ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ
ГРУППЫ ПРОДУКТОВ: КАК ИХ ВЫБИРАТЬ
126 |
Многие компании еще до своего вовлечения в планирование продаж и операций уже определили свои группы продуктов. У них в процессах составления бюджета и бизнес-плана группы продуктов поименованы, и выбор этих групп выглядит вполне логичным. Если ваша компания тоже принадлежит к этой категории — это здорово! Используйте то, что вы уже имеете, в объемном планировании продаж и операций. В других компаниях, однако, группы продуктов еще не выделены, и вам придется заняться этим делом как важным и ранним. В ряду возможных вариантов структурирования ваших групп продуктов имеются следующие:
• тип продукта (скотч, бургундское, джин);
• характеристики продукта (высококачественный, де-люкс, стандарт);
• размеры продукта (большие, средние, небольшие);
• бренд («Impala», «Malibu», «Trailblazer», «Tahoe», «Corvette» и др.);
• сегмент рынка (промышленный, потребительский);
• канал распределения (дистрибьюторы, производители оборудования, вторичный рынок);
• клиент.
Основной вопрос состоит в том, как вы поставляете продукт на рынок. Продукты компании «Превосходные изделия», например, удобно подразделяются на промышленные и потребительские продукты, а каждая из этих групп продуктов, в свою очередь, делится на подгруппы — большие, средние и малые изделия.
Компании, применяющие «производство-на-заказ», иногда определяют свои группы продуктов по клиентам; скажем, клиенты, составляющие 20% от общего числа, но приобретающие 80% продуктов предприятия, рассматриваются как отдельные группы, а остальных клиентов можно объединить в общую группу.
Имеет ли смысл выбирать группы продуктов в соответствии с тем, какое деление видится по операциям? Только в том случае, когда такой
принцип деления продукта на группы будет работоспособен и для продаж. Если это так, то мы, скорее всего, имеем дело со связанными ресурсами. Если такое разбиение не выглядит полезным с точки зрения продаж, тогда возникают такие существенные вопросы, как:
• Приведет ли такой выбор к тому, что менеджерам по продажам будет сложнее выполнять работу по составлению прогноза?
• Приведет ли такой выбор к тому, что менеджерам по продажам будет сложнее увязать процесс объемного планирования продаж и операций с вопросами работы на рынке и взаимодействия с клиентами?
При утвердительном ответе на любой из этих двух вопросов мы советуем отвергнуть такой путь разбиения на группы.