ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
МЕХАНИЗМЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Задачи удовлетворения электроприводом технологических требований при рассмотрении механизмов указанного класса сводится обычно к необходимости реализации заданной тахограммы повторно-кратковременного режима работы (в качестве типовой примем диаграмму скорости рис. 5.2).
Для двигателей до 30—40 кВт, работающих в повторно-кратковременном режиме, могут быть использованы следующие виды регулируемых электроприводов с полупроводниковыми преобразователями:
1) асинхронный двигатель с параметрическим управлением. Будем рассматривать короткозамкнутые асинхронные двигатели, управляемые напряжением, т. е. систему преобразователь напряжения — асинхронный двигатель (ПН — АД);
2) частотно-управляемый асинхронный электропривод, система преобразователь частоты — асинхронный двигатель (ПЧ — АД);
3) электропривод постоянного тока, система преобразователь--- двигатель постоянного тока (П-ДПТ).
Для расчета приведенных годовых затрат, связанных с применением указанных типов регулируемых электроприводов, необходимо рассчитать величины, входящие в (6.3) для систем ПЧ—АД и П — ДПТ, аналогично тому, как это было сделано в гл. V для системы ПН — АД.
Система ПЧ — АД. Современные частотно-управляемые асинхронные электроприводы часто строятся таким образом, чтобы поддержать в процессе регулирования скорости постоянство абсолютного скольжения [121]:
2С, р 2
(6.4)
Qo N
где ficw и Ос, р — синхронная скорость двигателя при номинальной (/w) и регулируемой (f) частотах.
При таком законе регулирования разность между синхронной и текущей скоростями двигателя при заданном моменте является величиной постоянной во
всем диапазоне изменения частоты. Обычно при номинальном моменте Paf=sw,
где sn — номинальное скольжение двигателя при /=/w.
С учетом указанного для мощности потерь при частотном управлении асинхронным двигателем можно записать следующие выражения:
Єм1=ЛРм,/ДЛи*= [Л-|~Л/г}- (1 —А) [А2]; (6.5)
6м2 = ДРм2/ДРм2Л' = ^п2Ц2; (6.6)
бси=ДРсп/ДРсш= (1 IDfy- (6.7)
где АРХ — потери в меди статора от высших гармоник, выраженные в долях от номинальных потерь; Df = fN/f — диапазон регулирования частоты.
Так как потери в меди статора и ротора не зависят от текущей скорости, а их относительные значения близки, то для расчета номинальной мощности двигателя достаточно учитывать потери в наиболее загруженном элементе, в частности в меди статора. Используя (5.53) и (6.5), получим выражение для кр. Для частотно-управляемого асинхронного электропривода Яр обычно несущественно отличается от единицы. При его расчете будем считать, что /д=/д0. Укажем, что в рассматриваемом случае в переходных режимах возможна реализация режима рекуперативного торможения, однако и для этого режима потери в меди статора определяются по (6.5). G учетом этих замечаний коэффициент "кр для заданных значений Рс и /до, Qyi = Q;v, tn=tr при учете потерь в меди статора и отработке тахограммы рис. 5.2 определяется из выражения:
(1-А) |
22/у(^до + ^м)
tnPc2 -10е ^у2
Р т^п+^yi + Руя^уя Р(А>) — М + A^v) №п + ^y2+*yi) * ^ ^
где Рс~McQn, кВт.
Используя (6.5) — (6.7), определим активную энергию, потребляемую электроприводом при работе на отдельных участках тахограммы. Как видно из этих
выражений, при частотном управлении только потери в стали (6.7) зависят от текущей частоты. Можно показать, что диапазоны регулирования частоты питающего напряжения D; и скорости двигателя D связаны следующим приближенным соотношением:
D( 1+%)
Df ^------------------------- * (6.9)
f I + DsN.
Начальная частота fHa4 при неподвижном двигателе и M—MN
f нач= f N&N - . (6.10)
Считая, что при частотном пуске (торможении) частота f изменяется по линейному закону ОТ /нач до конечного значения, определим, используя (6.7), (6.9), потери в стали в переходных режимах:
ДРс11П, ІҐ=ДРс1Лг^П, п/2,3. (6.11)
Приведем выражения для определения активной энергии, потребляемой асинхронным частотно-управляемым электроприводом:
1) двигательный режим при изменении скорости от Q = 0 до Q = fi/v
(ylnP jy ДР-ідг]
п, дВ= tUt п І 2 + 2N + М + АР, + ( 1 — А) (Ід2] + 2,3 (*
(6.12)
2) режим рекуперативного торможения при изменении скорости от 2 = йдг до 2 = 0
І PN
wn, п, р, т — ^п, п (Fc — Ну) 2 &п2Мт2АРм2ЛГ + [A -|- APV +
АРdiV I
+ (I - A) |V] ДРм1Л, + -2-3- ] • (6.13)
При реактивном статическом моменте двигатель развивает тормозной момент на участке торможения, если p,/>j, ic. Как видно из (6.13), при этом условии значение 1Г„,п, р,т может оказаться отрицательной величиной, т. е. в режиме рекуперативного торможения энергия отдается в сеть. Если же №п, п,р, т>0, то для покрытия потерь в машине необходимо потреблять некоторую энергию из сети. При р/Срс имеет место двигательный режим работы электропривода на участке торможения;
3) работа на установившейся скорости
Wy = ty{+.lcPN fD--ku2lic2PM2N--[A-^APv ( 1—А) |Лс2] ДРм1Л'-|—
+ (1/D--sn) 1,3ДРсш}. (6.14)
Формула (6.14) справедлива при работе как на номинальной (Z)=l), так и на пониженной (D> 1) скорости. Знак «-)-» соответствует реактивному статическому моменту, знак «—» — активному моменту нагрузки, когда электропривод работает в режиме рекуперативного торможения.
Энергия, потребляемая двигателем за цикл работы, определяется по (5.73),
а для расчета энергии Wn, потребляемой из сети, необходимо еще учесть потери
в преобразователе ДРпр. Будем считать их постоянными при различных режимах работы двигателя и определим через номинальный КПД преобразователя (i]np/v)
и активную мощность, потребляемую двигателем в номинальном режиме. Тогда
Afip=Pn (1 /г)пр, л— 1) /rN (6.15)
FU= Wm--Pn (l/nnp. w— I) (^n—(—^ T {—^ у I ( ^ У 2) /V (6.16)
Стоимость электроэнергии определяется по (5.75).
Вычисляя реактивную мощность, будем считать, что в частотно-управляемом асинхронном электроприводе
&c = coscp м/Df. (6.17)
С учетом этого реактивную мощность на отдельных участках тахограммы можно определить, используя следующие выражения:
1) длительный режим при изменении скорости от £>=0 до
^п. п
+ АРпр ] tg (arccos £с. ср), (6.18)
'п, п J
где kCiCp — средний коэффициент сдвига на участке переходного процесса,
+ kc, нач cos! 1 + 2sN
Qn. n.
kc с = '■ - Щ /v I (6.19)
с, ср 2 2 1 +% )
kCN И kc, HS4 коэффициент сдвига при номинальной и нулевой скорости двигателя;
2) тормозной режим при изменении скорости = до Q=0
Qn. n.p. T = [ АЯпР] tg (arCC0S kc-cp)- (6-20)
Укажем, что &c, cp в (6.20) подставляется со знаком «—», если величина [^п, п,р, т/^п, п+АРдр] окажется отрицательной;
3) работа на установившейся скорости
Г cos «д. (I 4- Ds*,)
(6.21) |
Qy = (Wyfty + ДРпр)tg arccos--------------- в(Т+Т~)—
Зная составляющие активной и реактивной мощностей на отдельных участках тахограммы, определяем среднюю активную и реактивную мощность за цикл работы (5.77), а затем мощность (5.83) и стоимость (5.84) компенсирующей установки.
Система П — ДТП. Для упрощения расчетов не будем учитывать механические и добавочные потери. Приведем выражения для относительных потерь в меди якоря 6М при Ф=Фл?=const, а также для относительных потерь в стали (бс) [27]:
(6•22) |
— АРм/АРмЛг — [л2;
дс = АЯс/АРсЛ7 = 1 [D2,
где APmn и АРм — номинальные и текущие потери в меди якоря; APc, v и АРС — номинальные и текущие потери в стали.
Принимая те же допущения, что и при расчете Лр для системы ПЧ — АД и рассматривая потери в меди якоря, получаем выражения для определения Лр при работе двигателя постоянного тока в повторно-кратковременном режиме (см. рис. 5.2):
Г 2 (/д0 4- /м')2 U 9 |
1 О/ 4 1 4 |
vn L Wioe |
Т Т“ *yl ~Г *у2 |
+ *yi + fWya + IVo) ’ ^ ^ |
Х„ = |
где k„ — коэффициент, учитывающий увеличение потерь в якоре за счет высших гармоник; J'u — момент инерции механизма, приведенный к валу двигателя постоянного тока.
Определим активную энергию, потребляемую ДПТ при работе на различных участках тахограммы, считая, что в качестве тормозного режима используется режим рекуперативного торможения:
1) в двигательном режиме при изменении скорости от 0 = 0 до Q=Qa'
№ w п, п, дв |
( РцРN АРСN .
“ ^п, п у 2 k«2№AP*N 3 / ’ (6.24)
2) в режиме рекуперативного торможения при изменении скорости от Q — £2дг
до Q = О
ГИ-С-- И/ *Pcn].
^п, п, р, т — ^п, п 2 PN "Ь ^п2Мт2АРм/у 4“ з J’ (6.25)
3) при работе на установившейся скорости
і №срм АРcN |
Wy = ty J^+ ^ -)- kn2nc2APu/v - J - Q2 J" (6.26)
Энергия, потребляемая двигателем за цикл работы, складывается из энергии якорной цепи
№я, ц= Wn+W-r+Wy^Wyz
и энергии WB, потребляемой обмоткой возбуждения, включенной в течение всего времени цикла. Считая ток возбуждения постоянным и равным номинальному значению, получаем
WB=kBPNtn, (6.27)
где kD=PDN/PN — номинальная мощность возбуждения (PBw), выраженная в долях от номинальной мощности двигателя.
Энергия, потребляемая из сети за цикл работы, с учетом потерь в преобразователе, питающем якорные цепи,
№ц=№я, ц+^Н^Рпр(М-Ч-*У1-НУ2), (6.28)
где ДРпр определяется по (6.15) при заданном rjnp. v преобразователя постоянного тока.
Стоимость электроэнергии за год работы электропривода вычисляется по (5.75).
При расчете реактивной мощности систем П — ДПТ учтем, что при питании якорных цепей от трехфазных мостовых выпрямителей коэффициент сдвига
а постоянное напряжение на выходе выпрямителя
Ud=UdoCos а, (6.30)
где Udc — максимальное значение выпрямленного напряжения при а=0.
При управлении электроприводом необходимо иметь некоторый запас по напряжению, обеспечивая Udo>U,', где Un— номинальное питающее напряжение ДПТ. Приняв UdolUn —1,2, получим, что при этом cos флг =0,833, где фЛ— угол управления вентилей, обеспечивающий Ua — ^n - Тогда в номинальном режиме kCN—cos фл/ = 0,796. При известном cos фл^ тиристорного электропривода постоянного тока расчет реактивной мощности на отдельных участках тахограммы можно производить по тем же выражениям (6.18) — (6.21), что и для частотно-управляемого асинхронного электропривода. Укажем, что входящая в расчетные формулы величина Sn при использовании ДПТ определяется следующим образом:
5л'=/дг/?я/^л7, (6.31)
где 1N, R„ — номинальный ток и сопротивление якорных цепей двигателя постоянного тока.
Полученные выражения позволяют рассчитать отдельные составляющие затрат в (6.3) и оценить технико-экономические показатели сравниваемых вариантов регулируемого электропривода при рассмотрении конкретных производственных механизмов.
Помимо решения частных задач, важно в общем виде наметить рациональные области применения управляемых напряжением асинхронных электроприводов при повторно-кратковременном режиме работы, используя для определения приведенных затрат аппроксимированные зависимости для выбранных серий двигателей переменного и постоянного тока. В этом случае ряд величин, входящих в расчетные выражения, целесообразно выразить в функции номинальной мощности выбираемого двигателя и записать их в следующем виде:
стоимость двигателя
Кл=С--С2Р к=С-{-С2крР с (6.32)
номинальные потери в меди статора (АPmn) и в меди якоря (АРмл) двигателя постоянного тока
АРМ1ат (АР мл-) =Сз-}—С4РW=Сз~}-СДрР с', (6.33)
номинальные потери в меди ротора
АРМ2л^= С5+СбР^=С5Н - С6Хр Pjv ; (6.34)
номинальные потери в стали статора (APcuv) и в стали двигателя постоянного тока (АРск)
АРсш (АРсл) = С7~{-СъРьг—С7-]-Сй1крРк, (6.35)
где коэффициенты Ci—Cs определяются на основе каталожных данных выбранной серии двигателей.
Стоимость полупроводниковых преобразователей существенно зависит от технологии изготовления, используемой аппаратурной базы, реализуемых режимов, выбранной конструкции и т. д. По-
рс, кЕт |
Z |
D |
3V |
Система ПН—АД, серия MTKF-6 |
||||
X р |
РУб- |
Кд. руб. |
Кк. у> РУб- |
|||||
1 |
100 |
1 |
0 |
0,9 |
20,9 |
52 |
2,0 |
|
1 |
100 |
10 |
0,1 |
1,2 |
19,9 |
53 |
2,6 |
|
1 |
200 |
1 |
0 |
1.0 |
20,0 |
53 |
2,4 |
|
1 |
200 |
10 |
0,1 |
1,3 |
19,3 |
55 |
2,9 |
|
1 |
400 |
1 |
0 |
1,3 |
18,7 |
55 |
3,1 |
|
2 |
100 |
1 |
0 |
0,9 |
33,5 |
59 |
3,0 |
|
2 |
100 |
10 |
0,1 |
1,3 |
32,8 |
G3 |
4.2 |
|
2 |
200 |
1 |
. 0 |
1,1 |
32,8 |
61 |
3,8 |
|
2 |
200 |
10 |
0,1 |
1,4 |
32,3 |
66 |
4,8 |
|
2 |
400 |
1 |
0 |
1,5 |
31,8 |
67 |
5,1 |
|
5 |
100 |
1 |
0 |
1,0 |
70,2 |
83 |
5,1 |
|
5 |
100 |
10 |
0,1 |
1,5 |
70,3 |
99 |
8,0 |
|
5 |
200 |
1 |
0 |
1,3 |
69,9 |
93 |
7,2 |
|
5 |
200 |
10 |
0,1 |
1,8 |
70,4 |
109 |
9,8 |
|
5 |
400 |
1 |
0 |
1,9 |
70,0 |
113 |
10,4 |
|
10 |
100 |
1 |
0 |
1,1 |
131.4 |
Г4 |
10 |
|
10 |
100 |
10 |
0,1 |
1,6 |
133,5 |
163 |
16,2 |
|
10 |
гоо |
1 |
0 |
, 1,4 |
132,1 |
148 |
14,1 |
|
10 |
200 |
10 |
0,1 |
2,0 |
134,6 |
188 |
19,4 |
|
10 |
400 |
I |
0 |
2,4 |
140,8 |
224 |
23,0 |
этому при общем рассмотрении целесообразно не связывать расчеты с конкретной стоимостью выпускаемых серийных преобразователей, а оценить допустимую разницу в стоимости различных типов преобразователей при равнозначности вариантов электропривода по приведенным годовым затратам и сравнить полученные значения с реально существующим в настоящее время соотношением цен преобразователей, а также оценить другие показатели, и в частности такой важный, как количество потребляемой электроэнергии.
Тогда при расчете приведенных затрат систем ПН — АД (Зі) и ПЧ — АД (32) из условия 3і=32 получаем
AKl—Кпч Кп, н= (Кд1-)~Кк, у1 Кд2 Кк, уг) - f-3,636 (Сю1 Cwi), (6.36)
где ЛК— разница в стоимости систем с ПЧ и ПН при 3i = 32; Кдь Кк. уі, Cwі — величины, характеризующие систему ПН—АД; КД2, Кк, у2> Cw2 — величины, характеризующие систему ПЧ — АД.
При расчете приведенных затрат систем ПН—АД и П—ДПТ (З3) из условия 3і=33 получаем
АКг= Кп Кп, н:= (Кді+КкіУі Кдз Кк, уз) +3,636 (Cw,—Cw з), (6.37)
где Кдз, Кк, уз, Cw3 — величины, характеризующие систему П — ДПТ.
Если рассчитанное значение AKi положительно, то это означает, что при удовлетворении условия 3і = 3г стоимость ПЧ может быть больше стоимости ПН на значение АКь Отрицательное значение AKi обозначает, что при 3i=32 необходимо снижение стоимости ПЧ по сравнению с ПН на значение ДКь Аналогичный смысл имеет знак ДК2 при сравнительном расчете систем ПН —> АД и П — ДПТ.
Система ПЧ—АД, серия 4А-6 |
Система П—ДПТ, серия 2ПН |
ДКі, руб. |
ДКа ■ |
|||||||
X Р |
cw руб- |
Кд. руб. |
Кк, у. РУб. |
X Р |
cw руб- |
Кд, РУб- |
Кк, у Руб- |
руб. |
||
0,6 |
18,6 |
66 |
1,2 |
0,7 |
18,5 |
164 |
0,1 |
—5 |
— 101 |
|
0,6 |
17,6 |
66 |
2,0 |
0,8 |
17,5 |
165 |
0,3 |
—3 |
—99 |
|
0,6 |
17,6 |
66 |
1,4 |
0,8 |
17,7 |
165 |
0,2 |
—3 |
—101 |
|
0,6 |
16,6 |
66 |
2,2 |
0,8 |
16,7 |
165 |
0,5 |
—1 |
—98 |
|
0,6 |
15,5 |
66 |
1,7 |
0,8 |
16,2 |
165 |
0,5 |
2 |
—99 |
|
0,6 |
31.1 |
72 |
2.1 |
0,8 |
33,4 |
187 |
0,3 |
—3 |
— 125 |
|
0,6 |
29,2 |
72 |
3,4 |
0,8 |
31,4 |
187 |
0,8 |
5 |
— 116 |
|
0,6 |
29,1 |
72 |
2,3 |
0,8 |
32,2 |
187 |
0,6 |
4 |
—122 |
|
0,6 |
27,2 |
72 |
3,6 |
0,8 |
30,3 |
187 |
1,1 |
14 |
— 112 |
|
0,6 |
25,2 |
72 |
2,7 |
0,8 |
29,8 |
187 |
1,2 |
21 |
— 114 |
|
0,6 |
68,6 |
90 |
2,9 |
0,8 |
72,0 |
258 |
1,5 |
1 |
— /79 |
|
0,6 |
63,9 |
90 |
5,6 |
0,8 |
67,3 |
258 |
2,7 |
35 |
— 144 |
|
0,6 |
63,8 |
90 |
3,4 |
0,8 |
68,7 |
258 |
2,1 |
28 |
— 160 |
|
0,6 |
59,3 |
90 |
6,1 |
0,8 |
64,0 |
258 |
3,3 |
63 |
— 124 |
|
0,6 |
54,6 |
90 |
4,4 |
0,8 |
61,9 |
258 |
3,3 |
84 |
— 109 |
|
0,6 |
132,3 |
124 |
4,0 |
0,8 |
140,2 |
380 |
3,9 |
3 |
—282 |
|
0,6 |
123,1 |
124 |
9,0 |
0,8 |
130,7 |
380 |
6,2 |
83 |
—200 |
|
0,7 |
124,1 |
125 |
5,2 |
0,8 |
135,4 |
380 |
5,4 |
61 |
— 235 |
|
0,7 |
114,9 |
125 |
10,1 |
0,8 |
126,0 |
380 |
7,7 |
142 |
— 150 |
|
0,7 |
107,7 |
125 |
7,5 |
0,9 |
125,5 |
409 |
8,4 |
230 |
—115 |
По предложенным методикам были произведены технико-экономические расчеты для трех сравниваемых систем электропривода и определены составляющие затрат.
Вычисления производились при следующих значениях параметров, входящих в расчетные формулы: 7 = 4000 ч, ^1 = 0,01 руб/(кВт-ч), 2 = 4,7 руб/квар,
coscp3 = 0,93. При расчете принято, что для системы ПН—АД Г)пр = 0,99, для системы ПЧ—АД r]np/v = 0,9, APV=0,05, для систем П—ДПТ г}Прл/ = 0,96, cosq>w = = 0,796. Для иллюстрации в табл. 6.1 приведены некоторые результаты расчетов при Егр=0,25, /„=0,5 с; /м соответствует данным табл. 5.5.
Анализ результатов комплексного расчета позволяет сделать следующие выводы:
Проведенные технико-экономические расчеты позволяют в общем виде обоснованно определить рациональные области применения систем асинхронного электропривода с параметрическим управлением [78]. Существует группа механизмов циклического действия, технологические требования которых могут быть удовлетворены при использовании рассматриваемого класса электроприводов с приемлемыми технико-экономическими показателями (минимальными приведенными годовыми затратами и том же или незначительно большем энергопотреблении по сравнению с другими классами регулируемых электроприводов). При общем рассмотрении целесообразная область параметров может быть охарактеризована следующими усредненными значениями: Рс^10ч-15 кВт, D^ ^Г.10-^15, е^О, 1ч-0,15, Z<200-h300, егр^0,25-5-0,4, /^2/д, /п^0,5ч-1 с, требуемая точность позиционирования Д0^О,2—0,3 рад по валу исполнительного дви - теля. (При анализе конкретных механизмов рекомендуемые значения параметров могут несколько различаться, например увеличение Z при снижении егр и /, возрастание ev при уменьшении D и т. д.).
Учитывая эти общие рекомендации, соотношение стоимости серийных преобразователей для сравниваемых типов регулируемых электроприводов, а также немаловажный фактор относительной простоты и высокой надежности полупроводниковых преобразователей для параметрического управления, можно объективно констатировать, что существует и будет существовать круг производственных механизмов циклического действия (в том числе многие из позиционных механизмов), для которых наиболее целесообразно применение тиристорных асинхронных электроприводов с параметрическим управлением, режимы которых формируются в замкнутых САУ. К таким механизмам, в частности, относятся краны-штабелеры для складских работ, пассажирские и грузовые лифты, некоторые типы манипуляторов, штыревые краны, подъемные лебедки, весовые дозаторы, разрывные машины, кулачковые распределители прессов, механизмы циклического действия, работающие по упорам, сельскохозяйственные механизмы, предназначенные для погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, и т. д.
На некоторых из перечисленных устройств (разрывной машине, золотниковом гидрораспределителе пресса, погрузочном манипуляторе, кране-штабелере, подъемной лебедке) прошли успешную апробацию разработанные в Уральском политехническом институте макетные образцы тиристорных асинхронных электроприводов с параметрическим управлением на основе короткозамкнутых асинхронных двигателей [77, 104], что позволило начать промышленное производство асинхронных электроприводов для этих механизмов.
При широком использовании систем ПН — АД целесообразно создать специальную модификацию асинхронных короткозамкнутых двигателей [127], снабженных встроенными датчиками скорости, тепловой защитой и тормозом (последнее особенно важно для подъемно-транспортных механизмов).
Областью рационального применения тиристорных преобразователей напряжения, работающих в разомкнутых системах управления, являются нерегулируемые по скорости электроприводы повторно-кратковременного режима с частыми пусками и торможениями [128].