ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ
Замкнутые САУ позволяют значительно расширить возможности управления механическими переходными процессами электропривода. Так, в САР скорости необходимая тахограмма разгона (торможения) с заданным временем переходного процесса, ограничением ускорений и рывков может быть реализована, как и в электроприводах постоянного тока [29, 97, 98], путем формирования определенного закона изменения задающего сигнала с53= =f(т), подаваемого на вход регулятора скорости. Для этой цели используются линейные и нелинейные задатчики интенсивности (ЗИ), обеспечивающие ограничение производных входного сигнала.
при 0 < т < тп; |
при х > ХП1 |
Для линейного ЗИ
(4.91)
где соз — заданная скорость; тп — заданное время пуска; ап = =(о3/тп — заданное ускорение при пуске.
В этом случае, как следует из (4.91),
(4.92) |
Ы3(Р) = (Яп/УМ1 ~е'*Р).
Подставляя (4.92) в (4.82) или (4.88), определяем реакцию САР скорости при разгоне по задатчику интенсивности. Так, при использовании П-регулятора скорости и тс=const получаем следующий закон изменения скорости при разгоне:
п |
а) О^т^Х]
inj(x—'Сп)/2хи.+ ^- у |
б) *>*п <°2 (х) = «і (х) — «п| (г — тп) — + 2 |
(4.936)
Как показывает анализ (4.93а) и (4.936), САР скорости практически обеспечивает разгон электропривода с постоянным ускорением a=an=const. Следовательно, можно считать, что приближенно момент двигателя, развиваемый в процессе пуска,
(4.94)
Выражения (4.93а), (4.936), (4.94) получены в предположении, что регулятор работает в линейной зоне. Однако при разгоне асинхронного электропривода до скоростей, близких к номинальной, при какой-то скорости сої регулятор скорости может выйти на ограничение (Um^= 1, г=1) и дальнейший разгон от со, до 002 происходит в разомкнутой системе по естественной характеристике. При работе электропривода с малыми скольжениями зависимость m = f(s) можно считать линейной и записывать в следующем виде: m=mNs/sN.
Тогда процесс разгона от сої до сог определяется выражением
(4.95) |
со (t) = со2 — (со2 — сох) е Т/У
где xM=J№2=JsN/mN — механическая постоянная времени при работе двигателя на линейной части характеристики.
Анализ показывает, что при практических расчетах можно не учитывать этого обстоятельства и принимать, что в процессе пуска m/=const, так как участок работы на естественной характеристике вносит несущественные коррективы в тахограмму разгона, особенно при малых значениях тс и ап.
При использовании линейных ЗИ удается обеспечить в переходных режимах заданное ускорение (замедление) при изменении параметров электропривода (тс и /). Причем режим двигателя в переходном процессе определяется знаком и значением тс, значением /, требуемым ускорением (замедлением). В частности, при торможении электропривода асинхронный двигатель может работать в двигательном режиме, а при разгоне с активным моментом нагрузки в тормозном режиме. При необходимости ограничения второй производной скорости (рывка), что важно для электропривода лифтов, некоторых крановых и ткацких механизмов, турбомеханизмов и т. д., можно использовать нелинейные задатчики интенсивности. На рис. 4.19 показаны экспериментальные осциллограммы отработки пускотормозных режимов в САР скорости с задатчиком интенсивности.
Можно также реализовать пускотормозные режимы в замкнутых САУ с введением обратных связей по току статора (ротора для двигателей с контактными кольцами), обеспечивая постоянство тока 16, 106]. В этом случае оказывается возможным снизить ток и момент в переходных режимах и уменьшить установ-
1c |
Рис. 4.19. Экспериментальные осциллограммы пускотормозных режимов двигателя МТ012-6 (ротор закорочен, /=4/д, цс = 0, использованы П-регулятор скорости и режим динамического торможения, /ф8— ток фазы статора): а — линейный ЗИ; б — нелинейный ЗИ |
B) |
ленную мощность полупроводникового преобразователя. Схемы замкнутых САУ с обратной связью по току статора или ротора приведены на рис. 4.20. Принцип действия всех схем аналогичен: полупроводниковый преобразователь, управляемый в функции сигнала ошибки ДU—Ui3—Ui, усиленного регулятором тока, стремится поддерживать в переходном режиме заданное значение тока двигателя. Причем в схеме рис. 4.20,а регулируется ток статора (is), а в схемах рис. 4.20,6, в — ток ротора (tV). Для этой цели используется полупроводниковый преобразователь переменного напряжения в статорных цепях (рис. 4.20,а, б) или преобразователь, регулирующий добавочное сопротивление в роторе (рис. 4.20,в).
Будем считать, что в системах с обратной связью по току регулируется действующее значение первой гармоники тока /1 [6], практически определяющей момент двигателя на регулировочных характеристиках. Отметим также, что /і* = =/m, где 1щ — амплитуда первой гармоники тока.
Рассмотрим функциональную зависимость момента двигателя от тока статора (ротора), не учитывая электромагнитные переходные процессы. Для этой
Рис. 4.20. Схемы замкнутых САУ с введением обратной связи по току статора (а), ротора (б, в) / (Л/» ) — напряжение задания на ток статора (ротора); 3 S гз |
а-) |
и, |
напряжение обратной связи по току статора (ротора)]: а, б — РПН; в — РДС; ДТ — датчик тока; РТ — регулятор тока
цели систему уравнений (2.8) запишем в векторной форме при сок=0 и определим установившиеся значения обобщенных векторов тока статора (is) и ротора (tV):
l_sy = ~ е> «+*> = I'J (Т+Т+ЧЗР ;
о Xs(a + jb)
Umkr |
JS |
(4.96)
pi (T+t) _ J / (T+T + 4>r)
є —1 mre у
aXs (a - f - jb)
ГДЄ Ims(.Imr )—модуль вектора тока статора (ротора); <ps(qv)—фазовый сдвиг вектора тока статора (ротора) по отношению к вектору напряжения сети:
U. |
/ |
(arr)2 + S2
(4.97) |
xs У (as'ar'ro — s)2 + (cx/r + as's)2
(4.98) |
І тґ —* |
S (as'a/ro —s)— arr (a/r + a'ss) arr (a/a/ro — s) - f S (a/r + ct/s) VmkrS
у = n —f - arcl
mr!^(“s'«rrro - s)2 + (“r'^11^)2 ’ 7 1 a/r + a/s
Выражения (4.97), (4.98) позволяют установить связь тока статора (ротора) с регулируемым параметром преобразователя. Так, для схем рис. 4.20,а, б, когда ит=маг, r=const:
Ims(r) — ^т? з(*°) > (4.99)
где при регулировании тока статора
-f(l-to)2 to)]2 + f «гГ + «/(I — w)]2 |
, . . 1 ЛҐ__________ К')*
(to) oXs V [a/cc/ro —(1 —
при регулирований тока ротора їз (°>) =
kr (1 — to) |
(4.101) |
вХаУ [as'a/га — (1 - to) f + [а/г + а/ (1 - to)j*
В схеме рис. 4.20,в, когда Um=l, r=var, /тг=Ыг, to), а функция /2(r, to) определяется no (4.101) с учетом того, что значение г изменяется в процессе регулирования.
Используя (4.2), (4.3), (4.97), (4.98), получаем уравнения для момента в функции тока статора (ротора). При управлении током статора (ротора) за счет РПН (рис. 4.20,а, б) получаем
(4.102) (4.103) |
(arr)2 + (l-to)2 ar^s(l—°) Rz'r |
(4.104) |
kr2 {I ~ to) |
1 — to |
m~f (/m) / 4 (to), где при регулировании тока статора ... 2 . , v arrXs (1 a)(I — to) f dm) — Irns' (W) — |
при регулировании тока ротора f (Im) — t’rnr ’ fr H |
Если ток ротора регулируется за счет добавочного сопротивления (рис. 4.20, б), то при заданном значении 1тг
(4.105)
™ = f (hnr) =
kr |
(1-а'2) |
(l+«s2) |
-}- a,2( 1 c)z - as(l-a) |
(4.106)
Полученные соотношения позволяют рассмотреть функциональные схемы замкнутых САУ с введением обратных связей по току (рис. 4.21). Если использо-
J |
||||
~^ V и |
5Г 1 м t. є |
|||
<5з м |
||||
/ |
в) |
0 0,2 0,4 0,6 Ofi S |
Рис. 4.22. Регулировочные механические характеристики электродвигателя MTF111-6 при введении обратных связей по току (1 — естественная характеристика) : о— /e=const, г=1, РПН, б — /r=const, г—1, РПН; в — /r=const, Um = 1, РДС |
вать пропорциональный регулятор тока с коэффициентом передачи fePlT, то при упрощенном рассмотрении (без учета электромагнитных процессов) в контур тока входят только усилительные звенья с постоянными коэффициентами передачи (можно считать, что датчик тока имеет линейную характеристику и его коэффициент передачи Лд>т== const). Однако из-за внутренней обратной связи по скорости общий коэффициент усиления разомкнутого контура тока как видно из рис. 4.21, существенно изменяется. При рассмотренной структуре замкнутый контур тока обладает етатизмом по управляющему воздействию и имеет коэффициент передачи &з, т=/ст//тз=&5;/(1-|-&2), т. е. точность поддержания заданного тока зависит от коэффициента Анализ показывает [106], что при ftP>T^30 в замкнутых САУ отклонение тока от заданного значения не превышает 8—10 % из-за изменения при разных скоростях вращения, т. е. при практических расчетах можно считать, что /т=/ш-
Используя условие /ms=const или Imr=const, по (4.102) и (4.103) можно рассчитать регулировочные характеристики асинхронного электропривода в различных системах с обратной связью по току. Для иллюстрации на рис. 4.22 приведены механические ларактеристики асинхронного двигателя MTF111-6 при введении обратных связей по току. Отметим, что графики рис. 4.22,в подтверждают известный вывод, следующий из (4.106): при поддержании постоянства тока ротора за счет изменения добавочного сопротивления ротора обеспечивается постоянный момент двигателя, не зависящий от скольжения, т. е. в этом случае запуск двигателя происходит при т=const. Сравнение рис. 4.22,6 и в показывает, что при постоянстве тока ротора, достигнутом разными способами (РПН или РДС), регулировочные механические характеристики существенно различаются между собой. Так, при введении в ротор добавочного сопротивления активная составляющая тока возрастает, приводя к увеличению момента по сравнению с РПН, хотя в обоих случаях значения 1тг одинаковы. Как показано в [6, 106], при использовании предложенных методик обеспечивается хорошая сходимость расчетных и экспериментальных регулировочных характеристик.
Осциллограмма, иллюстрирующая запуск двигателя в системе с обратной связью по току, приведена на рис. 4.23.
Как видно из рис. 4.22,а, б, при поддержании постоянства тока путем регулирования переменного напряжения происходит снижение пускового момента двигателя по сравнению с его значением на естественной характеристике. Поэтому при тсф0 минимальное задание на ток должно быть выбрано таким, чтобы момент на регулировочной характеристике при gf=0 был больше тс. Исполь-
Рис. 4.23. Экспериментальная осциллограмма запуска в режиме холостого хода электродвигателя MTF111 -6 в замкнутой САУ с обратной связью по току статора
(Ims3—1»2)
(4.107)
тс [(у)2 + 1] *rrXs(l — о) |
(4.108).
Таким образом, как показывает рассмотрение замкнутых САУ с ТОКОВЫМИ обратными СВЯЗЯМИ, обеспечение Imr=const за счет регулирования R2д позволяет реализовать пусковые режимы при постоянстве момента двигателя и регулировать момент двигателя в процессе пуска в широких пределах вплоть до тк. При реализации режимов с /r„s=const, Imr=const за счет регулирования Um обеспечиваются плавность пуска, ограничение ускорений и рывков, однако возрастает время пуска и значительно снижаются моменты на регулировочных характеристиках, что требует согласования заданий на ток с параметрами электропривода.