ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
РАЗОМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С ПОЛУПРОВОДНИКОВЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ
При реализации пускотормозных режимов в асинхронном двигателе возникают электромагнитные процессы, в течение которых токи и потокосцепления двигателя содержат как вынужденную, так и свободную составляющие, а моменты в этот переходный период существенно отличаются от рассчитанных по статическим характеристикам [38, 39, 55, 56]. Электромагнитные переходные про
цессы могут оказать наибольшее влияние на динамические характеристики двигателя при реализации режимов с ненулевыми начальными электромагнитными условиями, когда коммутация статорных (роторных) цепей происходит при незатухшем поле машины.
Анализ показывает [38, 39, 57], что при работе на динамических характеристиках ударные моменты могут достигать недопустимо больших (для механической прочности механизмов) значений; время переходного режима и путь, отрабатываемый при этом электроприводом, значительно отличаются от вычисленных по статическим зависимостям, и, что не менее важно, эти величины могут иметь существенный разброс от режима к режиму, особенно при коммутациях с незатухшим полем.
Так как электромагнитные переходные процессы оказывают влияние на долговечность и надежность работы электропривода, быстродействие, стабильность и точность отработки командных воздействий, закономерно возникает задача направленного управления ими. Очевидно, совершенные способы управления переходными процессами с целью получения желаемых механических характеристик могут быть реализованы только на основе полупроводниковых преобразователей с использованием таких их свойств, как быстродействие (при переключениях и регулировании параметров) и возможность реализации начала режима (пуска или торможения) в требуемый момент времени. Причем задачи снижения ударных моментов, ограничения скорости их нарастания и стабилизации вида переходных процессов, могут быть удовлетворительно решены в наиболее просто реализуемых разомкнутых системах управления полупроводниковыми преобразователями за счет программного изменения во времени управляющих воздействий, подаваемых на вход преобразователя, и обеспечения фазонаправленного включения нового режима [6, 18, 58, 59]. Так как максимум электромагнитного момента наступает в первые полу - периоды питающего напряжения [39], то задачи снижения бросков момента и стабилизации режимов могут быть решены практически без снижения быстродействия электропривода.
При качественной оценке и разработке законов управления различными режимами (пуском, реверсом, динамическим торможением) целесообразно рассматривать полупроводниковые преобразователи как непрерывное звено, а также не учитывать изменения скорости на начальном этапе переходного процесса [39, 58, 59].
В качестве исходной рассмотрим систему дифференциальных уравнений асинхронного двигателя для симметричных трехфазных режимов при питании статорных цепей от идеального преобразователя, обеспечивающего регулирование амплитуды переменного трехфазного синусоидального напряжения. Используя (2.7), переходим в системе (2.1) к другим переменным (потокосцеплениям статора и ротора) и записываем уравнения в векторной форме. Тогда при (Ок=0:
us^asJs-a/kr%+DWs-
.(3.1) |
0= ar'Wr—a/ksWs + DWr—jaWr. } Уравнение для момента приобретает следующий вид:
т = im (чг X <Fr*) = (ЧГ„ЧГ - V ЧГJ, (3.2)
Л sa — л sa 1
где us, Ws, Чхг—обобщенные пространственные векторы напряжения питания статорных цепей, потокосцепления статора и ротора; 4і'*,. — сопряженный вектор потокосцепления ротора; a's(a'r) — коэффициент затухания статорных (роторных) обмоток при замкнутом роторе (статоре); о — полный коэффициент рассеяния; ks(kr)—коэффициент связи статора (ротора); ks=Xo/Xs kr— =XQ/Xr ст= (XsXr-X02)/(XsXr) = l—kafcr; a's=Ri/(oXs)=as/o; a'r=Rr2/ (oXr) =ctr/cr; as=Ri/Xs; ar=R'2/Xr — коэффициент затухания статорных (роторных) обмоток при разомкнутом роторе (статоре).
as'--P ~kr< |
V8(P) |
_ |
Us ІР) + Ъо |
|
— ksa/ аг'+р— /со |
У ГІР) |
Vro |
Запишем систему (3.1) в операторной форме при постоянной угловой скорости и ненулевых начальных электромагнитных условиях:
(3.3)
где us{p), 4fIi(р), 4я,.(р)—изображения векторов напряжения питания статорных цепей, потокосцепления статора и ротора; 'Fso, 4JVo — начальные значения обобщенных векторов потокосцепления статора, ротора.
Из (3.3) получаем выражения для изображений потокосцепления статора и ротора:
Vs(F) = ЧгІР) = |
иа (р) (р + а/ — /*°) + *^so(p + а/ — /<°) +
(3.4) |
(Р — Pi) (Р — Р2)
U-S (р) ksar' + ^so^sar' + Vn (P + asr)
(P — Pi) (P — Pz)
где Pi, p2 — корни характеристического уравнения системы (3.1).
Уравнение для определения корней р и р2 при сок=0 можно получить, приравняв нулю главный определитель системы (3.3): p2Jrp (a', - fa's—/со) - f-a's (а',а— /со) =0. (3.5)
Решая (3.5), получаем [39, 60]:
(3.6) |
Р12 — — « + a/)/2 -j - ja>/2 ± У Bx -}- JBV
где B= (a'r+a'e)2-—со2—4a'sa'ro; В2=2со(а'5—а'г).
Как видно из (3.6), в общем случае корни р и р2 являются
Pi Рг |
комплексными, т. е.
где аг(а2) — вещественная часть корня pi(pz), коэффициент затухания свободных составляющих переходного процесса; сої (002) — мнимая часть корня р(р2), частота свободных составляющих.
Как показывает анализ (3.6), при любом значении со справедливы следующие условия: аі+аг^а'И-а'г, cdi-|-cd2:=g).
При известных pi и р2, используя (3.4), можно рассчитать законы изменения потокосцеплений машины во времени Ч'Лт) и Wr (т), которые определяют вид электромагнитного момента двигателя (3.2).
При питании статорных цепей двигателя системой симметричных трехфазных напряжений прямой последовательности неизменной амплитуды Usi(x)=Umenenit где Um=Um(i)/U^>N, а — начальная фаза обобщенного вектора питающего напряжения при х=0. (При подключении двигателя к номинальному напряжению сети Um= 1.)
Изображение питающего напряжения «л (р) =итеЛіКр-і)- Подставляя это выражение в (3.4) и используя теорему разложения, получаем при co^=const:
ъ w = КуУ'+с, ер"+<yf" I (з 8)
Чу W = Wryoel'+Csep"+Ctep‘ I
где 'Fsyo, Ч^гуо — установившееся значение обобщенных векторов потокосцепления статора и ротора при т=0; Сь С2, С3, С4 — постоянные интегрирования, определяемые параметрами электродвигателя, видом приложенного напряжения и электромагнитными начальными условиями;
_ £V/Tl («/ + js) г, /т._________________ arr + is__________
__sy° (j _ pj (j _ pi) m (a/a/о — s) + j(«r' + a/s)
(3.9) |
IT - _ Vnfin'ksar' _ JJ ksar'___________
-ryo a—pi) а—P2) m кч'°—s)+j («/ + as's)
)
где фі (ф2) — фазовый сдвиг вектора потокосцепления статора (ротора) по отношению к вектору напряжения сети;
>[ 1V <«/«/■
о — s)2 + (а/ + a/s)2 S (а/а/с — s) — а/ (а/ + «s's) . /3
& ^ а/ (а/а/о — s) + S (а/ + ass)
р.= — tgy> = -^'-±>—. (З. П)
2 +«/s)2 s os'«r'« — s
Как видно из (3.4), постоянные интегрирования Сі, входящие в (3.8), можно представить суммой двух составляющих, первая из
82
которых Сіо обусловлена видом приложенного напряжения при нулевых начальных условиях, вторая Сгн — ненулевыми условиями при м=0:
(3.12) |
Q -= Ci0
P+ < — /«
/Ті
Сі н ==
С 2 і Ume |
Pi —Pi /Ті Pi ~b a/ — jv>
(Pi — j) (Pi —Pi) ’
r _ 2h — |
4*50 (As + ar' — /<*>) - f Wrokr«s
(3.13) |
Pi—Pi
/Т1 kso. rr
(Pi — І) (Pi —p2)
CS H= |
+ *^ro(A + asr)
Pi—Pi
/Ті |
kgO-r'
(Pi— І) (Pi —Pi) r> ^S0^sarr + ^ro ( Pi + as')
b4H-------------------------------------
J |
- Pi —Pi
Постоянные интегрирования могут быть выражены также через начальные и установившиеся значения анализируемых величин. При использовании в качестве переменных 4% и 4V получаем:
С, = Л <*«, - £syo) + А,
(3.14) |
С, = - А, (£,„- «Fsy0) - Д (£,„- <Fryo); С, = Л Л0 - Tsy0) - А, (<Р„ - Ч^);
£* =-Л (I» + Л (£г. - Ч/уо)!
где
Л1=(Pi+a'r—/со) / (Pi—Рг); Ai—kra's/ (pi—рг);
Лз=(р2+о'г—;ш)/(рі—р2); At=k, a',/(pl—p2).
Для удобства дальнейшего анализа переходные потокосцепления можно представить в виде суммы двух составляющих [62]:
где — переходное потокосцепление статора (ротора) по
сле подключения напряжения us при нулевых электромагнитных начальных условиях, когда 4J‘.s0=4rr0=0; — переходное
потокосцепление статора (ротора) при коротком замыкании статорных цепей, когда и=0. При таком рассмотрении переходный момент электродвигателя является суммой трех моментов:
і т=ті--т2-{-т3, (3.16)
k
где тi= — Im (^isX^ir) — переходный момент, возникающий
о Xg — —
после подключения электродвигателя к питающему напряжению при полностью затухшем магнитном поле машины; т2=
k f
= —— Im ('FisX'P^r)—переходный момент, возникающий при
eXs —
коротком замыкании обмоток статора; m3=—— [Im (Ч^Х
оХ s
X4J'*2r)+Im (4/2sXlif*ir)] — момент, обусловленный взаимодействием магнитных полей двух одновременно протекающих переходных процессов..
Составляющие выражения (3.15) можно записать:
S М = Ъг^+с^+с^-,
1 (3 17)
Ъг(')=£шер"+сшеРзХ.
Если амплитуда синусоидального напряжения изменяется по определенному временному закону, то характер электромагнитных переходных процессов может существенно отличаться по сравнению со случаем скачкообразного приложения напряжения неизменной амплитуды. Определяющее значение имеет не столько характер закономерности изменения во времени напряжения и, СКОЛЬКО время регулируемости процесса — Трег, в течение которого амплитуда обобщенного вектора Um изменяется от 0 до 1 [6]. Для иллюстрации рассмотрим случай экспоненциального изменения амплитуды питающего напряжения us:
Мт)= (1 - e~4")eh' en=(—e~BlX)eiuei (3.18)
где — постоянная времени экспоненты; Вг = 1 /тх.
Функция (3.18) имеет вид
Вхеп*
Коэффициент Ві практически всегда меньше единицы, так как уже при постоянной времени экспоненты Т>0,0032 с, ті>1 и Ві< 1.
Подставляя (3.19) в (3.4) и используя формулы разложения, получаем закономерность изменения во времени потокосцеплений статора и ротора при экспоненциальном изменении амплитуды синусоидального напряжения от 0 до 1:
(3.20) |
Vs (г) = (£syJ- C. e^'V' + СгЄР" + СгЄГ" 1
ЇГ W = (Jryo - C. e~B") e1’+C, ep" + Ctep", I
где
r - ВібПі ih,± ar' ~/<0> 4-
-1 (Pi ~ j)(Pi - / + fil) (Pi - A)
(3.21) |
_1_Г Г ^іЄПі (Pi + Br - —/Д>) і /~ .
' - ’ -2“ (p2-j) (p2- / + — H’
________ Bje^'kga/_________ I
-s “ (ft - /) (A - J + Bi).(ft - A) -3H’
(3.22) |
С —______________ Bxen'ks*rr, r.
— (A - /) (A ~ / + fii) (A “ A) -4H’
r e'7,(ar' +/S — r e'T'ksa/ QQ4
b - (j-Bl-A)(j-B1-pa) ’
Как показывает анализ выражений (3.8) и (3.20), установившиеся потокосцепления при формировании в функции времени питающего напряжения имеют те же значения, что и при скачкообразном приложении номинального напряжения (Um= 1), однако появляется дополнительная переходная составляющая той же частоты, что и установившиеся значения, ее амплитуда затухает во времени по экспоненциальному закону с коэффициентом В. Она уменьшает значение переходных потокосцеПлений в течение времени Трег, которое при экспоненциальном законе составляет (3— 4) п. Кроме того, уменьшаются амплитуды свободных составляющих потокосцеплений С/о и их снижение, как видно из (3.21), (3.22), тем значительнее, чем меньше By, т. е. больше Ть Очевидно, такие же качественные особенности возникают и при других временных закономерностях формирования питающего напряжения, например при использовании линейной зависимости, двойной экспоненты и т. д.
Рассмотрение исходных зависимостей позволяет сформулировать следующие общие методы управления электромагнитными переходными процессами при использовании разомкнутых систем управления полупроводниковыми преобразователями [17, 18, 21, 42,58,59,63,64,67].
1. Ограничение значения питающего напряжения. В этом случае, как видно из (3.12), (3.13), происходит уменьшение свобод
ных составляющих С,0, обусловленных подключением напряжения при нулевых начальных условиях, но вместе с тем снижаются и установившиеся значения потокосцеплений и моментов (3.2), (3.9), что может привести к снижению быстродействия электропривода в пускотормозных режимах.
2. Формирование во времени напряжения, приложенного к двигателю в переходных режимах, приводит к изменению переходных составляющих Ч^ и Wir (3.17). При управлении с нулевыми начальными условиями (С, н=0) соответствующим выбором значения Трег МОЖНО обеспечить ограничение 4*18, Wir до уровня Ч^у, lFry, что приводит к ограничению переходных моментов до значений на статических характеристиках. Если выбрать большие значения трег, то время нарастания Ч^ и 'Fir до установившихся значений будет увеличиваться, что обеспечивает плавное нарастание переходного момента с желаемой скоростью его изменения. При управлении с ненулевыми начальными условиями (Ч'во^О, 'Fro^O) можно выбрать такое значение трег, что на начальном этапе переходного процесса значения Ч^, 4V будут незначительны и переходные потокосцепления и моменты будут в основном зависеть от потокосцеплений Ч^, Ч'гг, определяемых ненулевыми начальными условиями.
3. Реализация так называемого детерминированного, или фа - зонаправленного, подключения к питающей сети при ненулевых начальных условиях. Сущность этого метода заключается в возможности значительного ограничения амплитуд свободных составляющих переходных потокосцеплений за счет их компенсации ненулевыми начальными значениями потокосцеплений Ч^0 и Ч'го - Действительно, как следует из (3.14), если бы при включении соблюдались условия Ч^уо^Ч^О И 4Vyo==4yo [т. е. если бы векторы начальных и установившихся потокосцеплений статора (ротора) были равны по модулю и совпадали по фазе], то вообще отсутствовали бы свободные составляющие переходного процесса (CV=0) и потокосцепления и моменты сразу принимали бы установившееся значение. Анализ (3.14) также показывает, что максимальных ударных значений потокосцеплений и моментов следует ожидать в тех случаях, когда фазовый сдвиг между векторами 4rsy0 и Fs0 (4jyo и 4V,) составляет 180°. Метод детерминированного управления при ненулевых начальных условиях,-приводящий к снижению переходных моментов, основан на уменьшении приращения магнитного потока при изменении режима работы двигателя.
4. Образование на короткий промежуток времени таких схем включения машины (в частности, режимов трех - или двухфазного короткого замыкания), которые обеспечивали бы гашение остаточного магнитного потока и реализацию нового режима при нулевых начальных условиях. Этот метод позволяет разнести во вре - 86
мени переходные режимы, обусловленные коротким замыканием (составляющие Ч^, Ч^г) и подключением питающего напряжения (составляющие Ч’и, Ч'іг), и, следовательно, снизить максимальные ударные моменты и нестабильность процессов по сравнению с теми случаями, когда эти перехоные процессы протекают одновременно.
Указанные способы управления хмогут быть реализованы при использовании полупроводниковых преобразователей в статорных цепях асинхронного двигателя. Если преобразователи включены в роторные цепи, то при управлении ими изменяются параметры самого двигателя, в частности активное сопротивление ротора, что приводит к изменению коэффициентов аг и а и, следовательно, корней характеристического уравнения р и рг, определяющих свободное движение системы, постоянные интегрирования и установившиеся значения Чг5 и 4V При увеличении /?2д возрастают коэффициенты затухания сц и аг, что уменьшает время электромагнитных переходных процессов и приводит к более быстрому затуханию остаточных магнитных потоков при перерывах в питании между режимами (уменьшению значений Чгв0 и lFro). Таким образом, и преобразователи, включенные в роторные цепи, позволяют воздействовать на электромагнитные переходные процессы. Однако задача управления этими процессами может быть решена наиболее эффективно с помощью полупроводниковых преобразователей в статорных цепях, особенно при необходимости переключения этих цепей в случае изменения режима работы двигателя.