ПЕНОЙ СО ДНА ОКЕАНА
Подъем затонувших кораблей со дна морей и океанов дело не только интересное и нужное, но и выгодное. Интересное, потому что позволяет лучше узнать историю, если корабль старый; нужное, потому что расчистка дна в портах, на рейдах и просто в море делает судоходство и рыболовство безопасным; выгодное, потому что вме-
с ic со старинными кораблями поднимают много золота, серебра, драгоценных камней, а с современными судами - различное оборудование, да и просто много металла, ибо масса судов огромна.
Раньше подъем судов осуществлялся так. К корпусу судна прикрепляли металлические цистерны, наполненные водой. Затем воду вытесняли сжатым воздухом, они всплывали, увлекая за собой корабль. Это была трудоемкая, длительная операция.
В 1965 году специалисты голландской фирмы «Вейс - мюллер» закачали по трубопроводу в трюмы траулера «Джако Мина», затонувшего на глубине 18 м, несколько сот кубических метров легчайших водонепроницаемых шариков пенополистирола. Объемная, масса этой вспененной пластмассы около 15 кг/м3. Следовательно, каждый литр пенополистирола может поднять со дна моря 950 граммов полезного груза, а один кубический метр-почти тонну. Зная массу корабля, легко рассчитать объем вспененного полистирола, который нужно закачать внутрь поднимаемого корабля.
Через несколько лет советские спасатели подобным образом подняли со дна Черного моря теплоход «Моздок», затонувший во время Великой Отечественной войны.
Однако впоследствии у гранулированного «пенного спасателя» выявились серьезные недостатки. Пенополи - СтиРольные шарики скапливаются под потолком трюма и при подъеме судна в случае качки легко смещаются к одному борту - опасность новой аварии в этом случае очень велика. Поэтому сейчас предпочитают закачивать в судно полиуретановую пену. Подъемная сила такой пены не ниже, чем у пенополистирольных шариков. Жидкая вспененная масса накрепко приклеивается к переборкам корабля и быстро затвердевает. После подъема эта пена легко удаляется. Такой «пенный спасатель» позволяет поднимать корабли даже при сильном волнении на море.
Этот принцип может быть использован и для спасе ння летательных аппаратов, затонувших в результате' аварии.
Сотрудники Калифорнийского океанографическое института под руководством одного из первых американских космонавтов Скотта Карпентера осуществили по«і дъем затонувшего самолета, накачав его фюзеляж «пузырьками специальной пластмассовой пены», как пи - салн об этом журналисты.