ПОЧЕМУ И КАК ЛЕТАЕТ САМОЛЕТ

КАК УСТРОЕН САМОЛЕТ

ЛЯ ного различных типов самолетов можно увидеть те - *** перь в воздухе — от маленького ПО-2 до громадного турбовинтового пассажирского корабля ТУ-114. Но все самолеты имеют общие черты своего устройства, и для того чтобы получить представление об устройстве само­лета, достаточно познакомиться с одним из типов.

На авиационных праздниках обычно участвуют само­леты ЯК-18 и ЯК-П. На рис. 1 показано звено самоле­тов ЯК-18 в полете, а на рис. 2 этот самолет изображен для наглядности в полуразобранном виде. Это двухмест-

;) От греческих слов «аэр» — воздух и «динамис» — сила.

Пая учебно-тренировочная машина. Самолет ЯК-11 изоб­ражен на обложке книги—это двухместный учебно­тренировочный истребитель, развивающий значительно большую скорость, чем ЯК-18.

На этих самолетах советские летчики-спортсмены за­воевали несколько рекордов.

КАК УСТРОЕН САМОЛЕТ

Рис. 1. Самолеты ЯК-18 в полете.

Главными частями самолета являются: крыло с эле­ронами, фюзеляж, хвостовое оперение, силовая установ­ка, шасси и хвостовое колесо, рулевое управление.

КАК УСТРОЕН САМОЛЕТ

Рис. 2. Схематическое изображение самолета ЯК-18 в полуразобранном виде:

1 — двигатель, 2 — винт, 3— центральная часть крыла, 4 — левая консоль, 5 — элерон (левый), 6 — фюзеляж, 7 — нога шасси, 8— стабилизатор, 9— руль высоты, Ю— киль, И — руль направления.

Крыло предназначено поддерживать, «нести» машину в воздухе. Оно состоит из центральной части (рис. 3), накрепко соединяемой с фюзеляжем, и так называемых консолей. Каркас крыла изготовлен из двух дюралюми-

Ниевых [2]) балок — лонжеронов, которые скреплены дюр­алюминиевыми ребрами — нервюрами. На задней части крыла имеются шарнирно соединенные с ним небольшие крылышки — элероны. С их помощью летчик может вы­правлять крен самолета или, наоборот, накренять ма­шину.

Фюзеляж — это корпус самолета. К нему крепятся крылья и силовая установка. В нем размещены кабины

КАК УСТРОЕН САМОЛЕТ

Рис. 3. Центральная часть крыла самолета ЯК-18:

1 — передний лонжерон (балка), 2— задний лонжерон, 3— нервюра (ребро), 4 — хвостик нервюры, 5 — дюралюминиевая обшивка.

Экипажа и пассажиров, грузы, а также баки с горючим. Каркас фюзеляжа сделан из стальных труб.

Хвостовое оперение — горизонтальное и вертикаль­ное— служит для изменения и сохранения равновесия самолета в полете. Рулем высоты летчик может изменять продольное положение самолета (наклонять самолет вниз и вверх), а руль направления играет примерно ту же роль, что и руль лодки. Стабилизатор и киль — неподвиж­ные поверхности, они способствуют устойчивому равнове­сию самолета в воздухе.

Силовая установка на самолете ЯК-18 состоит из поршневого двигателя воздушного охлаждения и двухло­пастного воздушного винта.

Шасси и хвостовое колесо дают возможность осуще­ствлять взлет и посадку. Самолет ЯК-18, как и большин­ство современных самолетов, имеет убирающееся в по­лете шасси. Подъем и выпуск шасси летчик производит при помощи специального механизма.

Рулевое управление — «нервы» самолета. На самолете ЯК-18 рулевое управление позволяет управлять машиной из обеих кабин — инструктора и ученика (рис. 4). Перед сидением каждого летчика находится ручка рулевого управления 1 с ее помощью летчик действует рулем вы­соты и элеронами. Под ногами расположены педали 2; с их помощью летчик движет рулем направления.

Посмотрим, как летчик действует рулями (работу ру­лей объясним дальше).

КАК УСТРОЕН САМОЛЕТ

Рис. 4. Схема рулевого управления самолета ЯК-18:

1 — ручка рулевого управления, 2 — педали, 3 — кронштейн ручки рулевого управ­ления, 4 — продольная труба (вал), на которой укреплена ручка рулевого упра­вления, 5 — тяга к рулю высоты, 6 — качалка, 7 —проволочные тяги к рулю направления, 5*—рычаг на руле высоты, 9—рычаг для передачи движений ручки элеронам, 10—жесткая тяга к элеронам, 11— качалки, 12 — элерон (левый), 13 — рычаг на руле направления.

Ручка рулевого управления с помощью кронштейна 3 соединена шарнирно с продольной вращающейся трубой 4 (расположенной на полу кабины). Благодаря этому летчик может наклонять ручку назад и вперед, вправо и влево. Когда он наклоняет ее назад, как говорят «берет ручку на себя», нижний конец ее отклоняется вперед и прикрепленным к нему тросом 5 при посредстве качалки 6 тянет верхний конец рычажка 8 руля высоты. В ре­зультате руль отклоняется вверх, и самолет поднимает нос; когда же летчик «дает ручку от себя», происходит обратное: руль высоты отклоняется вниз и самолет опус­кает нос.

Когда летчик отклоняет ручку вправо, продольная труба 4, к которой прикреплена ручка, вращается тоже вправо; это движение передается через качалки и тяги 9, 10 и 11 на элероны 12, причем правый элерон подни­мается, а левый опускается, и самолет кренится вправо. Если летчик отклоняет ручку влево, то левый элерон под­нимается, а правый опускается, и самолет кренится влево.

Педали 2 соединены тросами 7 с рычажком 13 руля направления. Когда летчик нажимает правую педаль, руль отклоняется вправо, и самолет начинает разворачи­ваться вправо. При нажиме на левую педаль руль откло­няется влево, и самолет начинает разворот влево.

На тяжелых самолетах вместо ручки рулевого управ­ления обычно устанавливают штурвал. Как и ручку, лет­чик отклоняет штурвал на себя и от себя, и таким обра­зом действует рулем высоты. Вращая же штурвал вправо и влево, он управляет элеронами.

Тяжелые самолеты имеют и другие конструктивные особенности. Например, на двухвинтовых и четырехвин­товых самолетах силовые установки помещают на крыль­ях, кабину пилота и штурмана располагают в носовой части фюзеляжа и т. д.

ПОЧЕМУ И КАК ЛЕТАЕТ САМОЛЕТ

история развития самолета

Более подробнее о советской авиации здесь В Ся история развития самолета — от его рождения до наших дней — это история борьбы за скорость по­лета. Дальнейшее развитие авиации, несомненно, будет …

ВИРАЖИ И ФИГУРЫ В ПОЛЕТЕ

Почему самолет может делать виражи[13]) и фигуры? Какие силы заставляют тяжелую машину легко ку­выркаться в воздухе? Как летчик управляет этими сила­ми в криволинейном полете? Конечно, это все те же аэродинамические …

САМОЛЕТ ПЛАНИРУЕТ

П Еред посадкой летчик выключает двигатель или убав­ляет его обороты до самых малых. Самолет начи­нает плавно снижаться по наклонной траектории. Такой спуск самолета называют планированием. Чтобы легче понять поведение самолета …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.