ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
УПРАВЛЕНИЕ ПУСКОМ
Электромагнитные переходные процессы при пуске, происходящем обычно с нулевыми начальными условиями (Сін==0), зависят от закона изменения питающего напряжения, вида корней р, р2 и амплитуд свободных составляющих переходного процесса (Сіо).
Одним из действенных способов управления переходными процессами при пуске в системах с полупроводниковыми преобразователями является программное изменение во времени амплитуды переменного питающего напряжения [6,18,64], что позволяет ограничивать динамические моменты и Обеспечивать требуемый закон изменения момента двигателя в переходных режимах.
Для управления напряжением на выходе преобразователя необходимо изменять регулирующее воздействие а (у) , т. е. обеспечить изменение иу=1(т). Ввиду нелинейной зависимости между напряжением управления (Uy) и действующим значением первой гармоники переменного напряжения законы Us=f(x) не повторяют заданного на вход системы управляющего программного воздействия Uy=f (т). Однако, как указывалось ранее, для формирования процесса существенное значение имеет не вид Us=f( Т),
а время регулируемости процесса (трег), поэтому целесообразно задавать наиболее просто реализуемые экспоненциальный или линейный закон возрастания Uy=f(x).
При использовании тиристорных преобразователей угол открытия вентилей регулируется от начального значения ан (обычно ан= 115-^-120°) до конечного значения ак—Ф, когда Uи=1. При применении транзисторных преобразователей в статорных цепях у целесообразно изменять от 0,1 до 1, чему, как следует из (2.116), соответствует и изменение от 0,1 до 1.
Так как максимум пускового электромагнитного момента при нулевых электромагнитных начальных условиях наступает при т^1,5я (/^0,015 с) [39], то для его ограничения до уровня Мк достаточно (для двигателей рассматриваемого диапазона мощности PN не более 20—30 кВт) обеспечить трег (1-^—4) я, т. е. /рег (0,01-5-0,04) с.
Увеличивая трег, можно обеспечить желаемую скорость изменения момента, т. е. его плавное нарастание до установившихся значений на статической характеристике, что должно привести к увеличению времени пуска двигателя [6, 17, 18]. При заданном значении Трег скорость, при которой двигатель выходит на естествен
ную характеристику, зависит от статического момента и момента инерции электропривода.
Для иллюстрации этих положений на рис. 3.1 приведены экспериментальные осциллограммы пуска двигателей при экспоненциальном законе изменения Uy=f(t) с разными постоянными времени Ті. Суммарный момент инерции электропривода / выражен через момент инерции двигателя /д.
Анализ корней характеристического уравнения при to=0 позволяет оценить роль свободных составляющих потокосцеплений (3.8) в образовании переходного момента и наметить дальнейшие пути управления им. Так, приняв а=0, из (3.6) при со=0 получаем СО! = 0, Cl»2=0 и величины
(3.24) |
ias' ~~аг)>
т. е. наиболее существенное влияние на электромагнитные переходные процессы оказывает медленно затухающая свободная составляющая с корнем pi [38, 39, 57]. Поэтому для ограничения электромагнитных переходных моментов необходимо снижать амплитуды свободных составляющих Сі и С3.
Для решения этой задачи применяется предложенный в [63, 64] детерминированный пуск двигателя при ненулевых начальных условиях, созданных предварительным подключением двух фаз дэбмоток статора к линейному напряжению сети. При совпадении в момент запуска двигателя начальных и установившихся значений потокосцепления будет обеспечено минимальное приращение магнитного потока, снижение постоянных интегрирования Сі и С3 (3.14) и значительное подавление свободных составляющих переходного процесса. Благоприятный момент включения определяется следующими условиями. При двухфазном подключении двигателей (обесточена фаза а) установившиеся потокосцепления, являющиеся ненулевыми начальными условиями при запуске электродвигателя, направлены по мнимой оси р. По этой же оси направлены и постоянные интегрирования Ci„, С3н. Как видно из
(3.13) , при со=0 и корнях, определенных по (3.24), векторы Сю и С зо опережают на угол л/2 вектор напряжения питания в момент его подключения:
^13 |
(3.25) |
J (її +”/2).
/~» ksar Л/ (ї i + rc/2)
О ол С'
'ЗО
aS + аГ
Следовательно, для того чтобы Сю и С3о были направлены вдоль оси р как Ч^о, Ч'го» Сін, С3н, необходимо начинать процесс пуска при yi=kn (где 6=0, 1, 2, 3 ...), чему соответствует максимум напряжения вновь подключаемой фазы иА. Это требование и является условием детерминированного включения пуска для ог-
раничения ударных моментов [21, 63]. Для иллюстрации степени снижения постоянных Ci(C3) по сравнению с их значениями (Сю, Сзо) при пуске с нулевыми начальными условиями в табл. 3.1 приведены эти величины для электродвигателя 4А132М6УЭ (Рк = |
Таким образом, детерминированное включение при пуске позволяет ограничить ударные моменты без снижения быстродействия электропривода и приблизить динамическую характеристику к статической.
При использовании преобразователей в роторных цепях асинхронного двигателя в процессе управления пуском можно увеличивать эквивалентное добавочное сопротивление в роторных цепях, что несколько убыстряет темп затухания свободной составляющей с корнем рі и уменьшает установившиеся потокосцепления и моменты (при sK>2,0-^-2,5). Это позволяет ограничить максимальные моменты в переходных процессах.
Если преобразователи роторных цепей обеспечивают нулевой ток во всех фазах ротора (см., например, схемы рис. 1.4,а, б), то перед пуском двигателя к питающей сети могут быть вначале подключены статорные цепи при обесточенном роторе, а затем поданы открывающие импульсы на вентили роторного преобразователя [28]. В этом случае, когда обобщенный вектор тока ротора вначале равен нулю (t'r=0), при подключении статорных цепей выполняется условие: Установившееся потокосцепление
статора, которое является начальным при включении роторных цепей, определяется следующим образом:
(3.26)
V* (') = е xvrA-) = ks |
Так как значение cis=a'so невелико — обычно не превышает 0,05— 0,07, то из (3.26) можно получить следующие приближенные выражения ДЛЯ определения Ч'во И 'Frfb
(3.27)
При углах открытия вентилей роторного преобразователя а=0 происходит бесконтактное симметричное включение роторных цепей и обеспечивается запуск двигателя с ненулевыми начальными электромагнитными условиями. Определим постоянные интегри -
рования Сі и С3 для рассматриваемого случая, начиная отсчет времени с момента замыкания роторных цепей и используя (3.13), (3.24), (3.25):
Q ^s^ras' ^(Ті—*/2).
(3.28) |
-1 as' + а/
£ _ ksas' ^г-ж/2)
Как видно из (3.28), при увеличении #2д, т. е. росте а'п постоянные интегрирования при ненулевых начальных условиях уменьшаются. Они становятся меньше, чем при пуске электродвигателя с нулевыми начальными условиями и том же /?2д. Из (3.25) и
(3.28) получаем следующие соотношения для модулей постоянных интегрирования: С3/Сзо=аУа'г, CifCio=kskra's/a'r, т. е., используя первоначальное включение статорных цепей перед запуском двигателя с контактными кольцами, можно при введении добавочных сопротивлений в роторные цепи существенно снизить амплитуды свободных составляющих переходного момента, его максимальные значения.