По ту сторону Веб-страницы

Страница 404 на реконструкции

Некоторые разработчики делают ужасную вещь: пишут, что сайт в разработке. Или что страница в разработке, что уже не так страшно, но все равно неправильно. Или просто удаляют страницу, не заботясь о последствиях.

Надписи о ремонтных работах на сайте особенно часто встре­чаются на непрофессиональных страницах, однако мне встречались и сайты достаточно крупных студий с подобными объявлениями. Ра­дует одно: что на профессиональных сайтах такие уведомления выпол­нены в виде коллажей и забавных рисунков, правда, не всегда. На до­машних страничках начинающих веб-мастеров происходит такая вещь: задумывается огромное количество разделов (5 или даже 6), но твор­ческого запала хватает только на три. И через день еще на один. Чтобы ссылки не были битыми (веб-мастер где-то читал об этом), надо пове­сить вместо полноценной страницы уведомление: «Страница в разра­ботке». Через год, если на сайт еще заходят, а автоматическая служба проверки еще не удалила сайт, уведомления все еще висят. Минуса тут два. Первый: ссылка интересная, а страница до сих пор отсутствует. Ра­зочарование и впустую потраченный трафик. Второй: сразу видна ха­латность владельца сайта. Как такому доверить создание сайта, если он свой не может до ума довести?

Рецептов тут несколько, но все простые: не делить шкуру не уби­того медведя; не говорить «гоп», пока не перепрыгнул; а при проектиро­вании сайта — семь раз отмерить и один раз отрезать. Если раздел пока нечем заполнить, то незачем заявлять его на сайте, да еще в виде ссылки. (Некоторые, еще более начинающие веб-дизайнеры ссылку поставят, а страницу сделать вообще забудут.) Пожалейте любопытство посетите­ля. А если есть, чем заполнить, но пока не готово, но уже заинтриговать хочется, то повесьте на сайте точную или хотя бы ориентировочную дату опубликования материала. И потом придерживайтесь сроков, установ­ленных самими себе.

Для наглядности представим, что мы купили музыкальный центр, среди функций которого заявлены (на коробке и в инструкции) FM-ра­дио и поддержка формата WMA. Ни того ни другого на деле не оказы­вается, хотя на корпусе есть кнопки и верньеры для управления радио. Можно завернуть центр и отнести обратно, а если не поможет — обра­титься в общество защиты прав потребителей. В случае неработающей ссылки или вечно разрабатываемой страницы ущерб возместить некому.

Но даже в случае разрабатываемой страницы все не так плохо, как в случае с сайтом, который находится на реконструкции. Бывает, что

Проектирование

Дизайн или структура перестают удовлетворять требованиям владельцев сайта, они ищут новых дизайнеров, которые первым делом вместо пре­жнего сайта вешают на главную страницу извещение: «Сайт находится на реконструкции». Никому не приходит в голову, что в это время и вплоть до запуска следующей версии сайта посетители не смогут получить нуж­ной им информации! А ссылки на различные страницы сайта стоят на других сайтах, страницы проиндексированы поисковыми системами, все эти ссылки теряют актуальность, все в смятении и панике. А ведь чего проще: оставить все как есть, только оставить в блоке новостей или где - то в другом подходящем месте сообщение о том, что дизайн сайта скоро будет новым, а некоторые ссылки перестанут работать из-за изменений в структуре. Если сайт посещаемый и нужный, посетители будут ждать с нетерпением. Саму же смену дизайна после разработки на локальном сервере следует проводить в малопосещаемое время, например, в районе 4 часов утра можно загрузить все новые файлы на сайт; в это время сайты посещают только фанаты интернета. Утром посетителей полюбившего­ся сайта будет ждать небольшой сюрприз.

По большому счету, никаких предварительных уведомлений о смене дизайна можно и не делать. Всегда нужно помнить простую вещь: в основном люди обращаются к сайту за информацией, а за об­разцами дизайна обращается очень небольшая доля посетителей (в ос­новном дизайнеров). Какими бы неудобными ни были адреса страниц и шрифты на сайте, возникает ли горизонтальная полоса прокрутки на небольших мониторах, пусть на сайте есть все недостатки, с которыми так борются дизайнеры, — если на сайте есть информация, которой нет больше нигде, его будут посещать снова и снова. Например, сайт lib. ru не блещет изобретательным дизайном, некоторые фрагменты текста Максим Мошков почему-то оставил на английском языке. На сайте наплевательское отношение к типографике. Текст прилипает к грани­цам. Встречаются лишние символы: «На 1 Oct 2003 библиотека содер­жит 4000Mb/21200 шт. текстовых и 400Mb/37000 шт. прочих файлов. . Статистикой зафиксировано с 1 по 30 сентября: . Uniq. hosts - 42,000 . Всего выдано документов - 25,800,000 . Total traffic - 1,200 Gb». На сай­те есть баннеры. И все же сайт посещают миллионы человек, потому что на данный момент там более 5 гигабайтов чистого текста — клас­сика, модерн, поэзия, технические тексты и произведения, официаль­но запрещенные к републикованию. Потому, что тексты, хранящиеся в открытом доступе на этом сайте, зачастую невозможно найти больше нигде. И разработчик сайта не может позволить себе на время закрыть сайт: это было бы просто нечестно по отношению к посетителям сайта. Сайт, который находится в постоянном развитии, закрывать на реконс­трукцию было бы кощунством.

Одна из самых неудобных вещей на сайте — отсутствующая стра­ница 404. В этих словах кроется некоторый смысловой парадокс, потому

60

Страница 404 на реконструкции

1.7

Что страница 404 — это условное наименование динамически генери­руемого отклика сервера на запрос, который содержит адрес страницы, отсутствующей на сервере. (Таким образом, эти слова обозначают: нет страницы, которой нет.) Страница 404 может понадобиться в разных случаях:

1. Вы уделили какую-то страницу сайта за ненадобностью, но на нее ссылаются другие сайты, и она проиндексирована поисковыми системами. Или произошло изменение структуры сайта.

2. Посетитель набрал ссылку неверно. Или ему дали неверную ссыл­ку на страницу на вашем сайте.

3. Вы поставили ссылку, намереваясь сделать страницу, но не успе­ли или забыли сделать ее.

Условия могут быть и другими. Результат — один и тот же. Посе­титель сталкивается с ситуацией, когда его запрос не выполняется. Пос­кольку неясно, чья это ошибка, остается только корректно сообщить ему об этом и принять меры, чтобы ошибка была исправлена. Встает два вопроса: как должна выглядеть страница 404 и как технически реа­лизовать то, чтобы она приносила пользу.

Главные требования к странице 404 — она должна, во-первых, внятно сообщать посетителю о том, что произошла ошибка, и посо­ветовать пути выхода из ситуации, а во-вторых, отличаться по дизай­ну от остальных страниц сайта. Очень часто бывает так, что на стра­ницу просто выводится надпись: «Ошибка: страница не найдена» или «Ошибка 404: запрашиваемый документ отсутствует на сервере». Это не очень правильно и не очень вежливо по отношению к посетителю. Он запросил документ и вправе его получить. Тут может быть несколь­ко решений. Если вы знаете, что недавно проводились работы по из­менению структуры сайта, то посетителю можно предоставить либо обратную совместимость со старыми версиями сайта, либо объяснить особенности новой структуры, предоставив ссылки на часто запраши­ваемые разделы. В других случаях можно предложить несколько вари­антов решения: например, проверить правильность набранного адреса, предложить найти документ самому. Для этого нужно разместить в поле основной видимости форму для поиска и ссылки на основные и наибо­лее популярные разделы.

Еще одна распространенная ошибка — нагруженность этой стра­ницы баннерами, посторонними ссылками, графическими элемента­ми. Это съедает трафик посетителя, но не дает ему никакой полезной информации. Зачастую сообщение об ошибке дается в стиле обычного текста, так что его не сразу и заметишь, особенно среди посторонних элементов. Допустимо оставить на странице 404 только сообщение об ошибке, основной навигационный блок, логотип — ссылку на глав-

Ную страницу и форму поиска по сайту. Остальные элементы на стра­нице явно лишние.

Ошибки посетителя лучше отслеживать. Это позволит отследить неработающие ссылки (если эти ссылки на вашем сайте, вы, несомнен­но, исправите их сразу, а если не на вашем — то вы сможете отправить информационным партнерам письма с указанием на ошибку в ссылке). Отследить саму ошибку несложно: достаточно вставить в файл страницы 404 небольшой сценарий, который записывает в особый файл или осо­бую таблицу базы данных содержимое переменной $REQUEST_URI — она хранит в себе путь к запрошенному файлу. Если же страница 404 сама по себе не существует на сервере, а ее содержимое генерируется динамически при запросе несуществующей страницы, то в сценарий, генерирующий ошибку, можно вставить тот же фрагмент, который бу­дет отвечать за запись.

В принципе, похожие цели преследует лог сервера: в него тоже за­писываются сообщения о попытке доступа к несуществующей страни­це. Но не каждый сервер можно сконфигурировать так, чтобы лог был всегда под рукой, например, в администраторской странице.

К слову об ошибках. У вас могут работать все ссылки, ваши пар­тнеры могут постоянно проверять ссылки на работоспособность, а по­сетители перестанут ошибаться. Но сообщения об ошибках все равно будут приходить — если вы не завели у себя на сайте пиктограмму для адресной строки (файл вроде favicon. ico) и не написали к нему путь на­подобие такого:

<link rel="shortcut icon"

Href="images/favicon. ico" type="image/x-icon">

Дело в том, что некоторые браузеры принудительно ищут такую пиктограмму, даже если она не указана тэгом <link>, а если не нахо­дят — посылают на сервер сообщение об отсутствующем файле. Допол­нительные запросы нагружают сервер, поэтому лучше загрузить такой файл на сервер и написать путь к нему.

Если вы используете сервер Apache, то сделать собственную стра­ницу обработки ошибок просто. В файле. htaccess вы пишете строчку:

ErrorDocument 404 /error. html

В ней фрагмент /error. html заменяете на адрес вашей страни­цы 404. И, в общем-то, все.

Наконец, последняя рекомендация, которая позволит из­бежать ошибок посетителям. Следует делать такую структуру сай­та, когда адреса в адресной строке выглядят как путь к директориям в файловой структуре и при этом были логически понятны, напри-

Страница 404 на реконструкции

1.7

Мер: Http://Www.Domain.Com/Web/Programming/Stuff/Main/ — тут чело­веку, мало-мальски знающему английский язык, понятно, что стра­ница посвящена главному веб-программисту компании, а от адреса Http://Www.Domain.Com/Web/Programming/Stuff/ посетитель вправе ожидать полный список веб-программистов компании. Стерев любой фрагмент до какого-либо слэша, посетитель может оказаться на странице уров­нем выше.

Задание на дом. Разберитесь в структуре такого адреса: Http://Www. mail. ru/sendmsgok? To =1 @2. ru&Subject= %c1 %e5%e 7%20%f2%e5%ec %fb % 20&From=One%20of%20Us%20&user=secret@mail. ru&TotalUnread1=1&To talUnread=1&MailboxSize=642&MailboxLimit=5120&MailboxFillPercent=1 2&MailboxFillGif=&03&MailboxFree =4478&Folders=0,0, %c2%f5%ee%e4% ff%f9%e8%e5,1,1830;950,0, %d1%ee%ec%ed%e8%f2%e5%eb%fc%ed%fb%e 5,0,18;500003,1, %cc%2d%c0%e3%e5%ed%f2,0,0;500000,0, %ce%f2%ef%f0 %e0%e2%eb%e5%ed%ed%fb%e5,0,326;500001,0, %d7%e5%f0%ed%ee%e2 %e8%ea%e8,0,0;500002,0, %ca%ee%f0%e7%e8%ed%e0,0,0;1001,0, %c8%e 7%e1 %f0%e0%ed%ed %fb %e5%20%ef%e8%f1 %fc %ec%e0,0,8&ReturnPath = win. mail. ru/cgi-bin.

И, главное, попытайтесь запомнить его.

Дизайн

2.

Дизайн

Рабочие руки требуются стране всегда. Этим объясняется попу­лярность газет и сайтов с объявлениями о вакансиях. Не последнее место в списках вакансий занимают объявления о том, что «в ор­ганизацию требуется дизайнер». А теперь — внимание. Строчкой ниже указываются требования: знание Corel, Photoshop, 3DMax, Illustrator и т. п. Иногда указывается возраст и пол, чаще всего — требуемый стаж. Также сообщается о загадочной необходимости «умения работать в команде»; кроме того, работодатели любят слово «креативность». Но ни в одном объявлении не встречаются слова: требуются умение думать. Потому что только с умением думать приходит профессионализм.

Дизайн — это не только владение графическими редакторами. Строго говоря, дизайнер вообще может не владеть перечисленными редакторами, но зато он умеет рождать идеи. Еще он способен среди пятнадцати рожденных идей отобрать одну или две, а другие безжалос­тно отвергнуть или отложить до лучших времен. Но даже это не главное. Очень важно умение самостоятельно определить, насколько одна или две идеи, которым даровано право на жизнь, окажутся ценными для ко­нечного потребителя этой идеи.

Приведем пример. Требуется разработать большой рекламный щит; чему посвящена реклама — не очень важно. Это может быть спор­тивная одежда, сигареты, бытовая химия или автомобили. Дизайнер должен думать одновременно о нескольких вещах:

1. Как передать идею товара так, чтобы это оказалось необычно. То­варов одного типа настолько много, что глаза разбегаются. Задача дизайнера — остановить глаза.

2. Как создать образ, чтобы реклама не стала навязчивой. Навязчи­вость — бич людей, которые вынуждены воспринимать эту рек­ламу, которая встречает и сопровождает их везде. Чем назойливее

64

По ту сторону Веб-страницы

Словарь

Ботки. Обычно расширения состоят из трех букв (exe, gif, php, mov, bmp, eps, swf, asp, m3u, avi, rtf, txt, zip, cpp), но встречаются также двухбуквенные (js, ai) и четырехбуквенные (html, …

Справочник для внутреннего использования

Навигация есть признание того, что твоя страница далека от иде­ала. Ибо если бы она была близка к нему, зачем бы потребовалось покидать ее? А если ее не требуется покидать, зачем …

Алфавит от Google

Есть такая тестирующаяся поисковая подсистема от Google (Http://Www.Google.Com/Webhp?Complete=1&Hl=En), в которой по введенным первым буквам предлагаются наиболее часто за­прашиваемые слова. Я собрал все первые (наиболее рейтинговые) слова на каждую букву русского …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.