ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ДОПУСТИМЫЙ ПО НАГРЕВУ МОМЕНТ И И ЧИСЛО ВКЛЮЧЕНИЙ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ В ЗАМКНУТЫХ САУ
Важнейшим эксплуатационным требованием является обеспечение нормального теплового режима электропривода. Это требование может быть удовлетворено, если греющие потери в машине не будут превышать допустимые значения для выбранного двигателя.
Для решения задач, связанных с определением теплового состояния электрической машины (расчета номинальной мощности двигателя, допустимого по условиям нагревания момента двигателя, числа включения в час асинхронных двигателей и т. д.), в теории и практике электропривода используется метод средних потерь [19, 29], исходное выражение для которого может быть записано в следующем виде [115]:
(5.48) |
ДРСрЄ Гр^^ДРN>
где ДРср— средние потери в двигателе за цикл работы; е'гр — приведенная продолжительность включения графика нагрузки; ДPn — номинальные потери двигателя; e'N — приведенная номинальная продолжительность включения выбранного двигателя.
Для двигателей, нормированных на повторно-кратковременный режим:
где en — номинальная продолжительность включения двигателя; §о — относительный коэффициент теплоотдачи неподвижного двигателя.
Если для двигателей номинальным является продолжительный режим, ТО 8/л?=1.
Для рассматриваемой типовой тахограммы повторно-кратко- временного режима (см. рис. 5.2):
, + ^'1 + ^'2 +
(5.50) |
Гр Рп. т(^п + М 'Ь Pyl/yl + Py2^V2 + fVo
др = ди7п + Л^т + APyltyl + д Vy 2
Ср + t-I + tyl + А.2
ГДЄ Рп. т, Руь рУ2 — относительный коэффициент теплоотдачи при пуске (торможении), работе на установившихся скоростях fiyi и £2У2; АРУЬ АРу2—мощность потерь при работе на скоростях £2Уі и fiy2; ДГп, Ди^т — энергия потерь в двигателе при пуске, торможении.
Зависимость коэффициента теплоотдачи от скорости имеет нелинейный характер [123], однако для упрощения и унификации расчетов и создания некоторого запаса по нагреву примем линейный закон изменения p=f(£2), считая, что (3=1 при fiw [124]. Тогда при заданной скорости £2
Р=Ро+^/Йа/ (1—Ро) =Ро+ (1-Ро) /D. (5.51)
Значение Рп, т определяется из следующего выражения:
Рп, т=0,5(1+Ро). (5.52)
Запишем (5.48) с учетом (5.50):
^ДРN&'n [Рп, т (^П-!-^) +
+)Ру1^у1_ЬРу2^у2+Ро^о] • (5.53)
Используя (5.53), можно выполнять расчеты, связанные с определением допустимых по условиям нагревания параметров асинхронного двигателя при работе в замкнутой САУ. Для унификации расчетов целесообразно заменить времена работы на отдельных участках тахограммы через обобщенные показатели повторно-кратковременного режима (5.32), а значение пониженной скорости Qy2 выразить через диапазон регулирования D.
Анализ (5.53) показывает, что средние потери, определяющие нагрев машины, зависят от большого числа факторов, характеризующих свойства выбранного асинхронного двигателя {APn, s'n, Ро, /д), механизма (Мс, /м) и тахограммы (Z, єгр, tn(tT), D, ev). Задавая ряд параметров тахограммы и механизма, можно определить возможности рассматриваемого двигателя.
Так, представляет интерес определение коэффициента использования двигателя по моменту &И)Д=|іс, т. е. определение предельно допустимого по условиям нагревания момента статической на-
грузки при отработке заданной тахограммы. Эта характеристика особенно важна для короткозамкнутых асинхронных двигателей,, управляемых напряжением, в связи со значительным увеличением потерь в машине при регулировании скорости. Если учитывать потери в меди статора и ротора и в соответствии с этим брать ДР^=АРМ1лг+АРм2л/, то из (5.53) получим следующее выражение для определения &и, д при реактивном моменте статической нагрузки, использовании режима динамического торможения, (0у1=(0дг и tu — tr'- |
Fp/Z — Fx — F2 — F3 (F4 + F6)/Z-F64-F7-F8 * |
(5.54) |
где |
F0 = 3600.^1+-^-)|.rp(l-.,) +Vt,(p0 + l=£s) + p0(l-.rp)j; = м2n!&Pмі/ї) (1 —p0); 20* (!-%)■ |
- (' —sn) ^; F> = 3600^ЄГР (1 - sv) (1+ A/m1 N Ml N f |
1-А 4s*, |
(5 65N - J- s^) |
kn2kjQc F, = - |
ADs* |
D — 1 —f - s^ Ds„ |
F5 = 3600&nsrpsv |
1-Л + |
+ |
Д^м1Лг/ N |
D — 1 - J - s« |
k"lk'2" " A (-GsK + 5si) + In I 20* (1 - sNy s% I |
zn2kjQc I ] ~ІЧ [' |
4s» |
F, = F3sN/pf, Fa = 2kn (1 4- АРм2Л'/Д^м1Л'). |
Укажем, что из-за использования режима ДТ выражение (5.54) получено при рассмотрении потерь в одной фазе.
Для короткозамкнутых двигателей, управляемых напряжением, когда при s>sN и бМ2>6мі, значение £и, д может быть приближенно определено при рассмотрении только потерь в меди ротора. В этом случае формула для расчета £и, д, полученная при тех же условиях, что и (5.54), имеет следующий вид:
3600 *
[еГрО—ev) + Ро О — єгр) + (РоЯ + 1 — Ро) Vrp/^] —
К.ц |
D 1 - j - s* |
3600 |
k 2 /С гг |
Ds, |
Vrp + erP(l — ev) |
kjkj
P7
Значение &и. д, рассчитанное по (5.55), оказывается несколько меньшим, чем полученное при использовании (5.54).
Укажем, что (5.54) или (5.55) справедливы только тогда, когда вычисленное по ним значение &и, д<Сц7, заданного при расчете, так как расчетные формулы получены в предположении, что при торможении электропривод работает в режиме ДТ. Если окажется, что &и, дто расчет должен быть выполнен по выражениям, учитывающим, что при торможении машина работает в двигательном режиме. Для этого случая получаем:
а) учет суммарных потерь в меди статора и ротора
(^4 1 гь)/Z *8 і 9
1 — |
kjQ с |
где
F „ =
И/
б) у:ет потерь только в меди ротора 3600 є'
—Г~ Ієгр( 1 - *v) + РоО - егр) + (Ро^ + 1 - Рс) VrpJD]
к, „ = -—-
'и, д 3600 .о г D— 1 + SN
everp “Ь Єгр( 1 ev)
Dsл
(1 — Syv) (I — Po)
Iх/
kk2Q * (5.57)
J П c
Расчеты &и>д для короткозамкнутых двигателей показывают, что при увеличении z, /, D, ev и єгр значение &и, д уменьшается. Существуют такие параметры тахограммы (Z, егр, D) и механизма (/м), которые не могут быть удовлетворены рассматриваемым двигателем без его перегрева даже при &и>д, стремящемся к нулю.
При продолжительном режиме работы асинхронного двигателя на регулируемой пониженной скорости Йу2 выражение (5.53) приобретает следующий вид:
APy2^Py2APweV (5.58)
Если рассматривать только потери в меди ротора, то при продолжительном режиме работы с пониженной скоростью
£ _ Р>25Л, еДг _ 5УУеЛ' (РоР + 1 ~~ Ро)
И, Я__ ^у2 ~ kl(D-l+Slv)
Из-за значительного возрастания потерь в короткозамкнутых асинхронных двигателях при регулировании скорости, как видно из (5.59), допустимый по условиям нагревания момент статической нагрузки резко снижается даже при небольших диапазонах
189
Рис. 5.3. Допустимые по условиям нагревания моменты (а) и зависимости kKiA= =f(D) (б) для двигателя 4A90L4Y3: / — естественная характеристика; 2 — допустимый момент при самовентиляции; 3 — допустимый момент при независимой вентиляции (Р = 1); 4 — расчет; 5 — эксперимент |
регулирования. Так, при D—(2-^-2,5) допустимый момент не превышает (0,05^-0,07)Мдг, т. е. в этом случае при использовании короткозамкнутых двигателей, регулируемых напряжением, практически нельзя обеспечить продолжительную работу на пониженных скоростях. У самовентилируемых двигателей уменьшение £и, д обусловлено еще ухудшением коэффициента теплоотдачи при снижении скорости. При применении двигателей с повышенным номинальным скольжением и независимой вентиляцией (когда при всех скоростях (3=1) удается несколько увеличить &и, д. Для иллюстрации этих выводов на рис. 5.3 приведены рассчитанные для двигателя 4А90Ь4УЗ графики допустимых моментов при изменении скорости, а также расчетные и опытные зависимости kvitA—f (D).
Используя выражение для средних потерь (5.53), можно определить и допустимое число циклов, отрабатываемых асинхронным двигателем. Так, при реализации тахограммы рис. 5.2 [119, 125]:
3600 {ДРд/Єдг [єгрО ev) ""ЬРу2егреу“ЬРоО єгр)1 A^VrpO ev) A^y2erpev} АІГП + bWT - 2tn [ДPyl - APN 4(1- pn>T)]
(5.60)
Полученные ранее выражения для А-Руї, А^уг, AWn, AWT позволяют рассчитать значение Z при различных способах параметрического управления.
Приведем выражения для определения Z короткозамкнутых асинхронных двигателей, управляемых напряжением, при учете суммарных потерь в меди ротора и статора для случая реактивного момента статической нагрузки:
a) при торможении используется режим ДТ
(5.61)
^0(^7 — F 6 — F 8) --F1--F2--F3
б) [і/<|1с, при торможении используется двигательный режим
(5.62) |
Fp ^с(^4 ~Ь Fb)
Fi + Цс(^в — Fs)
Если управление асинхронным двигателем с контактными кольцами осуществляется за счет регулирования добавочного сопротивления в роторе, то при использовании торможения проти- вовключением и реактивном моменте нагрузки формула для расчета Z при учете суммарных потерь в меди статора и ротора приобретает следующий вид:
АР |
Г |
^ [егр(1—ev) + (Ро^ + 1 —Ро)ємегр/'£)+ Ро (1 — єгр)] |
м 2N |
1800 |
АР |
мі/V |
Z - |
я,( Л А, ДРм2N 2 А+у-А+^Гг |
in {К |
АР, |
m2N о ■ Ь*с |
— k2 є кп гр |
А± 1-А |
АР |
м IN у |
(5.63) |
АР |
' Л N I 1 |
м2 N |
(1-Рп. т) |
др |
V |
м IN |
Выражение (5.63) справедливо для любых соотношений [х,-
И [1с.
Экспериментальные исследования предложенных методик расчета Z, основанные на измерении среднего установившегося превышения температуры обмоток статора в номинальном режиме (Д#лО и в повторно-кратковременном режиме по тахограмме рис. 5.2 (ЛФ) показали, что при работе двигателя с расчетным значением Z перегрев обмоток не превышает допустимого уровня, т. е. ЛФсЛФа?. Для иллюстрации этого в табл. 5.4 приведены некоторые из полученных результатов при єГр=0,4.
Таблица 5.4
|
Как следует из анализа (5.60), (5.63), свойства используемого двигателя (АРмілг, APwn, z'n, Ро, Sjv, /д) оказывают существенное влияние на значение Z. Для увеличения числа включений короткозамкнутый двигатель должен иметь минимальный момент инерции, большое значение номинальных потерь (т. е. высокое sN) и увеличенное значение e'N. Этим требованиям в наибольшей степени удовлетворяют асинхронные двигатели краново-металлургических серий, а также двигатели серии 4А, модификации с повышенным скольжением, которые предназначены для работы в повторно-кратковременном режиме. С ростом номинальной мощности двигателя (из-за снижения sN и увеличения /д) допустимое число включений существенно снижается.
Для выбранного двигателя Z=f(^c, егр, ev, D, /м). При возрастании |1с возрастают потери в установившихся режимах, что снижает значение Z. При управлении короткозамкнутыми двигателями изменение 1,- (при условии, что |Л/>»Цс) не оказывает существенного влияния на Z, однако увеличение D (а следовательно, потерь в машине) и ev резко снижает значение Z. К этому же приводит и возрастание /. Отсутствие в тахограмме участка устойчивой пониженной скорости (^y2l=0, ev=0), что характерно для позиционных электроприводов, позволяет увеличить допустимое число включений короткозамкнутых асинхронных двигателей.
Из (5.60) следует отмеченная в [29] особенность: при
APwe'w( 1—Ро)—ЛРуі=0 число включений в час не зависит от егр. Используя это условие, можно найти граничное значение момента М-с. гр, при котором Z не зависит от егр. Принимая Qyi=Qyv, получаем:
Pc, rp=e/jv(l—Ро) Ап2. (5.64)
При |1с>>|Лс|гр с ростом еГр значение Z падает, если выполняется условие |хс<СЦс, гр, то возрастание егр приводит к увеличению числа включений асинхронного двигателя.
Укажем также, что в ряде случаев, в частности при работе с участками пониженной скорости при большом цс, короткозамкнутый двигатель по условиям нагревания вообще не может реализовать заданную тахограмму, так как значение Z приближается к нулю.
Если асинхронный короткозамкнутый двигатель не проходит по требуемому числу включений в час, то следует использовать двигатели с фазовым ротором, позволяющие получить значительно большее число включений, так как потери в машине не зависят от скольжения. Используя РДС для двигателей с контактными кольцами, можно, как правило, реализовать по условиям нагревания необходимую тахограмму повторно-кратковременного режима. Исключением из этого условия могут быть случаи, когда двигатели с повышенным током холостого хода (увеличенное значение Л) должны работать при jic~l и erp>eyv. На рис. 5.4 приведены зависимости Z—f{|ic) для двигателя MTF111-6, управляемого напряжением (г= 1) и изменением сопротивления в роторе.
О 0,25 0,5 0,75/и г вг ^с |
О 0,25 0,5 0,75/1с а) |
О 0,25 0,5 0,15м С О 0,25 0,5 075/1 с
В) г)
Рис. 5.4. Зависимости Z—f(iic) для двигателя MTF111-6, управляемого напряжением при ґ = 1 (а, б) и изменением добавочного сопротивления в роторе при Umr= 1(б> г), D = 10, ev = 0, 1 (а, в), = 0 (б, г);
1 — ЕГр=0,25, <п=0,25 с, У=/д; 2- егр=0,25, *п=0,5 с, /=/д; 3— Єгр=0,25, *п=1 с, /=/д; 4 — єгр=0,15, *п=0,5 с, /=/д; 5 — егр=0,4, *п=0,5 с, /=^д; 6 — єгр=0,25, fn=0,25 с,/=27д
Укажем, что приведенные в § 5.1, 5.2 исходные выражения позволяют определить возможности использования выбранного асинхронного двигателя по нагреванию (т. е. рассчитать kH. д, Z) при отработке диаграмм скорости, отличных от проанализированных типовых тахограмм продолжительного и повторно-кратковременного режимов.