ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ
ПОДХОД «ПРОИЗВОДСТВО-НА-СКЛАД»
Важный аспект планирования продаж и операций — это возможность сконцентрироваться на уровне обслуживания клиентов и его связи с запасами (или обязательствами по поставкам перед клиентами в случае «производства-на-заказ» в чистом виде). Ниже приводится упрощенный пример таблицы плана продаж и операций (табл. 3.10).
В ТЫСЯЧАХ ШТУК 10 ДНЕЙ |
ТОВАРНАЯ ГРУППА: СРЕДНИЕ ИЗДЕЛИЯ («ПРОИЗВОДСТВО-НА-СКЛАД») ЦЕЛЕВОЙ УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: 99%
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ:
ЦЕЛЕВОЙ ЗАПАС ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Третьи 3 месяца |
Четвертые 3 месяца |
Итого за 12 месяцев |
Месяцы с 13-го по 18-й |
На конец финансового года |
План |
200 |
200 |
200 |
210 |
210 |
220 |
220 |
220 |
220 |
690 |
690 |
2670 |
1335 |
$25,54 млн |
$25,4 млн |
222 |
195 |
227 |
||||||||||||
22 |
-5 17 |
27 44 |
||||||||||||
200 |
200 |
200 |
210 |
220 |
230 |
230 |
230 |
230 |
690 |
690 |
2735 |
200 0 |
206 6 |
199 -1 |
Периоды Продажи Прогноз Продаж Фактические Продажи Отклонение За мвсяц Отклонение Нарастающим Производство План Факт Отклонение за месяц Отклонение нарастающим итогом |
Запасы готовой продукции
|
Проблемы и допущения прогноза спроса
1. Прогноз отражает запланированный на третий квартал выпуск на рынок новой товарной группы изделий улучшенной модели
2. Объемы продаж в Азии достигнут уровня 2005 г.
Проблемы поставок
1. Полная остановка завода на Рождество заменена на ступенчатую на осенне-зимний период
Эта таблица содержит фактическую информацию за 3 предыдущих месяца: уровень продаж, выполнение производственного плана, запасы готовой продукции и уровень обслуживания клиентов. Мы видим, что уровень продаж за 3 месяца превысил запланированные показатели на 44 тыс. единиц. Вследствие этого запасы готовой продукции сократились ниже допустимого уровня. В каком смысле ниже допустимого уровня? В том смысле, что уровень обслуживания клиентов упал — он нигде не достиг целевого показателя в 99%.
В этой ситуации должны обсуждаться следующие возможные решения:
• возможность пересмотра прогноза продаж в сторону повышения;
• возможность производства быстро нарастить запасы готовой продукции до нужного уровня;
• действия, которые можно будет предпринять в краткосрочной перспективе для нейтрализации отрицательного эффекта недолжного уровня обслуживания клиентов.
Мы извлекли полезный урок из таких программ качества, как Six Sigma и TQM. Мы поняли, что факты — это наши друзья. Наш план продаж и операций на одном листе бумаги вмещает всю полезную информацию. Это помогает сразу отклонить решения, направленные на исправление какого-нибудь одного аспекта бизнеса ценой больших потерь в других. Например, часто принимаются решения об уменьшении объемов производства, основанные на данных о материальных запасах. Через несколько месяцев оказывается, что уровень обслуживания клиентов недопустимо снизился - невозможно выполнить все заявки вовремя. Тогда принимается решение нарастить производство. И цикл повторяется.
План продаж и операций предохраняет от таких ошибок. Информация о продажах, производстве, запасах и, самое важное, уровне обслуживания представлена в компактном виде па одной странице. Мы убедились на опыте, что руководители находят это очень удобным. Это помогает им принимать более правильные решения.
Пожалуйста, заметьте, что план охватывает 18-месячный горизонт планирования, что способствует эффективному бюджетному планированию и планированию ресурсов. Об этом подробно будет сказано в главе 14. Мы используем 18-месячный горизонт планирования во всех наших примерах.
Часто план продаж и операций показывает количество рабочих дней в каждом месяце, что дает возможность учесть разницу от месяца к месяцу. Во всех наших примерах в данной книге план продаж и операций не содержит количества рабочих дней — для облегчения восприятия.