ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
Порядок установления лимитов на размещение отходов
В соответствии с федеральным законом "Об отходах производства и потребления" под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок на объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Из этого следует, что лимиты в каждом конкретном случае зависят от весьма значительного количества факторов, в частности от вида отходов, характеристики мест размещения отходов, способов их размещения, экологической ситуации в регионе и других факторов. Определяющим критерием при этом следует считать обеспечение экологической безопасности.
В предельном случае возможны два принципиально различных способа размещения отходов: в герметичной таре и на специально оборудованном объекте, когда практически полностью исключается воздействие на окружающую природную среду, или на открытом рельефе местности, когда отходы могут непосредственно воздействовать на атмосферу, почву, грунтовые и поверхностные воды.
В первом случае предельно допустимое количество размещения отходов (ПДКРО) будет регламентироваться емкостью (или площадью, мощностью) объекта размещения отходов. Во втором - ПДКРО должно определяться исходя из действующих ПДК содержания вредных веществ в воздухе, почве и воде, а также исходя из других требований, предъявляемых к местам размещения отходов с целью обеспечения противопожарной и экологической безопасности, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций. Все остальные возможные способы размещения отходов занимают среди них промежуточное положение.
Основным нормативным документом, регламентирующим порядок установления лимитов размещения отходов является Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.92 № 545. В соответствии с этим документом лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов для складирования), способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояк іе окружающей среды и условия жизни населения. Лимиты устанавливаются конкретным предприятиям Госкомэкологией России и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с их компетенцией.
При установлении лимитов должны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования сырья и охраны окружающей природной среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций, природно-климатические особенности территорий. Проекты лимитов и экологических нормативов по выбросам и сбросам загрязняющих веществ в окружающую природную среду разрабатываются предприятиями с учетом предложений органов местного самоуправления и научных организаций.
В соответствии с федеральным законом "Об отходах производства и потребления" проекты лимитов на размещение отходов разрабатываются предприятиями с учетом норм предельнодопустимых воздействий на окружающую среду, а устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Наряду с этим во многих субъектах Российской Федерации разработаны региональные нормативно-правовые документы на основе Временных правил обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации, введенных в действие в 1994 г. Сложившийся в большинстве регионов порядок установления лимитов размещения отходов сводится к подготовке предприятиями хозяйственной сферы материалов по инвентаризации отходов и мест их временного размещения в виде проекта лимитов размещения отходов; согласованию этих материалов со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды; получению разрешения на размещение в пределах лимитов того количества отходов, которое фактически планируется разместить в местах их захоронения или временного хранения. В случае выявления нарушений или отсутствия необходимых документов природоохранные органы зачисляют соответствующие объемы отходов в категорию сверхлимитных с последующей индексацией размеров платежей за размещение отходов от 5 до 25 раз.
Сроки, на которые устанавливаются лимиты, варьируются на практике в пределах 1-3 лет. Однако в случаях установления лимитов на срок более одного года требуется ежегодное их подтверждение с предоставлением соответствующих материалов, а также отчетов о выполнении планов мероприятий по снижению уровня образования отходов и их воздействия на окружающую природную среду.
Объектами лимитирования являются объемы неиспользуемых и неуничтожаемых отходов, подлежащих размещению в окружающей природной среде путем захоронения или складирования для хранения в расчете на определенное (временное хранение) или неопределенное время в разрешенных органами охраны окружающей природной среды местах. При этом под неиспользуемыми отходами понимаются твердые, пастообразные и жидкие отходы производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов, отходов драгоценных металлов и других отходов, обращение с которыми регламентируется специальными нормативными документами), образующиеся в процессе хозяйственной и бытовой деятельности и не находящие применения в качестве вторичного сырья.
К специально оборудованным местам и объектам размещения отходов относятся:
* места предварительного сбора отходов производства (внутрицеховые, внутрипроизводственные), представляющие собой площадки, оснащенные контейнерами, ящиками, бочками, мешками и другими небольшими емкостями для предварительного сбора отходов и производственного мусора;
* специально оборудованные объекты накопления и временного хранения отходов, предназначенные для накопления и содержания отходов в течение определенного времени с целью последующего их вывоза для переработки, сбыта в качестве вторичного сырья, захоронения (специально оборудованные открытые и оснащенные навесами площадки, склады и ангары, накопители жидких отходов котлованного вида типа шламохранилищ, прудов-отстойников, прудов - испарителей, наземные резервуары и емкости, участки открытого рельефа местности, обустроенные для обеспечения соблюдения экологических требований обваловками, дренажными канавками, ограждениями и другими элементарными средствами защиты окружающей природной среды от воздействия отходов);
* специально обустроенные места для складирования на неопределенный срок твердых крупномасштабных отходов добычи и физико-химической переработки сырья (отходов добычи и обогащения полезных ископаемых, металлургического производства, производства минеральных удобрений, зол и шлаков ТЭС);
* полигоны и свалки токсичных промышленных отходов;
* полигоны и свалки ТБО.
Установление лимитов не исключает возможности согласованного с органами охраны природы сверхлимитного размещения отходов, однако на условиях более высоких нормативов платы, устанавливаемых соответствующими нормативными документами с помощью повышающих коэффициентов.
Примерная форма и методические рекомендации по оформлению проектов лимитов размещения отходов изложены в Методических рекомендациях по оформлению проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов, утвержденных Госкомэколо - гией России 29 апреля 1999 г.
В соответствии с этими рекомендациями проект лимитов размещения отходов должен содержать: титульный лист; сведения об исполнителях; аннотацию; оглавление; введение; общие сведения о предприятии; характеристику производственных процессов предприятия как источника образования отходов; сведения об арендаторах; расчет и обоснование объемов образования отходов; определение класса опасности отходов; характеристику отходов, образующихся в структурных подразделениях предприятия, и мест их хранения; обоснование объемов временного накопления отходов на территории предприятия и периодичности их вывоза; характеристику объектов размещения отходов; перечень, характеристику и массу отходов производства и потребления в целом по предприятию; оценку воздействия отходов на окружающую среду; сведения о возможной аварийной ситуации; контроль за безопасным обращением отходов на территории предприятия; мероприятия, направленные на снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды; предложения по лимитам размещения отходов.
Для информационного обеспечения подготовки такого документа в Методических рекомендациях предлагается заполнить соответствующие таблицы, являющиеся основанием для подготовки лимитов.
Объем представляемых материалов и заполненных таблиц рекомендуется дифференцировать в зависимости от категории предприятий. Чем меньше предприятие, тем меньше может быть количество представленных форм, таблиц и документов при условии отсутствия у него отходов 1-й 2-го классов опасности, образующихся в собственном производстве.
Таким образом, сложившаяся к настоящему времени система установления лимитов является неотъемлемой составной частью разрешительной системы на размещение отходов в окружающей природной среде. Ее цель - осуществление учета и экологического контроля, наложения ограничений на размещение отходов и нормативное обеспечение расчета платежей в экологические фонды за такое размещение.