Показатели эффективности производства
Журнальчик вак :: управление экономическими системами — оценка взаимосвязей меж показателями эффективности производства и экономической добавленной цены
Оценка взаимосвязей меж показателями эффективности производства и экономической добавленной цены
Инструкция: Финансовая добавленная цена представляет собой прибыль предприятия от обыкновенной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал. Суть этого показателя проявляется в том, что он отражает прибавление цены к рыночной цены предприятия и оценку эффективности деятельности предприятия через определение того, как это предприятие оценивается рынком.
Ключевики: характеристики, эффективность производства, финансовая добавленная цена, средневзвешенная цена капитала, прибыль, рентабельность.
Abstract: Economic added cost represents profit of the enterprise on usual activity minus the taxes, reduced by size of a payment for all capital invested in the enterprise. The essence of this indicator is shown that it reflects cost addition to market cost of the enterprise and an estimation of efficiency of activity of the enterprise through definition of how this enterprise is estimated by the market.
Keywords: indicators, production efficiency, economic added cost, average cost of the capital, profit, profitability.
Алхазов Шахарбий Тахирович
соискатель
Кисловодский институт экономики и права
В данной статье представлен итог авторского исследования по оценке взаимосвязей меж обозначенным показателем и показателями рентабельностей собственного, заемного и капитала в целом, который отражает другой подход к концепции прибыльности и обеспечивает увеличение прибыльности предприятия за счет выявления резервов увеличения эффективности использования капитала, и оптимизации его структуры.
В последние годы в забугорных и российских публикациях все большее внимание уделяется подходам к оценке эффективности деятельности предприятия, основанным, как на построении системы равновесных характеристик, так и на определении р ентабельности бизнеса с позиции собственников предприятия. Задачка определения рентабельности решается методом расчета показателя экономической добавленной цены. Этот показатель в забугорной литературе обозначается EVA. В российскей литературе он пока описан не много. Но значимость этого показателя для оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта просит не только большего внимания к сути данного показателя, да и совершенствования способов его расчета с целью внедрения в оценке не только цены компании, да и производственной функции предприятия и его ресурсного потенциала.
Концепция управления ценой компании приобретает в текущее время все огромную актуальность.
Сущность концепции управления ценой компании состоит в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной цены компании и ее акций. Т.е. все устремления компании , аналитические способы и приемы менеджмента должны быть ориентированы на одну общую цель: посодействовать компании максимизировать свою цена, строя процесс принятия управленческих решений на главных факторах цены . В силу большой практической значимости вопросы в рамках концепции управления ценой получили обширное отражение в научных и практических исследовательских работах.
Большой вклад в популяризацию стоимостного подхода к управлению занесли сотрудники консалтинговой компании McKinsey. Книжка партнеров компании Тома Коупленда (Tom Copeland), Тима Коллера (Tim Koller) и Джека Мурина (Jack Murrin) «Стоимость компаний: оценка и управление», («Valuation: Measuring and Managing The Value of Companies») стала блокбастером деловой литературы в почти всех странах мира, в т.ч. и в Рф. Также можно гласить о формировании ряда школ, представленных различными консалтинговыми компаниями, пропагандирующими свои собственные системы управления ценой. [6]
Система характеристик, характеризующих деятельность компании в рамках концепции управления ценой, повсевременно обновляется. По мере внедрения современных информационных технологий, возникновения новых мыслях характеристики становятся все более беспристрастными и сложными (рис. 1).
Рис. 1. Дерево характеристик, применяемых в рамках управления [6]
В истинное время концепция цены принята экономическим обществом в качестве базисной парадигмы развития бизнеса. Концепция цены рекомендует отрешиться от неэффективных бухгалтерских критериев удачливости функционирования компании и принимать во внимание только один аспект, более обычный и понятный для акционеров и инвесторов - вновь добавленная цена.[4; 6]
Еще в VXIII веке экономистами было отмечено, что компания наращивает свою цена исключительно в том случае, если ее доходы превосходят издержки на завлеченный капитал. Появилось понятие «остаточного дохода», который определялся как операционная прибыль за вычетом расходов на капитал. В 70-е годы XX века мысль остаточного дохода рассматривалась как дополнение к модели эффективности инвестированного капитала.
Способ экономической добавленной цены – EVA, который, на самом деле, является той же самой концепцией остаточного дохода, но с другим заглавием, в последнее десятилетие XX века стал обширно употребляться в забугорной практике для оценки цены компании в управленческих целях.
В работах [1-6] рассматриваются разные подходы к оценке показателя экономической добавленной цены, который решает задачку - как выгодным является бизнес с позиции собственников предприятия.
Согласно концепции EVA цена компании представляет собой ее балансовую цена, увеличенную на текущую цена будущих EVA. Научные исследования обосновали наличие корреляция меж EVA и рыночной ценой.
Разумеется, что больший прирост цены хоть какой компании сначала вызван ее вкладывательной активностью, которая может быть реализована как за счет собственных, так и за счет заемных источников. Основная мысль, обосновывающая необходимость использования EVA, заключается в том, что инвесторы (в лице которых могут выступать собственники компании) компании должны получить норму возврата за принятый риск. Другими словами, капитал компании должен заработать, по последней мере, ту же самую норму возврата, как идентичные вкладывательные опасности на рынках капитала. Если данного момента не происходит, то отсутствует настоящая прибыль, и акционеры не лицезреют выгод от вкладывательной деятельности компании. [6]
Таким образом, положительное значение ЕVА охарактеризовывает действенное внедрение капитала, значение ЕVА, равное нулю, охарактеризовывает определенного рода достижение, потому что инвесторы — обладатели компании — практически получили норму возврата, компенсирующую риск, отрицательное значение ЕVА охарактеризовывает неэффективное внедрение капитала. [ 3; 6 ]
В рамках макроэкономического масштаба производительность капитала – фактор, оказывающий наибольшее воздействие на экономику, и как следствие, на рост ВВП. Для хоть какой экономики характерен некоторый «запас» капитала, что приводит к возникновению нового ВВП. Чем более производителен капитал, тем больший ВВП мы имеем. Как следует, достижение очень вероятного положительного значения EVA является не только лишь положительным фактором для акционеров в рамках управления ценой компании, да и для всей экономики и принципиально для каждого определенного индивида в более широкой перспективе. Фактически данный момент охарактеризовывает способности более действенного перераспределения капитала от одной отрасли к другой, что позволяет отрасли развиваться и получать дополнительные доходы. [6]
Итак, финансовая добавленная цена (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обыкновенной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.
Показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции его собственников, которые считают, что деятельность предприятия имеет для их хороший результат в случае, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность других вложений. Этим разъясняется тот факт, что при расчете EVA из суммы прибыли вычитается не только лишь плата за использование заемными средствами, да и своим капиталом. Можно утверждать, что таковой подход в большей степени является экономическим, ежели бухгалтерским.
Фактически показатель EVA рассчитывается последующим образом: [3]
EVA = прибыль от обыкновенной деятельности - налоги и другие неотклонимые платежи - инвестированный в предприятие капитал (т.е. сумма пассива баланса) * средневзвешенная стоимость капитала (1)
Представим формулу (1), в развернутом виде, чтоб показать расчет показателя EVA последующим образом:
EVA = (P-T)- IC*WACC=NP- IC*WACC= (NP/IC- WACC)*IC, где: (2)
P- прибыль от обыкновенной деятельности;
T- налоги и другие неотклонимые платежи;
IC- инвестированный в предприятие капитал;
WACC- средневзвешенная стоимость капитала;
NP - незапятнанная прибыль.
EVA = (NP/IC- WACC)*IC= (ROI- WACC)*IC, (3).
где: ROI - рентабельность капитала, инвестированного в предприятие.
Из формулы (3) следует, что важную роль при расчете показателя EVA играют структура источников денежных ресурсов предприятия и стоимость источников. EVA позволяет ответить на вопрос инвесторов предприятия: какой вид финансирования (собственное либо заемное) и какой размер капитала нужны для получения определенного значения прибыли.
С другой стороны, EVA определяет линию поведения собственников предприятия, направляя капиталы инвесторов в предприятие либо напротив, содействуя оттоку их на предприятия, дозволяющие обеспечить более высочайшие характеристики доходности.
В формулах 1–3 для определения показателя EVA требуется знать средневзвешенную стоимость капитала WACC, которая рассчитывается по последующей формуле:
WACC = Ц ЗК *Д ЗК + Ц СК * Д СК ( 4)
где:
Ц ЗК - стоимость заемного капитала;
Д ЗК - толика заемного капитала в структуре капитала;
Ц СК - стоимость собственного капитала;
Д СК - толика собственного капитала в структуре капитала.
Суть EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление цены к рыночной цены предприятия и оценку эффективности деятельности предприятия через определение того, как это предприятие оценивается рынком.
Рыночная цена предприятия - незапятнанные активы (по балансовой цены) + EVA будущих периодов, приведенная к истинному моменту времени (5).
В согласовании с формулой (5) рыночная цена предприятия может превосходить либо быть меньше балансовой цены незапятнанных активов в зависимости от будущих прибылей предприятия.
Таким макаром, с учетом показателя EVA имеют место последующие три варианта отношений значения этого показателя с поведением собственников: [3]
1. EVA= 0 , т.е. WACC= ROI и рыночная цена предприятия равна балансовой цены незапятнанных активов. В данном случае рыночный выигрыш собственника при вложении в данное предприятие равен нулю, потому он равно выигрывает, продолжая операции в данном предприятии либо вкладывая средства в банковские депозиты.
2. EVA>0 значит прирост рыночной цены предприятия над балансовой ценой незапятнанных активов, что провоцирует собственников к предстоящему вложению средств в предприятие.
3. EVA<0 ведет к уменьшению рыночной цены предприятия. В этом случае собственники теряют вложенный в предприятие капитал за счет утраты другой доходности.
Ворачиваясь к формуле (1), можно наметить пути увеличения показателя EVA:
1. Повышение прибыли при использовании прежнего объема капитала;
2. Уменьшение объема применяемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне;
3. Уменьшение расходов на вербование капитала.
Если показатель EVA избран предприятием в качестве аспекта оценки эффективности собственной деятельности, то задачка заключается в том, чтоб повысить значение этого аспекта. Такое увеличение происходит как в рамках реорганизации предприятия (табл. 1), так и в рамках текущей управленческой деятельности.
Таким образом, можно сказать, что внедрение показателя EVA в управленческом учете содействует значительному увеличению свойства оценки эффективности деятельности компаний и организаций.
Проведем предстоящее исследование с целью установления взаимосвязей меж показателями рентабельностей капитала в целом, его собственного и заемного капитала и показателем EVA. методом последующих преобразований:
EVA = ЧП - ( WACC *К) (6)
ЧП = EVA + ( WACC *К) (7)
Тогда дальше можно записать:
Таблица 1- Мероприятия, направленные на увеличение эффективности деятельности предприятия
Аспект оценки эффективности
Цель преобразований
Главные виды организационных преобразований
- Рост EVA;
- Увеличение рентабельности капитала;
- Оптимизация структуры капитала;
- Увеличение
рыночной цены капитала
1.Повышение прибыли при использовании прежнего объема капитала
a) Освоение новых видов продукции (работ, услуг);
b) Освоение новых рынков (новых частей рынка);
c) Освоение более выгодных смежных звеньев производствен-но - технологической цепочки.
2. Уменьшение объема применяемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне
Ликвидация убыточных либо недостаточно выгодных сфер деятельности (в т.ч. ликвидация предприятия)
3. Уменьшение расходов на вербование капитала
Изменение структуры капитала
предприятия
Ист. авт. (с внедрением материалов (1-3))
Выведенные формулы (6 – 11) определяют связи меж показателями экономической добавленной цены и рентабельностей собственного, заемного и капитала в целом, и решают последующие задачки: