ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
АКТИВНАЯ И РЕАКТИВНАЯ ЭНЕРГИЯ, ПОТРЕБЛЯЕМАЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
При проектировании и промышленном использовании электропривода необходимо иметь методики расчета его энергетических показателей (КПД, коэффициента мощности, потребляемой активной и реактивной энергии), что позволяет определить технико-экономические показатели (в частности, рассчитать стоимость потребляемой энергии и компенсирующего устройства), произвести сравнительные технико-экономические расчеты и обосновать эффективность применения того или иного типа регулируемого электропривода.
Зная номинальную мощность (PN) двигателя и тахограмму его работы, можно для различных способов параметрического управления определить активную и реактивную энергию, потребляемую из сети. При этом для упрощения вычислений и получения общих расчетных выражений не будем учитывать не существенные в общем балансе потерь следующие составляющие: механические и добавочные потери в двигателе, потери в стали ротора, а также потери в стали статора от высших гармоник (см. § 5.1). С учетом этого выражения для активной энергии принимают следующий вид:
1. Энергия №у, потребляемая двигателем при работе с заданной установившейся скоростью о (скольжением s):
РПН wy = [хсгу РДС |
л}; |
(5.65) |
[k„41 - А) APulN + (1 - В) ДРсШ] + |
[kn2AAPMlN - f - BAPclN |
+ [А + (1 - A) kn2APм1дг + [В + (1 - В) JV4 4РСІЛ,
(5.66)
Режим рекуперативного тормошения при работе двигателя на естественной характеристике
i + M |
/V р |
wy = tyl- |
(1-Л) |
АР |
+ |
IV |
мі/V |
' лг |
Агр |
2 | sN I + Цс2 — ДР |
SaiB |
I sNp І |
-Ь(І-Б) |
(5.67) |
АР, |
+ |
IV |
м2Лг |
СІЛ» |
Np
РВН в режиме динамического торможения
{1-А) |
А |
(5.68) |
Wy — ickn2APMlNty |
При работе двигателя на естественной характеристике в первом квадранте №у определяется из (5.65) при подстановке k„2= и s = |ics, v-
2. Энергия, потребляемая двигателем в переходных процессах при работе в двигательном режиме, г= 1, изменение скорости ОТ (0=0 ДО №=(£>N'
РПН
«^п. п.дв =!^ [pN + IV4/W - Л) + ДРс, д-(1 - В) +
z SN
+ *П4P„2N] + lk„AAPulfl + ВДРС|Л.] )• (5.69)
1 —SN )
РДС
(Л Н*Д^П2( 1 Ч-
^п. пдв = *п. п ^------------------ +------ [Л-+ (1 - А) |іді] kn2A РыШ +
+ 1В + (1-В)цл«]ДРс1Л. (5.70)
3. Энергия, потребляемая двигателем в переходных процессах при работе в тормозном режиме:
а) РВН в режиме динамического торможения, г— 1, изменение скорости от
о) = o),v до со=0,05
~s n)і j |
w7 /гп2(и-тДРмідг^п, п J (1 — ^)(1— sn) _j_ %Asn ^
п, п,д, т 9 І І 1п|20(1
г I SN 1 SN
(5.71)
б) РДС в режиме торможения противовключением, ит— 1, изменение скорости ОТ Ш = Од - ДО <0 = 0
( ИтРд?
^п, п,п, в = ^п, п І7 + М+ О — A)l т2] kn2bPKlN - f [В +
{1 ~ SN
+ (1-В)|чЧ4РсіЛ. (5.72)
Отметим, что для получения в (5.65) — (5.72) энергии в джоулях необходимо
значения PN, APmi. v, APM2.v, APcn подставлять в ваттах.
Активная энергия, потребляемая асинхронным двигателем за цикл при отработке тахограммы, показанной на рис. 5.2:
W^W^Wr+Wy^Wyb (5.73)
где Wn, WT, WyU Wy2 — активная энергия, потребляемая электроприводом соответственно при пуске, торможении, работе на установившейся скорости Qyi и
£2у2. Если двигатель работает в продолжительном режиме с неизменной скоростью, ТО №Д, Ц=Гу.
Для определения активной энергии №ц, потребляемой из сети, необходимо учесть потери энергии в преобразователе. Так, при использовании преобразователей в статорных цепях асинхронного двигателя
где ї]пр — КПД преобразователя; для тиристорных преобразователей можно принимать т]пр=0,99.
Зная Гц, можно рассчитать стоимость электроэнергии CV, потребляемой электроприводом в течение года:
при повторно-кратковременном режиме работы
CV=0,277- lO~GW^ZTyi, (5.75)
где Т — число работы в году, уі— стоимость 1 кВт-ч электроэнергии, руб.;
при продолжительном режиме работы
CB=0,277-10-6lFyYl/iinP, (5.76)
где Wy определяется по одной из формул (5.65) — (5.68) при подстановке /у= = 3600 Т.
При параметрическом управлении асинхронным двигателем коэффициент мощности является нелинейной функцией от момента и скорости электропривода (см. рис. 2.11, 2.18, 2.24). При
управлении от полупроводниковых преобразователей [41] полная
мощность 51 содержит активную мощность Рь реактивную мощность Q, мощность несимметрии и мощность искажения, а помимо kb, важной энергетической характеристикой является коэффициент сдвига /гс — V'PiliPi + Q2), характеризующий соотношение между активной и реактивной мощностями. Зная kc, можно определить реактивную мощность Q при известном значении Рі на различных участках тахограммы. При повторно-кратковременном режиме по тахограмме рис. 5.2 средняя реактивная мощность за цикл работы
^р, п + ^р. т+^р, уі+^р, уа /к^
Vcp — ----------------------------- /----------------------------- *--------------------------- °‘‘ ‘)
‘и
где Wp, n, Wp, r, IFp. yi, 1^р, у2 — реактивная энергия, потребляемая электроприводом на участках пуска, торможения, работы с установившейся скоростью.
Из-за сложной функциональной зависимости kc от параметров двигателя и рабочей точки электропривода целесообразно при практических расчетах определять этот коэффициент для коротко - замкнутых двигателей при двигательном режиме работы по следующей эмпирической формуле, полученной на основе аппроксимации реальных зависимостей kc=f(v, со) [119]:
*с. д = k-Hcos^-dJl/S] (5.78)
где в большинстве случаев di—0,2, ^2=0,6, а для режима ДТ принимать &c, T = const=0,38-^-0,4.
Используя (5.78), определяем составляющие в (5.77):
1) реактивную энергию, потребляемую в установившемся режиме
Wp, y= Wy tg (arccos Ac), (5.79)
где kc определяется по (5.78) при р = рс;
2) реактивную энергию, потребляемую при пуске и торможении. Для упрощения расчетов реактивную мощность в этом случае находим через среднюю активную мощность в переходном процессе Рср, п,п= W'n. nAn. n, a kc для двигательного режима принимаем постоянным и равным его значению из (5.78) при о)=0 (D = oo)
К, и = f<*i + (cos уЛ, — dj) 1/pij d2, (5.80)
С учетом указанных допущений получаем
№р, n = №ntg(arccos£c>JI); 1 Гр> т = WT tg (arccos kCt т). /
Приведенные выражения позволяют рассчитать по (5.77) среднюю реактивную мощность и определить средневзвешенный коэффициент сдвига за цикл работы:
£c, cp=cos [arctg Qcp/Picp], (5.82)
где Pup—Wn/tn — средняя активная мощность за цикл работы.
Мощность компенсирующей установки
Qk, y = QcP Plcp tg фэ, (5.83)
где фэ — нормативный (эквивалентный) фазовый угол нагрузки, который должен быть обеспечен при использовании компенсирующих устройств. Обычно принимают со5фэ=0,93.
Стоимость компенсирующей установки
Кк, у “YsQx. y. (5.84)
где Y2 — стоимость 1 квар реактивной мощности компенсирующей установки, руб.