ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ
При использовании вентильных преобразователей управление электроприводом осуществляется путем изменения продолжительности проводящего и непроводящего состояний силовых полупроводниковых элементов (тиристоров, симисторов, транзисторов), включенных в цепи асинхронного двигателя (статорные, роторные), что приводит к чередованию различных схем включения асинхронной машины и к изменению интервалов времени работы этих схем, т. е. полупроводниковые преобразователи являются дискретными устройствами, осуществляющими импульсное воздействие на асинхронный двигатель.
В схемах преобразователей для параметрического управления статорными и роторными цепями асинхронных двигателей применяются различные полупроводниковые элементы (приборы с полной и неполной управляемостью), способы управления, частоту коммутации вентильных элементов /к целесообразно сравнивать с частотой переменного напряжения fu. Причем управляемые вентили включаются в цепи как переменного, так и выпрямленного тока. В первом случае может быть использован отдельный прибор для коммутации каждой из полуволн переменного напряжения (например, тиристор) или один прибор для коммутации обеих полуволн переменного напряжения (например, си - мистор или униполярный вентиль, включенный в диагональ однофазного мостового выпрямителя). Во втором случае коммутирующий элемент включается на выходе трехфазного мостового выпрямителя.
Используя совокупность указанных признаков, полупроводниковые преобразователи можно укрупненно разделить на следующие классы:
Рис. 1.1. Схемы преобразователей для фазового управления в статорные цепях асинхронного двигателя: а — ЗТТ; б — ЗТД; в — 2ТТ; г — ITT; д — КТК |
1. Преобразователи на основе вентильных элементов с неполной управляемостью (тиристоров или симисторов), включаемых в цепи переменного тока и работающих в режиме естественной коммутации. Этот тип преобразователей реализует так называемое фазовое управление (ФУ) в статорных (ФУС) или роторных (ФІУР) цепях асинхронного двигателя [6, 7]. Частота fK жестко связана с fu. Так, при коммутации каждой полуволны отдельным элементом fK—fu, при использовании одного полупроводникового прибора для коммутации обеих полуволн fK—2fu. Управление дви
гателем осуществляется за счет изменения угла управления вентилей а, отсчитываемого обычно от нулевого значения соответствующего фазного напряжения.
2. Преобразователи на основе полностью управляемых вентильных элементов (тиристоров с искусственной коммутацией или силовых транзисторов). Этот тип преобразователей можно назвать системами импульсного управления в статорных (ИУС) или роторных (ИУР) цепях асинхронного двигателя [8, 9]. На практике применяются, как правило, системы с широтно-импульсной модуляцией, когда при неизменном периоде коммутации Тк= = 1//к полностью управляемого ключа воздействие на электропривод осуществляется за счет изменения tp — времени проводящего состояния ключа. В этом случае параметром регулирования является относительное время проводимости ключа y—tp/TK. До последнего времени системы импульсного управления применялись в основном в цепях выпрямленного тока, однако с появлением силовых транзисторов возникли возможности и для создания систем импульсного управления в цепях переменного тока [10]. Принципиально соотношение частот fK и fu (/к и 2fu) при использовании широтно-импульсных преобразователей (ШИП) может быть любым, однако отнесем к этому классу системы, удовлетворяющие условию /к>/ы (/к>2/м).
Рассмотрим основные схемы преобразователей различных классов.
На рис. 1.1 приведены схемы для фазового управления статорными цепями, в этом случае величина fu остается неизменной в процессе работы преобразователя и равна частоте питающей сети /о- Схемы рис. 1.1 различаются числом коммутируемых фаз статора при управлении двигателем и структурой однофазного коммутирующего элемента. В ряде схем используется два тиристора, соединенных встречно-параллельно и включаемых в три
Рис. 1.2. Преобразователи для импульсного управления в статорных цепях асинхронного двигателя |
(схема ЗТТ, рис. 1.1,а), две (схема 2ТТ, рис. 1.1,в) или одну (схема ITT, рис. 1.1,г) фазу статорных обмоток. Отметим, что вместо структуры ТТ может использоваться один симистор. В схеме рис. 1.1,6 применен тиристорно-диодный коммутирующий элемент, включенный во все три фазы статора (схема ЗТД). Преобразователи рис. 1.1,а — г могут подключаться как между питающей сетью и статорными обмотками, так и за статорными обмотками. Включение преобразователя по второму способу возможно, если выводятся все шесть концов обмоток статора, что выполняется не у всех типов асинхронных двигателей, поэтому первый вариант включения является более универсальным. Эта схема включения наиболее приемлема еще и потому, что позволяет изменять (при некотором усложнении преобразователя) порядок подключения фаз двигателя к трехфазному питающему напряжению. Показанная на рис. 1.1,д схема кольцевого тиристорого коммутатора (КТК), которая по воздействию на двигатель аналогична схеме рис. 1.1,6 [11], может быть включена только за статорными обмотками. Применительно к схеме соединения обмоток статора в звезду без нулевого провода (а именно эти схемы будут рассматриваться в дальнейшем) при ФУ в статорных цепях в общем случае происходит чередование режимов подключения трех фаз к питающей сети (ЗФ — С), когда по всем фазам статора протекает ток; подключения двух фаз статора к сети (2Ф — С), когда ток протекает по каким-либо двум фазам статора, и режима отключения всех фаз статора от питающей сети (ОФ/—С), когда по всем трем фазам статора ток не протекает. Таким образом, при работе на регулировочных характеристиках по фазам статора протекает прерывистый ток и к ним приложено несинусоидальное напряжение.
Основные виды преобразователей для ИУС показаны на рис. 1.2. На рис. 1.2,а приведена схема с использованием полностью управляемого ключа К в цепи выпрямленного тока. Преобразователь включается в рассечку нулевой точки обмоток статора. Ключ К может конструктивно выполняться на основе тиристоров с искусственной коммутацией (рис. 1.3,а) или силовых транзисторов (рис. 1.3,6). Основной недостаток схемы рис. 1.2,а — большие перенапряжения на коммутирующем элементе при периодических отключениях двигателя от сети, что приводит к значительному усложнению исходной структуры [9]. Для успешного
Рис. 1.3. Ключи постоянного (а, б) и переменного (в, г) тока, используемые в ШИП
применения полупроводниковых ШИП необходимо существенно снизить или устранить перенапряжение на коммутирующих элементах при отключениях двигателя от сети, что можно достичь, если обеспечить неразрывность цепей статорных обмоток в течение существования в них тока. Эту задачу можно решить с помощью коммутаторов, имеющих устройство для закорачивания нагрузки при разрывах цепи питания [12].
Схема ШИП с использованием полностью управляемых ключей в цепях переменного тока показана на рис. 1.2,6 [13]. Преобразователь включается между питающей сетью и обмотками статора. Ключи К1 и /С-2, коммутируемые одновременно, подключают двигатель к питающей сети. Ключи КЗ и К4 включаются при отключенных К1 и К2 и служат для закорачивания фаз статора при отключении двигателя от сети. В этом случае управление двигателем осуществляется за счет изменения величины у для ключей /С/, К2. При работе ШИП происходит периодическое чередование схем включения ЗФ — Си трехфазного короткого замыкания статорных цепей (ЗКЗ — С), причем режим ЗКЗ— С наступает при токах в фазах статора, отличных от нуля. Схемы ключей К1 — К4 с использованием транзисторов показаны на рис. 1.3,в, г. Схема рис. 1.3,в предпочтительнее, так как при этом требуется меньшее количество управляемых элементов. Вместо КЗ и К4 может быть использован трехфазный короткозамыкатель с одним ключом (рис. 1.2,а). Чтобы фазные напряжения двигателя были симметричны и не содержали постоянной составляющей, необходимо обеспечить fK=6nfo [10], где п— 1, 2, 3...
Укажем, что, используя приведенные схемы преобразователей для статорных цепей и обеспечивая частоту коммутации fK<fo, можно реализовать не рассматриваемые здесь способы квазичас - тотного управления асинхронным двигателем.
При использовании асинхронных двигателей с контактными кольцами преобразователи для параметрического управления можно включать в роторные цепи. Основное отличие (по сравнению с коммутацией в статорных цепях) связано с тем, что в этом случае частота fu, равная частоте переменного напряжения в ро-
Рис. 1.4. Преобразователи для фазового управления в роторных цепях |
торных цепях fr, не остается постоянной, а зависит от скорости двигателя, так как
/r = /»S = f„^ = /c?!^y=^. (1-1)
2С Qo/Ai
где s== (йс—й)/йс — скольжение асинхронного двигателя; fic= —&о/рп— синхронная угловая скорость двигателя (угловая частота электромагнитного поля в статоре), рад/с; рп — число пар полюсов; йо — угловая частота напряжения питающей сети, рад/с; Q — текущая угловая скорость двигателя, рад/с.
Принципиально любой из типов преобразователей, показанных на рис. 1.1, можно использовать для фазового управления в роторных цепях. При этом возможны различные модификации, так как в роторные цепи помимо преобразователя могут быть включены еще и добавочные сопротивления RA. На рис. 1.4 показаны схемы преобразователей при использовании исходной структуры рис. 1.1,а. Управление в роторных цепях по схеме рис. 1.4,а реализуется без использования добавочного сопротивления, на схеме рис. 1.4,6 коммутирующий элемент каждой фазы включен последовательно с Rn, а на схеме рис. 1.4,в — параллельно с /?д. Возможны также варианты подключения преобразователей не только между контактными кольцами и добавочными сопротивлениями (как показано на рис. 1.4,6), а за добавочными сопротивлениями, подключенными к выводам фазового ротора.
При работе таких систем имеют место различные схемы включения роторных цепей в процессе управления. Так, в схеме рис. 1.4,а происходит чередование следующих схем включения: протекание тока по всем трем фазам ротора (ЗФ — Р), протекание тока по двум фазам ротора (2Ф — Р), отсутствие тока на всех трех фазах ротора (ОФ — Р). Схемы подключения роторных цепей при работе преобразователя рис. 1.4,6 аналогичны, с той лишь разницей, что при протекании тока по фазам ротора к ним подключено добавочное сопротивление. В схеме рис. 1.4,в ток всегда протекает по всем трем фазам ротора, однако при откры-
Рис. 1.5. Преобразователи для импульсного управления в роторных цепях: а', в', с' — выводы обмоток ротора |
тых тиристорах сопротивление RA в соответствующей фазе зашун - тировано, при закрытых — в фазу включено Ra. В схеме рис. 1.4,в чередуются следующие схемы трехфазной проводимости роторных цепей: ЗФ — Р (Ra во всех фазах зашунтированы): ЗФ— Р, 3Rr (7?д включены во все три фазы ротора); ЗФ — Р, 1 Rr (Rr включено в одну фазу).
Преобразователи для импульсного управления в роторных цепях показаны на рис. 1.5. В этом случае частота fK, не связанная с fu, всегда больше fu, что позволяет обеспечить высокую частоту коммутации управляемых ключей в цепи выпрямленного (рис. 1.5,а) и переменного (1.5,6) токов ротора даже при больших скоростях двигателя, когда частота fu мала. При построении ключа К на основе тиристоров с искусственной коммутацией (рис. 1.3,а) частота fK ограничена и в реальных схемах составляет 300—400 Гц, поэтому для ограничения амплитуды пульсаций выпрямленного тока ротора в эту цепь вводят дроссель (Ьл, рис. 1.5,а). При использовании транзисторного ключа К (рис. 1.3,6) значение fK может быть значительно повышено, что позволяет исключить из схемы La. В схеме рис. 1.5,6 транзисторные ключи К1 и К2 в цепи переменного тока (рис. 1.3,в, г) управляются одновременно, обеспечивая чередование в роторных цепях режимов: ЗФ’ — Р, ЗФ — Р, 3RA. Для унификации с ШИП в статорных цепях неизменную частоту коммутации ключей К1 и К2 можно выбрать из условия: /K=6nfo-
При использовании двигателей с фазовым ротором возможно осуществлять совместное, или комбинированное, управление [14, 15]. В этом случае полупроводниковые преобразователи включаются в статорные и роторные цепи, что позволяет при одновременном управлении ими улучшить в ряде случаев энергетические показатели электропривода [16]. Сочетая преобразователи различных типов для управления статорными и роторными цепями, можно получить большое число модификаций комбиниоо-
Рис. 1.6. Система асинхронного электропривода при комбинированном управлении статорными и роторными цепями Рис. 1.7. Реверсивные асинхронные электроприводы с параметрическим управлением: а — система фазового управления в статоре; б — система импульсного управления в цепях переменного тока статора (А, В. С — фазы питающего напряжения; а, в, с — выводы фаз обмоток статора при их соединении в звезду без нулевого провода) |
ванного управления. Для иллюстрации на рис. 1.6 приведен один из возможных вариантов такой системы.
Системы электропривода, построенные с использованием разных преобразователей, имеют различные свойства, при оценке которых целесообразно руководствоваться такими показателями, как количество силовых, в том числе управляемых, полупроводниковых элементов, необходимых для построения преобразователя; требования к номинальным параметрам вентилей (ток и напряжение и их производные); требования к системам управления преобразователями; возможный диапазон изменения скорости и момента; степень управляемости двигателя (обеспечение режимов пуска, торможения,_ реверса при использовании исходной структуры преобразователя или части ее силовых элементов); быстродействие при отработке изменяющихся входных сигналов; энергетические показатели (КПД и коэффициент мощности); амплитуда и частота пульсаций момента при вентильном управлении электроприводом; равномерность загрузки отдельных фаз двигателя и др.
Анализируя совокупность этих факторов и производя их сравнительную оценку для различных типов преобразователей, можно в общем виде определить наиболее рациональные структуры полупроводниковых преобразователей для параметрического управления асинхронными электроприводами. Такой анализ проведен в гл. 2.