4—^—5) коэффициент завышения номинальной мощности не превышает 2—2,5 при продолжительном режиме работы на пониженной скорости, плавно изменяемой в широком диапазоне, что указывает на возможность использования в этих случаях регулируемых короткозамкнутых двигателей, управляемых напряжением.