Сложный вопрос авторских прав
Одна из самых острых проблем в современном интернете, в частности, в его российском сегменте, — это проблема авторских прав. Одни и те же тексты настолько часто встречаются на самых разных сайтах без ссылки на первоисточник, что найти этот самый первоисточник иногда не представляется совсем никакой возможности.
Но если с текстами проще — могут помочь поисковые системы, — то с изображениями намного сложнее. Если даже на изображении присутствует маркировка создателя (логотип, роспись, иные опознавательные знаки), то удалить их с помощью графических редакторов не составляет особой сложности. В результате приглянувшиеся картинки с такой легкостью разбредаются по сети, что остается только два выхода: либо махнуть на это рукой, либо писать поперек картинки слово «Образец» и продавать «чистые» изображения за деньги.
Однако этот вопрос не сильно привязан к теме книги. Гораздо важнее обсудить проблему обращения дизайнеров с чужими изображениями.
Допустим, для оформления веб-страницы дизайнеру требуется фотография красивой девушки. Он набирает в поисковой системе слово «девушка», выбирает формат, отсеивает неизбежные мегабайты изображений порнографического характера и находит несколько десятков подходящих фотографий. Дело за малым: нужным образом обработать фотографию и вписать ее в композицию страницы. Однако тут же после публикации сайта с этими изображениями в сети вскрываются несколько неприятных моментов.
Первая фотография оказывается пляжным снимком Натали Пор- тман или Киры Найтли, и если сайт рассчитан на зарубежную аудиторию, то вполне могут возникнуть проблемы с юристами упомянутых актрис. На второй изображена очередная победительница конкурса красоты из Краснодара; через два дня приходят письма из модельного агентства этого города с требованием выплатить некую сумму за использование фотографии, сделанной этим агентством. Наконец, фотография, на которой запечатлена третья модель, уже не один раз посылалась друг другу молодыми людьми и бородатыми мужчинами, выдающими себя за симпатичных девушек; эта фотография уже стала известной в определенных кругах, так что дизайнер опять оказывается в неловкой ситуации. Наконец, снимок четвертой девушки, как оказывается, явля-
Дизайн |
|
Ется авторским произведением фотографа, широко известного в узких кругах, и дизайнеру начинают широкой рекой приходить возмущенные письма фотографа и его поклонников. Как всего этого избежать? Разберемся по порядку. Существует законодательство, которое предписывает, каким образом можно использовать чужую интеллектуальную собственность, защищенную авторским правом. В частности, особенно полезным оказывается Закон РФ 5351-1 от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» (действующая редакция с учетом изменений, внесенных Федеральным законом 72-ФЗ от 20 июля 2004 г., опубликованным в «Российской газете» 28 июля 2004 года и вступившим в силу с даты опубликования. Согласно статье 7, в число произведений, являющихся объектами авторского права, в том числе входят: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. Таким образом, вся графика, тем или иным способом созданная человеком (при помощи компьютера и без его помощи) подпадает под действие этого закона. Для справки: объектами авторского права не являются официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Для другой справки: очень часто отметка об авторском праве выглядит неправильно. Полностью она состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Вместо знака © часто пишут (с) или (С), остальные элементы меняют местами. Пример правильного написания: © Панфилов К. С., 2007. Впрочем, наличие полного комплекта обозначений не спасает картинку от копирования. Когда можно бесплатно использовать чужую интеллектуальную собственность? Статья 18 Закона отвечает: «Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения... допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях.». Это значит, что вы |
|
116 |
Сложный вопрос авторских прав |
2.9 |
Можете использовать чужие изображения, если не собираетесь бессовестно наживаться на них. Статья 19 уточняет: «Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования». Используете — ставьте ссылку. Особо нужно обратить внимание на слова «правомерно обнародованное произведение». Смысл их прост: если вы нашли изображение на каком-либо сайте, вы можете его скопировать себе для дальнейшего воспроизведения, если уверены, что размещение картинки на сайте, откуда вы заимствуете, тоже произошло с сохранением авторских прав. Но ведь может быть такое: вы копируете уже украденное изображение. В этом случае и вы становитесь соучастником преступления против авторских прав. А это уже грустно. Статья 21 уточняет, когда именно можно заимствовать изображения и прочую авторскую продукцию: «Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей». Уточните: если изображение, которое вы собираетесь позаимствовать, не является средством заработать деньги и постоянно находится на каком-то сайте, где информация доступна для копирования, то вы смело можете использовать это изображение со ссылкой на источник. Само собой разумеется, что здесь приведены выдержки из законов, которые позволяют использовать чужие произведения бесплатно. Итог простой. Использовать чужие изображения можно, только нужно при этом соблюдать несколько простых правил: указывать источник, не заимствовать изображения, предназначенные для коммерческого использования, и не использовать чужие изображения (бесплатно доставшиеся вам) для получения коммерческой выгоды. А выгода может быть самая разная. Возможно, у вас завалялось несколько постеров и афиш с изображением Джулии Робертс, и вы хотите их продать. Для этого вы заимствуете удачную кем-то сделанную фотографию актрисы, помещаете ее на главную страницу и собираете неслыханные барыши. Это уже противоправное действие, даже если вы укажете источник, потому что фотография использовалась в коммерческих целях. Гораздо логичнее было бы дать фотографию постера. |
Но есть два случая, когда можно избежать даже мыслей о возможном судебном разбирательстве.
Во-первых, полюбившиеся картинки можно купить. Если вы располагаете средствами и у вас есть возможность связаться с автором произведения, то честным будет прямо обратиться к нему с предложением о покупке право на использование изображения в коммерческих целях.
Во-вторых, изображения можно создавать самому. Это не только самый честный, но и самый правильный путь хорошего дизайнера. Дело в том, что в этом случае полными правами на использование графики обладает сам создатель, будь то фотограф или художник.
Для веба, в отличие от полиграфии, пригодны снимки с низким разрешением (72 точки на дюйм, в отличие от полиграфических 300 dpi). Кроме этого, и сами размеры (высота и ширина) изображений достаточно ограничены, и это тоже облегчает работу. Большую и плохую фотографию превратить в маленькую и хорошую гораздо легче, чем наоборот. Даже фрагментов фотографий иногда достаточно для качественного коллажа на веб-странице.
Создание же оригинальных изображений — процесс насколько сложный, настолько и увлекательный. Все зависит от поставленной задачи. Чем стандартнее сайт и чем более шаблонная верстка, тем меньше приходится затрачивать усилий на разработку оригинальной графики; подчас это доходит до автоматизма.
Если же в основу дизайна сайта положена какая-то концепция, идея, то, очевидно, для каждой страницы или для каждого раздела будут создаваться авторские изображения.
Допустим, вы решили пустить в дело этимологию слова «навигация» и сделать все-таки сайт в морском стиле. Качественные фотографии снастей, штурвала, боцманской шапочки и шлюпок можно найти с трудом; вероятно, придется отрисовывать их самому. Современные растровые графические программы позволяют создавать минимумом средств фотореалистичную имитацию трехмерных изображений; вопрос только в опыте дизайнера и достаточном владении инструментом. Например, если я хочу использовать на сайте изображение губной помады, и открываю графический редактор и рисую ее, использую фигуры, кисти, фильтры, заливку, выделения, искажения, слияния фигур, текст, эффекты, маскирование слоев, растеризацию векторных элементов и набор из 50 слоев.
В этом случае у меня ни с кем не будет проблем юридического характера, поскольку все изображение от замысла до окончательного варианта создано мной.
Сложный вопрос авторских прав |
2.9 |
После создания оригинальных изображений остается только отслеживать, не использует ли их кто-то другой. Наконец, важным вопросом является проблема использования контрафактного программного обеспечения. В файле, который создается или редактируется графической программой, обязательно остаются следы этого файла: указание на название программного продукта, ее версию, производителя, иногда — некоторые иные сведения. Попробуйте открыть изображение с фотокамеры или после обработки в графическом редакторе в виде текста с помощью текстового редактора. Кроме массы непонятных символов вы наверняка найдете там массу интересной текстовой информации. Мало того, что они сообщают сведения, которые дизайнер хотел бы скрыть (возможно, он случайно отыскал в залежах программ ту, что искал долгие годы, совсем неизвестную, но самую лучшую, создает с ее помощью шедевры и не хочет, чтобы ей пользовался кто-то еще), но они и увеличивают размер файлов, иногда существенно. В этом случае помогут два средства. Средство первое, дискретное. Есть специализированные программы, вычищающие из файлов «лишнюю» информацию. Как правило, они работают с файлами в формате JPG. В качестве примеров можно привести утилиты PureJpeg и JPG Cleaner, одна работает в консольном режиме, вторая имеет графическую оболочку. В качестве входного параметра следует указать файл для обработки, в настройках — путь помещения результирующего файла. В итоге получается файл, не содержащий текстовых сведений, а содержащий только графическую информацию. Кстати будет заметить, что для публикации на веб-страницах этого недостаточно. Во-первых, следует установить нужные размеры: изображение шириной 2000 пикселей пока еще является нонсенсом для веб-страниц. Во-вторых, стоит установить нужное разрешение: для веб-страниц пригодным является разрешение 72 dpi (dots per inch, точек на дюйм), тогда как редакторы либо не изменяют разрешение, с которым открыто изображение, либо оставляют полиграфические 300 dpi (и фотография становится в несколько раз тяжелее). В-четвертых, нужно установить степень сжатия (не все редакторы имеют такую возможность). Она не выражается в общепринятых величинах, у каждого редактора своя шкала. Важно добиться такого баланса, когда степень сжатия максимальная и допустимая в данном случае, а качество при этом визуально не снизилось. Наконец, в-пятых, раз уж мы так экономим трафик посетителей, то вопрос выбора формата тоже не является праздным. Растровые изображения для сайтов можно сохранять только в трех форматах: JPG, GIF и PNG. Первый оптимален для хранения фотографий, поддерживает максимальное число степеней сжатия и прогрессивную загрузку «по слоям». Формат GIF — единственный, способный воспроизводить анимацию. Кроме того, как и PNG, он поддерживает прозрачные области. Однако алгоритмы сжатия (эти алгоритмы есть у всех трех |
Дизайн |
|
Форматов, поэтому они и применяются на вебе, где скорость загрузки данных важна) у них разные, благодаря чему иногда оказывается логичнее использовать PNG-изображение, чем GIF. И еще (это уже в-шестых): из цветовых моделей веб-страницами поддерживается RGB (и оттенки серого, разумеется). Как правило, чтобы выполнить все эти требования нужна не одна программа, а несколько — либо средство второе. Средство второе, синкретичное, подразумевает использование одного из комплексных растровых редакторов, таких как Adobe PhotoShop или Corel PhotoPaint. Первый из них имеет встроенную команду Save for Web, второй — Export for Web. Есть их аналоги и в некоторых других мощных редакторах. Команда подразумевает изменение разрешения изображения на 72 dpi (каким бы оно ни было изначально), перевод в цветовую модель RGB и освобождение от информации, не относящейся к графическому типу. Размер в пикселях и степень сжатия, а также некоторые другие параметры придется выставить вручную, но тоже в пределах диалоговых окон этих редакторов. Проблема как раз в том, что лицензионное использование комплексных редакторов осложнено его ценой, сравнимой с ценой половины компьютера. Однако сами же эти редакторы позволяют избавиться от следов их участия в подготовке изображений. Впрочем, если дизайнер или фирма серьезно занимается подготовкой графики, то за сумму в районе 500-700 долларов она себе может позволить это приобретение. |
|
120 |