ПЕНА ЗАЩИЩАЕТ ОКЕАН
Нефтяное загрязнение грозный фактор, влияющий жизнь Мирового океана, а следовательно, и на жизнь чі ловечества. Даже сравнительно небольшие количества ні фти в воде нарушают обмен у рыб, мидий, кревето Особенно пагубно действует нефтяное загрязнение не Икринки рыб: из них вырастают мальки-уроды, жизне способность которых очень мала.
Появление нефти или мазута вблизи коралловых от мелей приводит к гибели коралловых полипов. Они мо-
, 1 жить только в чистой и прозрачной воде. С колониями кораллов связана жизнь многих видов рыб, и іибель кораллов вызывает исчезновение некоторых форм морской фауны.
Страдают от загрязнения нефтью и крупные морские Животные-киты, дельфины, тюлени, гибнут птицы-бо - 1сс 250 тысяч ежегодно.
Появление нефти в море приводит к образованию на сі о поверхности тонкой нефтяной пленки. От этого нарушается тепло-, влаго - и газообмен между океаном и атмосферой. Например, испарение воды с такой поверхности уменьшается на 60%. В результате поверхностные слои воды под нефтяной пленкой сильнее нагреваются н массы воздуха, находящиеся над загрязненными участками, имеют повышенную температуру и меньшую влажность. Перепад температур воздуха в отдельных областях океана способствует зарождению грозовых облаков н мощных разрушительных циклонов. Таким образом, загрязнение океана играет большую роль в формировании климата и погоды на земле.
Главными причинами загрязнения мирового океана нефтью считают транспортировку нефти водным путем, добычу нефти из моря и промышленные сточные воды, попадающие через речки и реки в моря.
Крупные современные танкеры перевозят ежегодно более 1,5 млрд тонн нефти. Только из бассейна Персидского залива транспортируют танкерами в Европу, Америку и Японию до миллиарда тонн нефти в год. При таких перевозках нефть может попадать в воду. Происходит это и при авариях танкеров.
V |
99 |
В море выливаются сотни тысяч тонн нефти. Так, из - за столкновения судов между собой и с различными неподвижными предметами, а также из-за неудовлетворительного технического состояния танкеров только за 15 дней декабря 1976 года в американских водах потерпели катастрофу пять танкеров. А ведь современные гигант
ские супертанкеры имеют водоизмещение 400-500 и более тысяч тонн. Когда у берегов Франции погиб супертанкер «Амоко Кадис», в море вылилось 230 тысяч тонн нефти.' Вдоль побережья живописнейшего уголка Франции-Б тани на 200 километров растянулось нефтяное пятно. Д( сятки тысяч французов защищали свое побережье от з грязнения нефтью, убытки составили сотни миллионов] франков.
Специалисты считают, что одновременная авария ді сяти современных супертанкеров может привести к гиі ли всего живого в Мировом океане.
Миллионы тонн нефти попадают в море с балластної водой и водой от промывки танкеров в океане после ра: грузки. Обычно танкеры в одну сторону везут нефть; в обратном рейсе танки заполняются водой для прида ния судам необходимой устойчивости. Эту воду и назь вают балластной. При откачке нефти некоторое ее коля чество всегда остается на дне и стенках танкоі Балластная вода смывает и растворяет эти остатки и mi этому всегда содержит нефть. Перед новой загрузкой и! фтью балластную воду из танкера сливают, и хотя сбро неочищенной балластной воды в море запрещен, все та нередко этот запрет нарушается. Некоторые судовладель; ческие компании считают более выгодным платить} штрафы и получать экономию от сокращения времеї простоя танкеров на станциях промывки.
Загрязняется море и при добыче нефти в прибрежно] (шельфовой) зоне. Случаются выбросы нефти в море npj испытании скважин, утечки при повреждении оборудова; ния во время штормов и т. д. Мировую известность ПО лучила катастрофа на морском месторождении в Север ном море вблизи Норвегии. При ремонтных работах на буровой платформе произошел выброс нефти: нефтяной фонтан высотой 60 метров выливал в море каждые сутки 5-6 тысяч тонн нефти. У берегов Скандинавии образова лось нефтяное пятно площадью в 300 квадратных кило
Мс і ров. Специалисты многих стран участвовали в ликви - іаипи этой аварии. Много нефти и нефтепродуктов „опадает в море с промышленными сточными водами и н результате загрязнения акватории портов судами.
Самым простым и наиболее распространенным способом защиты Мирового океана от загрязнения нефтью Являются пены. Пена-главный «работник» по очистке НОДЫ от нефтяных включений. Вот один из примеров использования пены в борьбе с загрязнением воды нефтью.
Ученые установили, что барьером для разливающейся нефги может служить непрерывный поток воздушных Ну Іьірьков, поднимающихся со дна. Для этого вдоль охраняемого района, например акватории морского порта, но дну прокладывают перфорированные трубы, через которые поступает воздух от компрессоров, включаемых в случае необходимости. В результате нефть растекается лишь на ограниченном морском пространстве и может быть убрана специальными катерами-сборщиками. Так воздушный пузырек служит защите океана, берегов и портовых сооружений от нефтяного загрязнения.