ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРО­ПРИВОД

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

Замкнутые САУ позволяют значительно расширить возмож­ности управления механическими переходными процессами элек­тропривода. Так, в САР скорости необходимая тахограмма разго­на (торможения) с заданным временем переходного процесса, ог­раничением ускорений и рывков может быть реализована, как и в электроприводах постоянного тока [29, 97, 98], путем формиро­вания определенного закона изменения задающего сигнала с53= =f(т), подаваемого на вход регулятора скорости. Для этой цели используются линейные и нелинейные задатчики интенсивности (ЗИ), обеспечивающие ограничение производных входного сиг­нала.

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

при 0 < т < тп;

при х > ХП1

Для линейного ЗИ

(4.91)

где соз — заданная скорость; тп — заданное время пуска; ап = =(о3/тп — заданное ускорение при пуске.

В этом случае, как следует из (4.91),

(4.92)

Ы3(Р) = (Яп/УМ1 ~е'*Р).

Подставляя (4.92) в (4.82) или (4.88), определяем реакцию САР скорости при разгоне по задатчику интенсивности. Так, при использовании П-регулятора скорости и тс=const получаем сле­дующий закон изменения скорости при разгоне:

п

а) О^т^Х]

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

inj(x—'Сп)/2хи.+ ^- у

б) *>*п

<°2 (х) = «і (х) — «п| (г — тп) — + 2

(4.936)

Как показывает анализ (4.93а) и (4.936), САР скорости прак­тически обеспечивает разгон электропривода с постоянным уско­рением a=an=const. Следовательно, можно считать, что прибли­женно момент двигателя, развиваемый в процессе пуска,

(4.94)

Выражения (4.93а), (4.936), (4.94) получены в предположе­нии, что регулятор работает в линейной зоне. Однако при разгоне асинхронного электропривода до скоростей, близких к номиналь­ной, при какой-то скорости сої регулятор скорости может выйти на ограничение (Um^= 1, г=1) и дальнейший разгон от со, до 002 про­исходит в разомкнутой системе по естественной характеристике. При работе электропривода с малыми скольжениями зависимость m = f(s) можно считать линейной и записывать в следующем ви­де: m=mNs/sN.

Тогда процесс разгона от сої до сог определяется выражением

(4.95)

со (t) = со2 — (со2 — сох) е Т/У

где xM=J№2=JsN/mN — механическая постоянная времени при ра­боте двигателя на линейной части характеристики.

Анализ показывает, что при практических расчетах можно не учитывать этого обстоятельства и принимать, что в процессе пу­ска m/=const, так как участок работы на естественной характе­ристике вносит несущественные коррективы в тахограмму разго­на, особенно при малых значениях тс и ап.

При использовании линейных ЗИ удается обеспечить в пере­ходных режимах заданное ускорение (замедление) при изменении параметров электропривода (тс и /). Причем режим двигателя в переходном процессе определяется знаком и значением тс, значе­нием /, требуемым ускорением (замедлением). В частности, при торможении электропривода асинхронный двигатель может рабо­тать в двигательном режиме, а при разгоне с активным моментом нагрузки в тормозном режиме. При необходимости ограничения второй производной скорости (рывка), что важно для электропри­вода лифтов, некоторых крановых и ткацких механизмов, турбо­механизмов и т. д., можно использовать нелинейные задатчики ин­тенсивности. На рис. 4.19 показаны экспериментальные осцилло­граммы отработки пускотормозных режимов в САР скорости с за­датчиком интенсивности.

Можно также реализовать пускотормозные режимы в замкнутых САУ с вве­дением обратных связей по току статора (ротора для двигателей с контактными кольцами), обеспечивая постоянство тока 16, 106]. В этом случае оказывается возможным снизить ток и момент в переходных режимах и уменьшить установ-

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

1c

Рис. 4.19. Экспериментальные осциллограммы пускотормозных режимов двига­теля МТ012-6 (ротор закорочен, /=4/д, цс = 0, использованы П-регулятор ско­рости и режим динамического торможения, /ф8— ток фазы статора): а — линейный ЗИ; б — нелинейный ЗИ

B)

ленную мощность полупроводникового преобразователя. Схемы замкнутых САУ с обратной связью по току статора или ротора приведены на рис. 4.20. Принцип действия всех схем аналогичен: полупроводниковый преобразователь, управляе­мый в функции сигнала ошибки ДU—Ui3—Ui, усиленного регулятором тока, стремится поддерживать в переходном режиме заданное значение тока двига­теля. Причем в схеме рис. 4.20,а регулируется ток статора (is), а в схемах рис. 4.20,6, в — ток ротора (tV). Для этой цели используется полупроводниковый преобразователь переменного напряжения в статорных цепях (рис. 4.20,а, б) или преобразователь, регулирующий добавочное сопротивление в роторе (рис. 4.20,в).

Будем считать, что в системах с обратной связью по току регулируется действующее значение первой гармоники тока /1 [6], практически определяющей момент двигателя на регулировочных характеристиках. Отметим также, что /і* = =/m, где 1щ — амплитуда первой гармоники тока.

Рассмотрим функциональную зависимость момента двигателя от тока ста­тора (ротора), не учитывая электромагнитные переходные процессы. Для этой

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

Рис. 4.20. Схемы замкнутых САУ с введением обратной связи по току статора (а), ротора (б, в) / (Л/» ) — напряжение задания на ток статора (ротора);

3 S гз

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

а-)

и,

напряжение обратной связи по току статора (ротора)]: а, б — РПН; в — РДС; ДТ — датчик тока; РТ — регулятор тока

цели систему уравнений (2.8) запишем в векторной форме при сок=0 и определим установившиеся значения обобщенных векторов тока статора (is) и ротора (tV):

l_sy = ~ е> «+*> = I'J (Т+Т+ЧЗР ;

о Xs(a + jb)

Umkr

JS

(4.96)

pi (T+t) _ J / (T+T + 4>r)

є —1 mre у

aXs (a - f - jb)

ГДЄ Ims(.Imr )—модуль вектора тока статора (ротора); <ps(qv)—фазовый сдвиг вектора тока статора (ротора) по отношению к вектору напряжения сети:

U.

/

(arr)2 + S2

(4.97)

xs У (as'ar'ro — s)2 + (cx/r + as's)2

(4.98)

І тґ —*

S (as'a/ro —s)— arr (a/r + a'ss) arr (a/a/ro — s) - f S (a/r + ct/s) VmkrS

у = n —f - arcl

mr!^(“s'«rrro - s)2 + (“r'^11^)2 ’ 7 1 a/r + a/s

Выражения (4.97), (4.98) позволяют установить связь тока статора (ротора) с регулируемым параметром преобразователя. Так, для схем рис. 4.20,а, б, когда ит=маг, r=const:

Ims(r) — ^т? з(*°) > (4.99)

где при регулировании тока статора

-f(l-to)2

to)]2 + f «гГ + «/(I — w)]2

, . . 1 ЛҐ__________ К')*

(to) oXs V [a/cc/ro —(1 —

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

при регулирований тока ротора їз (°>) =

kr (1 — to)

(4.101)

вХаУ [as'a/га — (1 - to) f + [а/г + а/ (1 - to)j*

В схеме рис. 4.20,в, когда Um=l, r=var, /тг=Ыг, to), а функция /2(r, to) определяется no (4.101) с учетом того, что значение г изменяется в процессе регулирования.

Используя (4.2), (4.3), (4.97), (4.98), получаем уравнения для момента в функции тока статора (ротора). При управлении током статора (ротора) за счет РПН (рис. 4.20,а, б) получаем

(4.102)

(4.103)

(arr)2 + (l-to)2 ar^s(l—°) Rz'r

(4.104)

kr2 {I ~ to)

1 — to

m~f (/m) / 4 (to), где при регулировании тока статора

... 2 . , v arrXs (1 a)(I — to)

f dm) — Irns' (W) —

при регулировании тока ротора f (Im) — t’rnr ’ fr H

Если ток ротора регулируется за счет добавочного сопротивления (рис. 4.20, б), то при заданном значении 1тг

(4.105)

™ = f (hnr) =

kr

(1-а'2)

(l+«s2)

-}- a,2( 1 c)z - as(l-a)

(4.106)

Полученные соотношения позволяют рассмотреть функциональные схемы за­мкнутых САУ с введением обратных связей по току (рис. 4.21). Если использо-

J

~^ V

и

5Г 1 м

t.

є

<5з

м

/

в)

0 0,2 0,4 0,6

Ofi

S

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

Рис. 4.22. Регулировочные механические характеристики электродвигателя MTF111-6 при введении обратных связей по току (1 — естественная характерис­тика) :

о— /e=const, г=1, РПН, б — /r=const, г—1, РПН; в — /r=const, Um = 1, РДС

вать пропорциональный регулятор тока с коэффициентом передачи fePlT, то при упрощенном рассмотрении (без учета электромагнитных процессов) в контур тока входят только усилительные звенья с постоянными коэффициентами передачи (можно считать, что датчик тока имеет линейную характеристику и его коэффи­циент передачи Лд>т== const). Однако из-за внутренней обратной связи по скоро­сти общий коэффициент усиления разомкнутого контура тока как видно из рис. 4.21, существенно изменяется. При рассмотренной структуре замкнутый кон­тур тока обладает етатизмом по управляющему воздействию и имеет коэффи­циент передачи &з, т=/ст//тз=&5;/(1-|-&2), т. е. точность поддержания заданного тока зависит от коэффициента Анализ показывает [106], что при ftP>T^30 в замкнутых САУ отклонение тока от заданного значения не превышает 8—10 % из-за изменения при разных скоростях вращения, т. е. при практических расчетах можно считать, что /т=/ш-

Используя условие /ms=const или Imr=const, по (4.102) и (4.103) можно рассчитать регулировочные характеристики асин­хронного электропривода в различных системах с обратной связью по току. Для иллюстрации на рис. 4.22 приведены механические ларактеристики асинхронного двигателя MTF111-6 при введении обратных связей по току. Отметим, что графики рис. 4.22,в под­тверждают известный вывод, следующий из (4.106): при поддер­жании постоянства тока ротора за счет изменения добавочного со­противления ротора обеспечивается постоянный момент двигате­ля, не зависящий от скольжения, т. е. в этом случае запуск дви­гателя происходит при т=const. Сравнение рис. 4.22,6 и в пока­зывает, что при постоянстве тока ротора, достигнутом разными способами (РПН или РДС), регулировочные механические ха­рактеристики существенно различаются между собой. Так, при введении в ротор добавочного сопротивления активная составляю­щая тока возрастает, приводя к увеличению момента по сравне­нию с РПН, хотя в обоих случаях значения 1тг одинаковы. Как показано в [6, 106], при использовании предложенных методик обеспечивается хорошая сходимость расчетных и эксперименталь­ных регулировочных характеристик.

Осциллограмма, иллюстрирующая запуск двигателя в системе с обратной связью по току, приведена на рис. 4.23.

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

Как видно из рис. 4.22,а, б, при поддержании постоянства тока путем регулирования переменного напряжения происходит сниже­ние пускового момента двигателя по сравнению с его значением на естественной характеристике. Поэтому при тсф0 минималь­ное задание на ток должно быть выбрано таким, чтобы момент на регулировочной характеристике при gf=0 был больше тс. Исполь-

Рис. 4.23. Эксперименталь­ная осциллограмма запуска в режиме холостого хода электродвигателя MTF111 -6 в замкнутой САУ с обрат­ной связью по току статора

(Ims3—1»2)

(4.107)

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

ФОРМИРОВАНИЕ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ В ЗАМКНУТЫХ САУ

тс [(у)2 + 1] *rrXs(l — о)

(4.108).

Таким образом, как показывает рассмотрение замкнутых САУ с ТОКОВЫМИ обратными СВЯЗЯМИ, обеспечение Imr=const за счет регулирования R2д позволяет реализовать пусковые режимы при постоянстве момента двигателя и регулировать момент двигателя в процессе пуска в широких пределах вплоть до тк. При реализации режимов с /r„s=const, Imr=const за счет регулирова­ния Um обеспечиваются плавность пуска, ограничение ускорений и рывков, однако возрастает время пуска и значительно снижа­ются моменты на регулировочных характеристиках, что требует согласования заданий на ток с параметрами электропривода.

ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРО­ПРИВОД

Способы регулировки уровня выходной мощности: тиристорные регуляторы

Регулятор мощности тристорного типа используется для оперативного изменения подводимого к нагрузке уровня мощности. Достигается изменения задержки включения за счет задержки момента включения тиристора. Тиристор работает только при наличии сигнала на …

МЕХАНИЗМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Электроприводы механизмов непрерывного действия работают в продолжительном режиме, поэтому при необходимости регули­рования их скорости целесообразность использования преобразо­вателей напряжения определяется, особенно при управлении ко­роткозамкнутыми асинхронными двигателями, зависимостью мо­мента статической нагрузки от …

МЕХАНИЗМЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Задачи удовлетворения электроприводом технологических тре­бований при рассмотрении механизмов указанного класса сводится обычно к необходимости реализации заданной тахограммы повтор­но-кратковременного режима работы (в качестве типовой примем диаграмму скорости рис. 5.2). Для двигателей …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.